Дело № 2-1403/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнегорск08 октября 2010 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Матосовой В.Г.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора г.Дальнегорска Шелковникова А.А.,
при секретаре Колосковой Е.В.,
представителей Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа Бровченко Н.А., Ковалевой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г.Дальнегорска в интересах неопределенного круга лиц об отмене Решения Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 31 августа 2010 г. № 42,
УСТАНОВИЛ:
В суд с заявлением обратился Прокурор г. Дальнегорска, указав, что Прокуратурой г. Дальнегорска проведена проверка законности РешенияМуниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округаот 31 августа 2010 г. № 42 «Об освобождении от обязанностей членов ОИК № 5 с правом решающего голоса, о возложении полномочий ОИК поодномандатному избирательному округу № 5 при проведении выборовдепутатов Думы пятого созыва на Муниципальную избирательную комиссию, О передаче документов из ОИК пятого избирательного округа в МИК Дальнегорского городского округа», далее - Решение.
В ходе проверки установлено, что данное Решение муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа противоречит Федеральному закону от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местной самоуправления», Избирательному кодексу Приморского края.
Так, в связи с тем, что Грузинцева О.В., Демчук О.Ф., Жидова Л.П.,Зикеева О.Н. и Самойлеико А.В. находятся в непосредственном подчинении у кандидата в депутаты Думы Дальнегорского городского округа пятого созыва по избирательному округу № 5 Ильинова СИ. Муниципальной избирательной комиссией Дальнегорского городского округа принято Решение (п.1) об освобождении от обязанное вышеуказанных членов ОИК № 5с правом решающего голоса до истечения срока своих полномочий.
При этом, новые члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса вместо выбывших не назначались. Данный пункт Решения противоречит ч. 10 ст. 31 Избирательного кодекса Приморского края.
В соответствии с ч. 10 ст. 31 Избирательного кодекса Приморского края орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в части 6 статьи 31 Избирательного кодекса, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 22 - 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьями 17-23 Избирательного кодекса Приморского края.
Таким образом, при принятии решения о досрочном освобождении от исполнения обязанностей членов окружной избирательной комиссии № 5 Грузинцевой О.В., Демчук О.Ф., Жидовой Л.Н., Зикеевой О.Н., Самойленко А.В. по основанию предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 31 Избирательного кодекса Приморского края Муниципальная избирательная комиссия Дальнегорского городского округа обязана назначить новых членов окружной избирательной комиссии вместо выбывших.
В соответствии с п. 2 Решения, в связи с неправомочностью деятельности окружной избирательной комиссии по пятому одномандатному округу полномочия избирательной комиссии по пятому одномандатному избирательному округу возложены на Муниципальную избирательную комиссию Дальнегорского городского округа. Данный пункт Решения противоречит ст. 14 Федерального закона согласно которой муниципальная избирательная комиссия осуществляет полномочия окружной избирательной комиссии в случае если окружная избирательная комиссия не сформирована.
Между тем, окружная избирательная комиссия по пятому одномандатному округу сформирована Решением Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 10.08.2010 г. № 24.
Таким образом, решением Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 31 августа 2010 г. № 42 незаконно прекращена деятельность окружной избирательной комиссии по пятому одномандатному округу.
В соответствии со статьей 259 ГПК РФ прокурор, вправе обратиться с заявлением в суд в случае, если решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, нарушаются избирательные права. В данном случае нарушены права граждан желающих участвовать в работе окружной избирательной комиссии избирательного округа № 5 в период проведения выборов в Думу Дальнегорского городского округа. Поскольку в соответствии членом избирательной комиссии может быть любой гражданин, за исключением случаев оснований предусмотренных ч. 1 ст. 31 Избирательного кодекса Приморского края настоящее заявление подано в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Просит: Решение Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 31 августа 2010 г. № 42 «Об освобождении от обязанностей членов ОИК № 5 с правом решающего голоса, о возложении полномочий ОИК по одномандатному избирательному округу № 5 при проведении выборов депутатов Думы пятого созыва на Муниципальную избирательную комиссию. О передаче документов из ОИК пятого избирательного округа в МИК Дальнегорского городского округа» -отменить.
В судебном заседании представитель прокуратуры г.Дальнегорска Шелковников А.А. поддержал заявление по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что ОИК формируются в случаях предусмотренных Законом при проведении выборов по одномандатным и многомандатным округам. Полномочия ОИК могут быть возложены на иные избирательные комиссии. В данном случае законодатель и указывает на ст. 14 Федерального закона № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Есть Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67 – ФЗ и есть Избирательный кодекс Приморского края. Федеральный закон устанавливает общие начала, а Закон субъекта должен не противоречить Федеральному закону. В ч. 7 ст. 28 Избирательного кодекса Приморского края не указано в каких случаях МИК может осуществлять полномочия ОИК. Не сказано об этом и в Федеральном законе № 67 –ФЗ от 12.06.2002 г. и отсылает их к статье 14 Федерального закона № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Сфера действия Федерального закона № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» распространяется на отношения связанные с избирательным правом в части не урегулированной Законом субъекта. Законом субъекта не установлено в каких случаях полномочия ОИК могут быть возложены на МИК. В ст. 31 Избирательного кодекса Приморского края закреплен четкий порядок действий МИК – нужно доназначить членов ОИК. Из ст. 28 п. 6 Избирательного кодекса Приморского края следует, что среди полномочий ОИК, которые по умолчанию может возложить на себя МИК установлены условия по регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу. ОИК № 5 была сформирована 10.08.2010 г. на момент ее создания была полностью легитимной. 27.08.2010 г. по данному округу зарегистрировался кандидат в депутаты Ильинов С.П. Следовало на период доформирования ОИК полномочия по регистрации кандидатов возложить на МИК. Права неопределенного круга лиц будут восстановлены путем отмены обжалуемого решения. Прокуратурой г.Дальнегорска проводилась проверка по обращению председателя Приморской краевой избирательной комиссии. 24.09.2010 г. поступило обращение от председателя КрайИзбиркома. В течение 5 суток проводилась проверка. 29.09.2010 г. был подготовлен ответ и Протест. Заявлений от граждан по данному поводу в Прокуратуру г.Дальнегорска не было.
Представители Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа – председатель комиссии Бровченко Н.А. и член комиссии с правом решающего голоса Ковалева И.О. заявление не признали.
Председатель МИК Дальнегорского ГО Бровченко Н.А. суду пояснила, что на территории Приморского края действует Избирательный кодекс Приморского края. Ссылка на ст. 14 Федерального закона № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления незаконна, потому что выборы на территории Дальнегорского городского округа проводятся по Избирательному кодексу Приморского края и положения ст. 14 противоречат полностью Избирательному кодексу Приморского края. В ст. 14 указывается, что ОИК образуются в каждом одномандатном округе, если число избирателей в округе превышает 10 тыс. человек. Избирательный кодекс Приморского края ограничения по численности избирателей для создания ОИК не предусматривает. Если следовать ст. 14 Федерального закона № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», то тогда все ОИК у них созданы незаконно, потому что около 2000 человек на каждом округе. В Дальнегорском городском округе 21 избирательный округ. По ст. 14 ФЗ № 138-ФЗ ОИК действует до истечения срока полномочий МИК. По Избирательному кодексу Приморского края полномочия ОИК истекают по истечении двух месяцев после опубликования итогов выборов. Ст. 14 указывает, что полномочия ОИК осуществляет МИК только в случае, если ОИК не сформирована, а Избирательный кодекс Приморского края такой ограничительной нормы для возложения полномочий ОИК на МИК не содержит. У МИК было 2 законных пути решения этой проблемы: 1. это так как требует прокурор объявить вакансии и доформировать комиссии, но в этом случае было бы нарушение прав кандидатов, которые уже выдвинули свои кандидатуры по 5 избирательному округу; 2. тот, который единогласно выбрала МИК о возложении полномочий ОИК на МИК. 5 человек из ОИК № 5 вывели по основаниям, что они находились в подчинении у кандидата Ильинова С.П., в связи с этим истекли полномочия и остальных 4 членов комиссии. Считает, что МИК Дальнегорского городского округа нашла законные пути именно по Избирательному кодексу Приморского края, сохранила права и кандидатов и избирателей. В заявлении прокурор просит решение отменить в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. тех, которые могли бы работать в ОИК № 5. Права никого не были нарушены. Остальным членам ОИК была предоставлена возможность работать в участковых избирательных комиссиях. Будут нарушены права 2000 избирателей по данному округу. Действия МИК полностью обоснованны. К ним приезжала член Избирательной комиссии Приморского края Камаева Н.В. Она созванивалась с Гладких Т.В., им говорили решение № 42 в части изменить. Предлагали с 4 оставшихся членов комиссии собрать заявления о том, что они добровольно просят их вывести из ОИК. Они об этом подумали и решили не собирать данные заявления. Краевая Избирательная комиссия была не согласна с МИК по этому вопросу. Избирательная комиссия Приморского края не изменяла их решение, хотя могла это сделать. Краевая избирательная комиссия сказала, что будут обращаться по этому поводу в Прокуратуру г.Дальнегорска. Тогда она сама поехала к И.о. прокурора города Дальнегорска, объяснила ситуацию, потом появился Протест от прокуратуры. На территории Дальнегорского городского округа не сформирована ОИК по 19 избирательному округу и по 5 избирательному округу.
Представитель МИК Дальнегорского городского округа Ковалева И.О. суду пояснила, что в данном случае ст. 14 Федерального закона № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» неприменима. Если ОИК не сформирована, то ее формированием может заниматься Избирательная комиссия Приморского края. МИК – это тот орган, который организует и проводит выборы для того, чтобы обеспечить законность проведения выборов и не нарушать права граждан избирать и быть избранными. МИК при принятии решения действовала полностью на основании закона. Действовать иным способом означало бы, что сорваны были бы выборы. Считает, что заинтересованными лицами должны быть и кандидаты по 5 избирательному округу, которые затратили деньги и людские ресурсы на участие в выборах. Будут нарушаться права зарегистрированных кандидатов. Нет оснований для отмены решения.
Представили письменный отзыв, в котором указали, что в протесте прокуратуры г. Дальнегорска на решение Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 31 августа 2010 г. № 42 содержится требование об отмене решения Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 31 августа 2010 г. № 42.
1. Так, в протесте указано, что решение МИК от 31 августа 2010 г. № 42 противоречит Федеральному закону от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избиратель и быть избранными в органы местного самоуправления». В соответствии со статьей 1 указанный выше закон применяется в случаях, если: законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
-представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
-в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
-полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
-законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
-истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
-выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
-отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
-муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
-органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
-в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Таким образом, основания для применения Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» к выборам, проводящимся на территории Дальнегорского городского округа Приморского края, отсутствуют. Следовательно, решение Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 31 августа 2010 г. № 42 не может противоречить данному Федеральному закону.
2. В протесте прокуратуры также указано, что решение МИК противоречит ч. 10 ст. 31 Избирательного кодекса Приморского края и что, при принятии решения о досрочном освобождении от исполнения обязанностей членов окружной избирательной комиссии № 5 Грузинцевой О.В., Демчук О.Ф., Жидовой Л.Н., Зикеевой О.Н., Самойленко А.В. Муниципальная избирательная комиссия обязана назначить новых членов окружной избирательной комиссии вместо выбывших.
Между тем, назначение новых членов окружной избирательной комиссии было невозможно. В связи с досрочным освобождением от исполнения обязанностей пяти членов ОИК № 5, ОИК № 5 оставалась в составе четырех человек. В данном составе ОИК № 5 неправомочна на принятие решений, т.к. согласно ч.2.ст.30 Избирательного кодекса Приморского края «избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если её состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса», согласно ч.14 ст.30 Избирательного Кодекса Приморского края «решения избирательной комиссии. ..о регистрации кандидатов... принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса».
Для назначения новых членов комиссии потребовалось бы как минимум 10 дней, т.к. ч.6 ст.22 Избирательного Кодекса Приморского края гласит: «избирательная комиссия муниципального образования устанавливает срок приёма предложений по составу окружной избирательной комиссии по выборам депутатов представительного органа муниципального образования. Указанный срок не может составлять менее 10 дней.» В Методических рекомендациях «О порядке формирования избирательных комиссий», утверждённых Постановлением ЦИК России от 17.02.2010 № 192/1337-5 в п. 10.1 части 10 прямо указывается, что «в случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии орган, назначивший такого члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 22,24-27 Федерального Закона «таким образом, фактически в этот период - 10 дней для предоставления вакансий - окружная избирательная комиссия не могла функционировать. Между тем, необходимо было обеспечить право кандидатов в депутаты Думы Дальнегорского городского округа, выдвинувших свои кандидатуры, на регистрацию. Для недопущения нарушения прав кандидатов, МИК было принято решение об осуществлении Муниципальной избирательной комиссией полномочий окружной избирательной комиссии № 5. Избирательный Кодекс Приморского края в ч.7 ст. 22 даёт комиссии такое право: «Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов представительного органа муниципального образования решением избирательной комиссии муниципального образования могут осуществляться избирательной комиссией муниципального образования».
3. Отмена решения Муниципальной избирательной комиссии от 31 августа 2010 г. № 42, может повлечь за собой и отмену всех решений МИК, принимаемых ею при осуществленииполномочийокружной избирательнойкомиссии № 5. Это означает отмену всех решений о регистрации кандидатов по округу № 5. Последствием отмены данных решений будет отсутствие зарегистрированных кандидатов по округу № 5, следовательно, избиратели - граждане, проживающие на территории 5-го округа лишатся права избрать своего депутата. Таким образом, отмена решения МИК от 31 августа 2010 г. № 42 приведет к нарушению прав граждан избирать и быть избранными.
Прокуратура г. Дальнегорска требует отменить решение МИК от 31 августа 2010 г. № 42 полностью. Между тем, полная отмена решения будет означать восстановление в качестве членов ОИК № 5 с правом решающего голоса Грузинцевой О.В., Демчук О.Ф.. Жидовой Л.Н., Зикеевой О.Н., Самойленко А.В. Между тем, данные лица не могут быть членами окружной комиссии по пятому избирательному округу №5, в силу ч. 1 ст. 31, поскольку находятся в прямом подчинении кандидата Ильинова СП. Таким образом, отмена решения МИК от 31 августа 2010 г. № 42 приведет к нарушению Избирательного кодекса.
Действия Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа при принятии решения 31.08.2010 № 42 в части возложения полномочий окружной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5 на МИК ДГО продиктованы только необходимостью сохранения права выдвинувшихся кандидатов по пятому одномандатному избирательному округу на регистрацию в течении срока, регламентированного ч. 1 ст.46 Избирательного Кодекса Приморского края, а именно: «не позднее, чем через 10 дней со дня приёма необходимых для регистрации кандидата документов» и решение комиссии, в каждом его пункте, полностью соответствует правовым нормам Избирательного Кодекса Приморского края.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечена Избирательная комиссия Приморского края.
Представитель Избирательной комиссии Приморского края в судебное заседание не явился, представили письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Избирательной комиссии Приморского края.
Избирательной комиссии Приморского края представлены письменные пояснения по делу, в которых указано, что заместитель прокурора г.Дальнегорска обратился в суд с заявлением об отмене решения Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 31 августа 2010 года № 42 «Об освобождении от обязанностей членов ОИК № 5 с правом решающего голоса, о возложении полномочий ОИК по одномандатному избирательному округу № 5 при проведении выборов депутатов Думы ДГО пятого созыва на Муниципальную избирательную, комиссию, о передаче документов из ОИК пятого избирательного округа в МИК ДГО» (далее по тексту - решение). При рассмотрении данного заявления полагают необходимым учесть следующее.
1. Пунктом 1 решения освобождены от обязанностей членов комиссии с правом решающего голоса ОИК по одномандатному избирательному округу № 5 при проведении выборов депутатов Думы ДГО пятого созыва (далее по тексту - ОИК № 5) Грузинцева О.В., Демчук О.Ф., Жидова ЛЛ., Зикеева О.Н., Самойленко А. В. в связи с нахождением в непосредственном подчинении у кандидата в депутатыДумыДальнегорскогогородскогоокругапятогосозывапо одномандатному избирательному округу № 5 Ильинова С.И.
Муниципальная избирательная комиссия Дальнегорского городского округа освободила от обязанностей указанных членов ОИК № 5 с правом решающего голоса до истечений сроков полномочий в соответствии с требованиями пунктов 1, 6 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2. Пунктом 2 решения полномочия ОИК № 5 возложены на Муниципальную избирательную комиссию Дальнегорского городского округа в связи с неправомочностью ОИК № 5.
ОИК № 5 сформирована в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 3 статьи 22 Избирательного кодекса Приморского края. После освобождения пяти членов ОИК № 5 с правом решающего голоса от исполнения обязанностей до истечения сроков полномочий в составе ОИК № 5 остались четыре члена комиссии с правом решающего голоса.
Избирательное законодательство не предусматривает возможности возложения полномочий ОИК на избирательную комиссию муниципального образования после формирования ОИК и наличия в составе ОИК членов комиссии с правом решающего голоса. Такое возложение полномочий влечет не предусмотренное законом освобождение членов с правом решающего голоса ОИК № 5 от исполнения обязанностей до истечения сроков полномочий.
Кроме того, полномочия ОИК № 5 в данном случае не истекли в силу положений пункта 2 статьи 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
3. Содержание пункта 3 решения обеспечивает реализацию требований статьи 14 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, являющегося приложением к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
4.Пункт 4 решения противоречит требованиям пункта 2 статьи25, 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации».
5.Пункт 5 решения обеспечивает реализацию требований части 15 статьи 31 Избирательного кодекса Приморского края о дополнительной оплате труда членам ОИК № 5 с правом решающего голоса.
Выслушав представителя прокуратуры г.ДальнегорскаШелковникова А.А., представителей Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа Бровченко Н.А., Ковалеву И.О., изучив письменные отзывы Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа и Избирательной комиссии Приморского края, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению на основании следующего:
На 10 октября 2010 года в Дальнегорском городском округе назначены выборы депутатов Думы Дальнегорского городского округа пятого созыва.
Решением Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа № 24 от 10.08.2010 г. «О формировании окружных избирательных комиссий и о назначении их председателей» была сформирована Окружная избирательная комиссия избирательного округа № 5 в количестве 9 человек с правом решающего голоса в составе: Грузинцевой О.В., Демчук О.Ф., Жидовой Л.Н., Зикеевой О.Н., Кислицыной А.И., Павлюк К.С., Коврижных Т.И., Саповской О.Л., Самойленко А.В. (л.д. 7).
27.08.2010 г. по данному избирательному округу был зарегистрирован кандидат в депутаты Ильинов С.П. – директор ГОУ НПО «ПЛ-39».
5 членов с правом решающего голоса ОИК избирательного округа № 5 (Грузинцева О.В., Демчук О.Ф., Жидова Л.Н., Зикеева О.Н., Самойленко А.В.- работники ГОУ НПО «ПЛ-39» (л.д. 7)) находятся в непосредственном подчинении у кандидата в депутаты Думы Дальнегорского городского округа Ильинова С.П.
В силу ст. 31 ч.1 п. 10 Избирательного кодекса Приморского края членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов.
В соответствии со ст. 31 ч.6 п. 2 Избирательного кодекса Приморского края член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае появления оснований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Решением № 42 от 31.08.2010 г. Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа «Об освобождении от обязанностей членов ОИК № 5 с правом решающего голоса, о возложении полномочий ОИК по одномандатному избирательному округу № 5 при проведении выборов депутатов Думы ДГО пятого созыва на Муниципальную избирательную комиссии о передаче документов из ОИК пятого избирательного округа в МИК ДГО» вышеуказанные члены ОИК были освобождены от обязанностей членов избирательной комиссии с правом решающего голоса до истечения срока своих полномочий. В связи с неправомочностью деятельности окружной избирательной комиссии по пятому одномандатному избирательному округу № 5 полномочия окружной избирательной комиссии по пятому одномандатному избирательному округу были возложены на Муниципальную избирательную комиссию Дальнегорского городского округа с 01.09.2010 г. (л.д. 5-6).
Кроме этого, данным решением определено, что истекли полномочия остальных членов ОИК № 5 с правом решающего голоса: Саповской О.Л., Кислициной А.И., Павлюк К.С., Коврижных Т.И.
В силу ст. 31 ч. 10 Избирательного кодекса Приморского края орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в части 6 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 22 – 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьями 17-23 Избирательного кодекса.
Данное требование указанного Федерального закона и Избирательного кодекса Приморского края Муниципальная избирательная комиссия Дальнегорского городского округа не выполнила, а напротив при этом досрочно прекратила полномочия остальных членов ОИК № 5 с правом решающего голоса и возложила полномочия данной ОИК на себя, т.е. на Муниципальную избирательную комиссию Дальнегорского городского округа, что не предусмотрено нормами действующего законодательства.
Представители Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа, в своем выступлении ссылались на ст. 22 ч.7 Избирательного кодекса Приморского края, согласно которой полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов представительного органа муниципального образования решением избирательной комиссии муниципального образования могут осуществляться избирательной комиссией муниципального образования.
Однако, по мнению суда, Избирательный кодекс Приморского края и Федеральное законодательство в сфере избирательного права не предусматривает возможности возложения полномочий ОИК на избирательную комиссию муниципального образования уже после формирования ОИК и наличия в составе ОИК членов комиссии с правом решающего голоса, в том числе и в данном конкретном случае. Кроме этого, такое возложение полномочий повлекло не предусмотренное законом освобождение четырех остальных членов комиссии с правом решающего голоса ОИК № 5 от исполнения обязанностей до истечения сроков полномочий.
В связи с изложенным, Решение Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 31 августа 2010 г. № 42 «Об освобождении от обязанностей членов ОИК № 5 с правом решающего голоса, о возложении полномочий ОИК по одномандатному избирательному округу № 5 при проведении выборов депутатов Думы ДГО пятого созыва на Муниципальную избирательную комиссии о передаче документов из ОИК пятого избирательного округа в МИК ДГО» следует отменить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 31 августа 2010 г. № 42 «Об освобождении от обязанностей членов ОИК № 5 с правом решающего голоса, о возложении полномочий ОИК по одномандатному избирательному округу № 5 при проведении выборов депутатов Думы ДГО пятого созыва на Муниципальную избирательную комиссии о передаче документов из ОИК пятого избирательного округа в МИК ДГО» - отменить.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Дальнегорский районный суд в течение 5 суток со дня его принятия.
Председательствующий судьяВ.Г. Матосова