Дело № 2-363\**** г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Далматово **.**.**** года
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.
при секретаре Порошиной Е.С.,
с участием заместителя прокурора Далматовского района Бургазлиева В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Управление по делам образования, культуры молодежи и спорта» Администрации Далматовского района, МДОУ «Белоярский детский сад» о возложении обязанности по подведению горячей воды и замене холодильника,
установил:
Прокурор Далматовского района **.**.**** года обратился в Далматовский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Управление по делам образования, культуры молодежи и спорта» Администрации Далматовского района и МДОУ «Белоярский детский сад» о возложении обязанности на ответчиков подвести горячую воду к умывальникам туалетных помещений и помещению для мытья посуды, заменить холодильник для хранения суточного набора продуктов и суточных проб. В заявлении указал, что прокуратурой Далматовского района была проведена проверка в МДОУ «Белоярский детский сад» по факту нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В нарушение требований п. 2.7.6 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» в МДОУ отсутствует подводка горячей воды к умывальникам туалетных помещений и помещения для мытья посуды. В нарушений пунктов 2.10.24, 2.10.27 вышеназванного СанПиН 2.4.1.1249-03, холодильник для хранения суточного набора продуктов и суточных проб не промаркирован, старый, в плохом состоянии, требует замены из-за высокого процента износа, дверца у морозильного отдела отсутствует, вследствие чего нарушается температурный режим хранения суточных проб и продуктов. Указанные нарушения зафиксированы и отражены в акте проверки. Сложившаяся ситуация привела к тому, что несовершеннолетние воспитанники детского сада, в связи с отсутствием подвода горячей воды к умывальникам туалетных помещений, вынуждены умываться и проводить иные гигиенические мероприятия в холодной воде, что угрожает здоровью детей. Опасение вызывает и здоровье персонала детского сада, в связи с отсутствием подвода горячей воды к помещениям для мытья посуды. Нарушение температурного режима хранения продуктов и суточных проб также угрожает здоровью несовершеннолетних воспитанников МДОУ. **.**.**** года заведующей МДОУ в УДОКМС Администрации Далматовского района был предоставлен счет на оплату двух водонагревателей и холодильника, закупить которые предполагается в ООО «Орбита», однако данный счет по настоящее время не оплачен. Бездействие УДОКМС ставит под угрозу здоровье несовершеннолетних.
Прокурор в судебном заседании требовании и доводы искового заявления поддержал в полном объеме и дал пояснения, полностью соответствующие содержанию искового заявления, просил признать МДОУ «Белоярский детский сад» и УДОКМС Администрации Далматовского района надлежащими ответчиками по делу, так как в соответствии с муниципальным законодательством заказчиком на товары, работы и услуги для муниципальных нужд может быть только УДОКМС, а детский сад обязан принять закупленное оборудование и установить его.
Представитель ответчика - МУ «Управление по делам образования культуры, молодежи и спорта» Шабанова исковые требования признала, суду пояснила, что только УДОКМС может выступать муниципальным заказчиком по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, но денежных средств согласно смете, на эти расходы не выделено, хотя с заявкой на приобретение необходимого оборудования МДОУ «Белоярский детский сад» обратилось.
Представитель МДОУ «Белоярский детский сад» Пономарева иск признала, суду показала, что к детскому учреждению предъявлены обоснованные требования о соблюдении санитарных правил, дети в детском саду умываются холодной водой, т.к. горячая вода к умывальникам не подведена; посуду моют горячей водой, которую приносят из пищеблока. Холодильник в детском саду старый, с истекшим сроком эксплуатации, т.е. является технически опасным товаром и подлежит замене. Она сделала заявку в УДОКМС на приобретение необходимых товаров, холодильник и водонагреватели согласно счет-фактуры возможно приобрести в ООО «Орбита», но товары УДОКМС не оплачены, поэтому не могут добровольно исполнить требования иска.
Представитель 3-его лица – ТО Управления Роспотребнадзора Курганской области в Далматовском, Катайском районах в суд не явился, отзыва по иску не представил. 3-е лицо было судом надлежаще и своевременно извещено о данном судебном заседании.
Представитель 3-его лица – Финансового управления Администрации Далматовского района представил отзыв по иску, согласно которого просит рассмотреть данное гражданское дело рассмотреть без участия представителя. А также поясняет, что указанные виды расходов на **** год не запланированы в районном бюджете по УДОКМС Администрации Далматовского района и соответственно по МДОУ «Белоярский детский сад». На основании ст. 83 БК РФ финансирование новых видов расходов бюджета по главному распоряжению кредитов - УДОКМС возможно только в случае перевыполнения плановых назначений по собственным доходам районного бюджета в 4 квартале **** года.
Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела и проанализировав нормы права, регулирующие данные правоотношения, считаю, что прокурором заявлены законные и обоснованны требования, подлежащие удовлетворению.
К выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Далматовского района суд пришел на основании следующего:
Согласно ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из акта проверки за №* от **.**.**** года установлено, что **.**.**** г. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах, на основании поручения прокуратуры Далматовского района была проведена проверка в отношении МДОУ «Белоярский детский сад», в ходе которой были выявлены нарушения в том числе: п. 3 - отсутствует подводка горячей воды к умывальникам в туалетах - нарушение п. 2.7.6 СанПиН 2.4.1.1249-03; п. 15 - холодильник для хранения суточного набора продуктов и суточных проб не промаркирован, старый, требует замены из-за высокого процента износа, дверца у морозильного отдела отсутствует, вследствие чего нарушается температурный режим хранения суточных проб, нарушение п. 2.10.24, 2.10.27 СанПиН 2.4.1.1249-03.
Согласно ст. ст. 2, 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане, обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03", утв. Постановлением от 26 марта 2003 г. N 24 Главного Государственного санитарного врача РФ, зарегистрированные в Минюсте РФ 8.04.2003 г. за № 4392 в п. 2.7.6. предусматривают, что подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов – смесителей; в п. 2.10.24. - ежедневно следует оставлять суточную пробу готовой продукции. Суточная проба отбирается в объеме: порционные в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 г с целью микробиологического исследования при неблагополучной эпидемиологической ситуации. Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в течение 48 часов в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2 - +6 град. С. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник; в пункте 2.10.27. - особоскоропортящиеся пищевые продукты хранят в холодильных камерах или холодильниках при температуре +2 - +6 град. С и в соответствии с требованиями действующих санитарных правил (приложение 14). Для контроля за температурой в холодильниках и холодильных камерах устанавливают термометры. При наличии одной холодильной камеры места хранения мяса, рыбы и молочных продуктов должны быть строго разграничены, с обязательным устройством специальных полок, легко поддающихся мойке и обработке. Требования к условиям хранения продуктов изложены в приложении 15 к данным правилам.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1, к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Согласно п. 1, 4 ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ст. 210 ГК РФ определяет, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Уставом МДОУ «Белоярский детский сад» данное дошкольное образовательное учреждение является юридическим лицом. Права юридического в части ведения финансово – хозяйственной деятельности, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента его регистрации (п. 1.6). Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штампы и бланки со своим наименованием (п. 1.7). Учредителем является УДОКМС Администрации Далматовского района. Учредитель закрепляет за МДОУ объекты собственности, которые находятся в оперативном управлении МДОУ (п. 1.4).
В судебном заседании установлено, что самостоятельного лицевого счета у МДОУ «Белоярский детский сад» не имеется.
В соответствии с Положением, утв. Решением Далматовской районной Думы от 22.05.2009 г. № 423, Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта является отраслевым (функциональным) органом Администрации Далматовского района, осуществляющим полномочия по решению отдельных вопросов местного значения муниципального района, в том числе и вопросов образования (п. 1.1, 2.1), обладает правами юридического лица, имеет свои счета, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.4), имущество Управления принадлежит ему на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью Далматовского района, Управление осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, самостоятельно осуществляет свою деятельность (п. 7.1-7.4).
Решением Далматовской районной Думы от 09.10.2007 г. за № 275 утверждено Положение о муниципальном заказе в Далматовском районе в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которое вступило в силу с момента подписания Главой Далматовского района. В соответствии с названным Положением, муниципальным заказом является организационно-экономическая форма удовлетворения муниципальных нужд МО, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных полномочий; муниципальными заказчиками МО Далматовского района, осуществляющими функции по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд МО, являются администрация Далматовского района, комитет по управлению муниципальным имуществом, УДОКМС, МУ «Далматовская центральная районная больница», Администрации МО поселений. Заказчик, орган, уполномоченный на размещение муниципального заказа, определяет параметры заказа, объем поставок (работ, услуг), способы размещения заказа, исходя из потребностей и утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, результатом размещения муниципального заказа должен быть муниципальный контракт, заключенный заказчиком в целях обеспечения муниципальных нужд. Финансирование муниципального заказа осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в сводной бюджетной росписи Далматовского района. Финансовые средства за исполнение муниципального контракта перечисляются поставщику (подрядчику, исполнителю) после сдачи работ (поставки товара, оказания услуг) и подписания соответствующего акта.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно ст. 296 ГК РФ, казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, из объяснений сторон и исследованных письменных доказательств следует сделать вывод, что полномочия собственника имущества МДОУ «Белоярский детский сад» осуществляет МУ «Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта», а дошкольное образовательное учреждение владеет данным имуществом на праве оперативного управления.
Ответственность за содержание имущества в состоянии, отвечающем целям и предмету деятельности дошкольного учреждения несет в данном случае, как учредитель, так и само дошкольное учреждение. Требования Санитарных правил и нормативов являются обязательными для исполнения обоими ответчиками. Закупить необходимое оборудование и материалы, оплатить работы для муниципальных нужд имеет право УДОКМС Администрации Далматовского района; МДОУ «Белоярский детский сад» обязан принять эти работы и оборудование и обеспечить их эксплуатацию для соблюдения Санитарных правил. Поэтому оба ответчика по делу являются надлежащими.
Согласно ст. 103 ГПК РФ судом разрешается вопрос о судебных расходах, с учетом того, что на момент предъявления иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины на сумму 200 рублей.
Руководствуясь ст. 194 – 199, 103 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Управление по делам образования, культуры молодежи и спорта» Администрации Далматовского района, МДОУ «Белоярский детский сад» о возложении обязанности по подведению горячей воды и замене холодильника удовлетворить:
Возложить обязанность на МУ «Управление по делам образования, культуры молодежи и спорта» Администрации Далматовского района и МДОУ «Белоярский детский сад» подвести горячую воду к умывальникам туалетных помещений и помещению для мытья посуды в МДОУ «Белоярский детский сад», заменить холодильник для хранения суточного набора продуктов и суточных проб.
Взыскать с МУ «Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта» Администрации Далматовского района, МДОУ «Белоярский детский сад» государственную пошлину в бюджет МО Далматовский район, от уплаты которой был освобожден истец при предъявлении иска, в сумме по *** рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.**** года, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья Л.В. Пономарева