Дело № 2-468\**** г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Далматово, Курганской области «**.**.**** года»
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.
при секретаре Порошиной Е.С.,
с участием помощника прокурора Далматовского района Новикова Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по искам прокурора Далматовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вознесенского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Белоярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Яснополянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Новопетропавловского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Песчано-Колединского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Любимовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Уксянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, о признании незаконным бездействия ответчиков по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию противопожарных водоемов подъездами для пожарных автомобилей и забора воды и оборудовании подземных резервуаров,
установил:
Прокурор Далматовского района **.**.**** года обратился в Далматовский районный суд с исковыми заявлениями к ответчикам Администрации Вознесенского сельского Совета, Администрации Белоярского сельского Совета, Администрации Яснополянского сельского Совета, Администрации Новопетропавловского сельского Совета, Администрации Песчано-Колединского сельского Совета, Администрации Любимовского сельского Совета, Администрации Уксянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области о признании незаконным бездействия ответчиков по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию противопожарных водоемов подъездами для пожарных автомобилей и забора воды и оборудовании подземных резервуаров, указав, что прокуратурой Далматовского района была проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего порядок содержания пожарных водоемов на территории указанных сельских советов. В результате проведенных надзорных мероприятий установлено, что вопреки требованиям действующего законодательства в с. Вознесенское, Язовка, Белоярка-1, Бараба, Ясная Поляна, Новопетропаловское, д. Малиновка, с. Песчано-Коледино, Любимово, Уксянское при наличии около населенных пунктов естественных водоемов, пирсы с твердым покрытием размером 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды отсутствуют, а также в селах Вознесенское, Язовка, Ясная Поляна, Новопетропавловское, Песчано-Коледино, Любимово, Уксянское, д. Ольховка, Малиновка отсутствует запас воды для целей пожаротушения.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Новиков Д.А. исковые требования поддержал частично, доводы исковых заявлений поддержал в полном объеме и пояснил, что ситуация с пожарами по всей РФ свидетельствует о необходимости соблюдения законодательства в области пожарной безопасности. Просил обязать Администрацию Уксянского сельского Совета оборудовать имеющийся в с. Уксянское водоем пирсом, от исковых требований о возложении обязанности на администрации Яснополянского и Уксянского сельских советов по оборудованию подземных резервуаров отказался, поскольку было установлено, что резервуар в с. Ясная Поляна имеется, но к нему необходимо обеспечить доступ для подъезда пожарных машин, а в с. Уксянское по договору используются имеющиеся пожарные резервуары ЗАО «Далур». В остальной части исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации Вознесенского сельского Совета Шеина И.И. исковые требования прокурора признала, суду пояснила, что как и.о. главы Администрации к обязанностям приступила недавно; резервуаров и пирсов в населенных пунктах, действительно нет. Бывший глава сельской Администрации по этому поводу бездействовал. Вопросы пожарной безопасности в настоящее время решает, данные расходы в бюджет сельского Совета не заложены.
Представитель ответчика – Администрации Белоярского сельского Совета Пермяков А.А. исковые требования признал, за исключением требований о бездействии Администрации, пояснил, что на территории сельского совета находится 4 населенных пункта, численностью населения 1035 чел. Естественных водоемов нет, р. Барневка пересыхает, оборудовали запруду, у которой поставили плиты, но пирс пока не оборудован; на территории сельского Совета имеются пожарные краны, передвижная емкость для воды.
Представитель ответчика – Администрации Яснополянского сельского Совета – Волосникова Л.Г. требовании прокурора признала частично, суду пояснила, что проверка проводилась без ее участия. На территории села имеется противопожарный резервуар, расположенный около здания сельской школы, на территории земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании частного лица. Озеро было оборудовано пирсом, но он обмелело, и уровень воды упал. Администрацией принимаются меры к обустройству пирса, но не хватает денежных средств. На территории села проживает 400 жителей.
Представитель ответчика – Администрации Новопетропавловского сельского Совета – Бахирев В.А. исковые требования признал частично, суду пояснил, что пожарная машина воду забирает с плотины, где есть площадка, но требованиям пирса она не соответствует, ее нужно обустроить. Ранее на свино-комплексе был пожарный резервуар, но его похитили. Денежных средств в бюджете сельского Совета на эти мероприятия не имеется. Население с. Новопетропавловское составляет более 1000 чел., д. Малиновки - 510 чел.
Представитель ответчика – Администрации Песчаноколединского сельского Совета – Иванова Л.В. исковые требования признала частично, суду пояснила, что пирс у естественного водоема в селе есть, но за лето озеро обмелело, вода отошла от берега, путем углубления будут подводить воду к пирсу. На территории сельского совета есть 2 емкости объемом по 45 м3, принадлежащие ЛПУ, которые они используют в целях пожаротушения, но договор об этом пока не заключен.
Представитель ответчика – Администрации Любимовского сельского Совета Ильиных Н.В. исковые требования прокурора признала частично, пояснила, что на территории села имеется р. Барневка, на ней сделана плотина, дно углублено, оборудован подъезд, но пирс пока не оборудован. В другой части села этот же водоем в противопожарных целях использовать невозможно, так как река мелкая. Население составляет 1013 чел. Денежных средств на эти цели в бюджете не достаточно.
Представитель ответчика – Администрации Уксянского сельского Совета – Юрин А.И. исковые требовании не признал, пояснил, что при проведении проверки он не присутствовал. На территории с. Уксянского имеется два резервуара по 75 м3 каждый, принадлежащие ЗАО «Далур», которые по договору Администрация использует в целях пожаротушения. Также имеется 4 водонапорных башни питьевого водопровода, которые оборудованы для заправки пожарных автомобилей. Водоем в с. Уксянское искусственного происхождения, зимой промерзает до дна, поэтому считает, что в зимнее время его будет невозможно использовать для заправки пожарных машин водой.
Представитель 3-его лица – отдела ГПН по Далматовскому району – Апаликов С.Н. иск прокурора поддержал, суду пояснил, что все предъявленные требования основаны на действующем законодательстве в области пожарной безопасности населенных пунктов – Правилах пожарной безопасности в РФ и СНиП. В соответствии с п. 94 ППБ в РФ при наличии на территории населенного пункта естественного водоисточника, он должен быть оборудован пирсом для подъезда и установки пожарных машин и забора воды. Пожары наиболее опасны в летнее время, поэтому в с. Уксянское наиболее рационально оборудовать пирс у имеющегося водоема. Использовать питьевой водопровод в целях пожаротушения не предусмотрено. Согласно СНиП объем подземных резервуаров для воды рассчитывается по специальным таблицам с учетом продолжительности тушения пожара, которая принимается за 3 ч. и зависит от количества проживающих в населенном пункте граждан. Администрацией населенного пункта должны быть созданы все необходимые условия для тушения пожара и забора воды техникой, принимающей участие в тушении пожара. Водоисточники должны находиться в радиусе 200 м., поэтому требуются не менее двух водоемов в населенном пункте с учетом его протяженности.
Заслушав доводы сторон, представителя 3-его лица, показания специалиста и свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора Далматовского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
К выводу об обоснованности заявленных прокурором требований суд пришел на основании нижеследующего:
Заключениями специалиста по вопросам пожарной безопасности от **.**.****-**.**.**** года установлены нарушения по указанным в исковых заявлениях прокурора населенным пунктам, Далматовского района в области соблюдения законодательства по пожарной безопасности, а именно в населенных пунктах при наличии естественных водоисточников к ним не обустроены подъезды с площадками (пирсы) с твердым покрытием не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, при отсутствии естественных водоемов - отсутствует запас воды в целях пожаротушения, указанными документами выявлены и другие нарушения в области пожарной безопасности населенных пунктов. Факты, изложенные в заключениях, подтверждены фототаблицами. Все населенные пункты не очищены от горючего мусора, что создает особую опасность в случае возникновения пожара для распространения огня, пирсы не соответствуют установленным законодательством требованиям.
Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 названного ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 52 указанного ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Поскольку в соответствии со ст. 1 указанного ФЗ, пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, в силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности, так как в случае возникновения пожара на территории населенных пунктов создается реальная угроза жизни, здоровью и имущества значительного количества граждан, численность и персональный состав которых установить невозможно.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 г. № 4838 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, пунктом 94 которых установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Согласно п. 9.27 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» предусмотрено, что хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примечании 1 к п. 2.11. Пункт 1 примечания к п. 2.11 определяет, что допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований п.п. 9.27-9.33 для населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. человек.
В соответствии п. 9.28 и примечаний к нему, объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п.п. 2.12-2.17 и 2.24; к пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог согласно п. 14.6.
Согласно п. 9.29 указанного СНиП количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать по п. 9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. П. 9.30 предусматривает, что пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов – 200м, при наличии мотопомп – 100-150 м в зависимости от их типа.
Расчет объемов воды для целей пожаротушения произведен специалистом ГПН Далматовского района в соответствии с п. 2.11 и 2.12 СНиП 2.04.02.84.
Таким образом, требования ППБ 01-03 и СНиП 2.04.02-84* являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Согласно законодательства и из показаний специалиста финансового управления Администрации Далматовского района Полухиной В.Л. судом установлено, что Администрации Вознесенского сельского Совета, Белоярского сельского Совета, Яснополянского сельского Совета, Новопетропавловского сельского Совета, Песчано-Колединского сельского Совета, Любимовского сельского Совета, Уксянского сельского Совета, Далматовского района имеют самостоятельные бюджеты. В соответствии с Уставами каждый ответчик решает вопросы местного значения на территории своих поселений, самостоятельно защищает расходы своего бюджета, может являться заказчиком работ, услуг и товаров для муниципальных нужд.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1, специалист Администрации Далматовского района по делам ГО и ЧС суду показал, что выезжал с проверкой в с. Ясная Поляна и с. Песчано-Коледино. В с. Ясная Поляна, действительно, имеется подземный резервуар для воды в целях пожаротушения объемом 15 м3, но необходимо обеспечить к нему свободный подъезд пожарных машин, так как он находится во дворе жилого дома. В с. Песчано-Коледино в качестве резервуаров для заправки пожарных машин используются емкости, находящиеся на территории котельной ЛПУ, которые в зимнее время подогреваются, но пока не заключен договор об их использовании с Администрацией сельского Совета. Во всех селах пирсы для подъезда пожарных машин не соответствуют установленным требованиям.
Поскольку ответчики и после проведения проверки в начале **.**.**** года до момента разрешения исков судом не приняли надлежащих мер к созданию в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения – не оборудовали противопожарные пирсы в населенных пунктах и подземные резервуары, такое бездействие следует признать незаконным.
Следует возложить обязанность на ответчиков по соблюдению требований в области пожарной безопасности: на Администрацию Вознесенского сельского Совета, оборудовать водоемы, расположенные на территории с. Вознесенское и с. Язовка, Далматовского района, Курганской области подъездами с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 в с. Вознесенское, Далматовского района и подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 - в с. Язовка, Далматовского района; на Администрацию Белоярского сельского Совета - оборудовать водоемы, расположенные на территории с. Белоярка-1 и с. Бараба, Далматовского района подъездами с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 в д. Ольховка, Далматовского района; на Администрацию Яснополянского сельского Совета - оборудовать водоем, расположенный около с. Ясная Поляна, Далматовского района подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обязать обеспечить доступ для подъезда пожарных автомобилей и забора воды к подземному резервуару, имеющемуся на территории с. Ясная Поляна, Далматовского района; на Администрацию Новопетропавловского сельского Совета - оборудовать водоемы, расположенные на территории с. Новопетропавловское и д. Малиновка, Далматовского района подъездами с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 в д. Малиновка, Далматовского района и подземный резервуар емкостью не менее 54 м3 - в с. Новопетропавловское, Далматовского района; на Администрацию Песчано-Колединского сельского Совета - оборудовать водоем, расположенный на территории с. Песчано-Коледино, Далматовского района, подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обязать оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 54 м3 в с. Песчано-Коледино, Далматовского района; на Администрацию Любимовского сельского Совета оборудовать водоем, расположенный на территории с. Любимово, Далматовского района, подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обязать оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 54 м3; на Администрацию Уксянского сельского Совета - оборудовать водоем, расположенный на территории с. Уксянское, Далматовского района, подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. 194 – 199, 103 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Вознесенского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Белоярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Яснополянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Новопетропавловского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Песчано-Колединского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Любимовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Уксянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области о признании незаконным бездействия ответчиков по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию противопожарных водоемов подъездами для пожарных автомобилей и забора воды и оборудовании подземных резервуаров удовлетворить:
Признать незаконным бездействие ответчиков - Администрации Вознесенского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Белоярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Яснополянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Новопетропавловского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Песчано-Колединского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Любимовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Уксянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области по созданию условий в целях пожаротушения для забора воды из источников наружного водоснабжения.
Возложить обязанность на Администрацию Вознесенского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать водоемы, расположенные на территории с. Вознесенское и с. Язовка, Далматовского района, Курганской области подъездами с площадкой (пирсамим) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 в с. Вознесеноское, Далматовского района и подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 - в с. Язовка, Далматовского района.
Возложить обязанность на Администрацию Белоярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать водоемы, расположенные на территории с. Белоярка-1 и с. Бараба, Далматовского района подъездами с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 в д. Ольховка, Далматовского района.
Возложить обязанность на Администрацию Яснополянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать водоем, расположенный около с. Ясная Поляна, Далматовского района подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обязать обеспечить доступ для подъезда пожарных автомобилей и забора воды к подземному резервуару, имеющемуся на территории с. Ясная Поляна, Далматовского района.
Возложить обязанность на Администрацию Новопетропавловского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать водоемы, расположенные на территории с. Новопетропавловское и д. Малиновка, Далматовского района, подъездами с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 в д. Малиновка, Далматовского района и подземный резервуар емкостью не менее 54 м3 - в с. Новопетропавловское, Далматовского района.
Возложить обязанность на Администрацию Песчано-Колединского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать водоем, расположенный на территории с. Песчано-Коледино, Далматовского района, подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обязать оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 54 м3 в с. Песчано-Коледино, Далматовского района.
Возложить обязанность на Администрацию Любимовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать водоем, расположенный на территории с. Любимово, Далматовского района, подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обязать оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 54 м3.
Возложить обязанность на Администрацию Уксянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать водоем, расположенный на территории с. Уксянское, Далматовского района, подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды.
Взыскать с Администрации Вознесенского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Белоярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Яснополянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Новопетропавловского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Песчано-Колединского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Любимовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Уксянского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области государственную пошлину в бюджет МО Далматовский район, от уплаты которой был освобожден истец при предъявлении исков, в сумме по 200 рублей с каждого ответчика.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с со **.**.**** года, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья Л.В. Пономарева