Решение по делу о признании недействительной регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета



Дело № 2-510\**** г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Далматово, Курганской области **.**.****

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Л.В.

при секретаре Вахрушевой Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по иску Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области к Беставашвили Кукури Садикоевичу о признании недействительной регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета,

установил:

УФМС по Курганской области обратилось в суд с исковым заявлением к Беставашвили К.С. о признании недействительной его регистрации по месту жительства по адресу: Адрес Обезличен, Курганской области и снятии его с регистрационного учета по указанному адресу. Указывает, что в **.**.**** в ОУФМС по Курганской области в Далматовском районе обратился Беставашвили К.С., уроженец Адрес Обезличен Грузинской ССР. При обращении им был предъявлен паспорт образца №* №* от **.**.****, выданный Данные Изъяты, Грузинской ССР. Беставашвили К.С. в период с **.**.****. был зарегистрирован по месту жительств в Адрес Обезличен, снят с учета в связи с изменением места жительства, с **.**.**** по настоящее время значится зарегистрированным по месту жительства также по указанному адресу. Из объяснений ответчика следует, что в **.**.**** он был снят с регистрационного учета в связи с продажей дома. Однако дом продать не мог, все это время проживал в Далматовском районе, никуда не выезжал. В **.**.**** он обратился в администрацию Верхнеярского сельского совета к специалисту ФИО4 по вопросу регистрации по месту жительства. На момент регистрации по месту жительства Беставашвили К.С. **.**.**** Правила регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, не подлежали применению при оформлении регистрации в отношении граждан бывшего СССР, прибывших из государств – участников СНГ и государств Балтии. Заключением служебной проверки от **.**.**** регистрация по месту жительства Беставашвили К.С., оформленная бывшим специалистом ФИО4, была признана неправомерной.

В судебных заседаниях представитель УФМС по Курганской области Гусева С.М. исковые требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме, суду пояснила, что первоначально по состоянию на **.**.**** ответчик был зарегистрирован по месту жительства - в Адрес Обезличен правильно; но повторная его регистрация по месту жительства **.**.**** произведена специалистом Администрации Верхнеярского сельского Совета неправомерно, т.е. с нарушением действующего законодательства, так как ранее действовавшие Правила регистрации по месту жительства к лицам без гражданства уже было применять нельзя; а документов, подтверждающих законность пребывания на территории РФ, у Беставашвили К.С. не имелось и не имеется. Хотя не отрицает, что фактически ответчик продолжал проживать по этому же адресу. Данная регистрация по месту жительства в настоящее время создает препятствие для дальнейшей легализации нахождения на территории РФ ответчика и возможности получения им гражданства РФ, так как является незаконной. Ответчик должен был получить по месту пребывания вид на жительство, он не является гражданином России, Грузии либо другого государства, имеет паспорт гражданина СССР старого образца, то есть в соответствии с законодательством считается лицом без гражданства, прибывшим на территорию РФ в 1991 году. Сведений о том, что Беставашвили К.С. подал заявление о вступлении в гражданство другого государства, у них нет.

Ответчик Беставашвили К.С. предъявленный к нему иск признал, о чем представил суду соответствующее письменное заявление, дополнительно суду пояснил, что на территорию Российской Федерации въехал в **.**.****, был временно прописан первоначально в Адрес Обезличен; в **.**.**** получил постоянную прописку, затем **.**.**** переехал в Адрес Обезличен, где также получил постоянную регистрацию по месту жительства. В **.**.**** хотел сменить место жительства, поэтому был снят с регистрационного учета, **.**.**** вновь зарегистрировался по месту жительства в Адрес Обезличен. Специалист Администрации сельского Совета при его регистрации о законодательстве ничего не пояснила. Все это время никуда из села не выезжал. В настоящее время желает получить гражданство России и легализовать свое положение в РФ. Гражданином РФ или другого государства не является.

Представитель 3-го лица – Администрации Верхнеярского сельского совета Далматовского района Качалкова Е.Н. требования УФМС по Курганской области поддержала, суду пояснила, что ответчик на территории сельского совета постоянно проживает с **.**.****, имел регистрацию по месту жительства, собственный дом. В **.**.**** был снят с регистрационного учета, так как хотел продать дом и изменить место жительства. Но фактически никуда из села не выезжал, так как продать дом не получилось. Поэтому в **.**.**** специалистом сельского Совета ФИО4 был снова зарегистрирован по старому адресу. ФИО4 являлась юридически не грамотным специалистом, о правовом положении Беставашвили не знала, зарегистрировала его по Правилам как гражданина РФ, то есть поступила неправомерно. Заявления о принятии гражданства другого государства ответчик не писал.

Заслушав доводы представителя истца, ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования УФМС по Курганской области к ответчику Беставашвили К.С. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, иск подлежит удовлетворению и вследствие признания его ответчиком.

Так, согласно заключения служебной проверки от 02.07.2010 г. регистрация по месту жительства Беставашвили К.С. с **.**.**** считается оформленной в нарушение Постановления Правительства РФ № 295 от 08.05.2002 г. и подлежит аннулированию. Беставашвили К.С. рекомендовано обратиться в территориальный орган ФМС по месту фактического проживания для оформления разрешения на временное проживание в РФ с последующим приемом в гражданство РФ.

Из письменных объяснений ФИО4 от **.**.****, полученных в ходе проведения служебной проверки, установлено, что **.**.**** она работала ****. В **.**.**** к ней обратился Беставашвили К.С. по вопросу регистрации по месту жительства в Адрес Обезличен. Она Беставашвили хорошо знала, он всегда проживал в Адрес Обезличен в одном и том же доме, никогда не выезжал. В паспорте стояла отметка о снятии с регистрационного учета от **.**.****. **.**.**** она зарегистрировала ответчика обратно в дом, где он и проживал всегда. О том, что регистрировать было нельзя, она не знала.

Из копий карточки регистрации Беставашвили К.С. и адресного листа убытия судом установлено, что ответчик был снят с регистрационного учета по адресу: Адрес Обезличен **.**.****, затем поставлен вновь на регистрационный на учет по тому же адресу **.**.****.

Из материалов дела также установлено, что Беставашвили К.С. **.**.**** года рождения уроженец Адрес Обезличен Грузинской ССР имеет паспорт гражданина №*, выданный **.**.**** Адрес Обезличен Грузинской ССР, в паспорте имеются отметки о снятии и постановке на регистрационный учет на территории РФ: в Адрес Обезличен - в период с **.**.**** по **.**.****, в Адрес Обезличен - в период с **.**.**** по **.**.****, последним имеется штамп о регистрации по месту жительства в Адрес Обезличен от **.**.****.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Согласно постановления от 12 марта 1997 г. N 290 было распространено действие указанных Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств – участников - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. N 295 было признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 290 "О распространении действия Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии".

Таким образом, на момент регистрации ответчика на территории РФ по состоянию на **.**.**** вышеизложенные Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета для Беставашвили К.С. были неприменимы, так как в соответствии со своим правовым положением не приняв гражданство РФ, Грузии или другого государства, он являлся лицом без гражданства.

Согласно Федерального Закона РФ N109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Статья 2 данного Закона устанавливает, что местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства – это фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства; учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим ФЗ органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Согласно ст. 3 указанного ФЗ правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона правила, и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 11 ФЗ миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством РФ. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 1. рассматриваемого ФЗ, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции имеет полномочие за миграционным учетом, контролем за соблюдением иностранными гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета; Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет такие полномочия, как регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; обращение в установленном порядке в суд с заявлением об отмене регистрации иностранного гражданина по месту жительства; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

Статьей 7 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 «О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» определено, что снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Таким образом, при разрешении иска судом установлено, что истец имеет право на обращение с таким исковым заявлением в суд, действуя в соответствии со своими полномочиями, а ответчик Беставашвили К.С. был зарегистрирован в Адрес Обезличен **.**.**** в нарушение действующего законодательства, т.е. в результате неправомерных действий должностного лица при решении вопроса о регистрации лица без гражданства на территории РФ – т.е. без документов, подтверждающих законность его пребывания на территории РФ, поэтому данную регистрацию следует признать недействительной и снять ответчика с регистрационного учета по адресу: Адрес Обезличен Курганской области, в соответствии с требованиями ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 г.

Кроме того, согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. При установленных выше обстоятельствах, считаю, что признание иска ответчиком Беставашвили К.С. следует принять, т.к. такое признание иска его прав и норм законодательства не нарушает.

Вопрос о государственной пошлине судом разрешается в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, согласно которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194 – 199, 173 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области к Беставашвили Кукури Садикоевичу о признании недействительной регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета удовлетворить, в связи с обоснованностью иска и признанием иска ответчиком:

Признать недействительной регистрацию по месту жительства Беставашвили Кукури Садикоевича по адресу: Адрес Обезличен

Снять с регистрационного учета Беставашвили Кукури Садикоевича по адресу: Адрес Обезличен

Взыскать с Беставашвили Кукури Садикоевича государственную пошлину в сумме 200 рублей в бюджет муниципального образования Далматовский район.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья Л.В. Пономарева

Решение вступило в законную силу **.**.****