Решение по делу о признании незаконным бездействия ответчика по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию противопожарных водоемов подъездами для пожарных автомобилей и забора воды



Дело № 2-472\**** г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Далматово, Курганской области **.**.****

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Л.В.

при секретаре Вахрушевой Е.С.,

с участием помощника прокурора Далматовского района Бородина А.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кривского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области о признании незаконным бездействия ответчика по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию противопожарных водоемов подъездами для пожарных автомобилей и забора воды,

установил:

Прокурор Далматовского района **.**.**** обратился в Далматовский районный суд с исковым заявлением к ответчику - Администрации Кривского сельского Совета, Далматовского района о признании незаконным бездействия ответчика по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию противопожарных водоемов, расположенных на территории с. Кривское, с. Большой Беркут, д. Белое, д. Малый Атяж, д. Потанино, Далматовского района подъездами с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды, указав, что прокуратурой Далматовского района была проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего порядок содержания пожарных водоемов на территории указанного сельского Совета, в результате которой установлено, что вопреки требованиям действующего законодательства – п. 94 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, в названных населенных пунктах при наличии водоисточников – водоемов, пирсы с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды отсутствуют.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бородин А.Ю., исковые требования и доводы искового заявления поддержал и просил обязать Администрацию Кривского сельского Совета устранить выявленное нарушение – оборудовать противопожарные водоемы, расположенные на территории с. Кривское, с. Большой Беркут, д. Белое, д. Малый Атяж, д. Потанино, Далматовского района подъездами с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для пожарных автомобилей и забора воды в целях пожаротушения.

Представитель ответчика – Администрации Кривского сельского Совета в судебное заседание **.**.**** не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, ранее данные объяснения поддержал. В судебном заседании **.**.**** глава Кривской сельской Администрации ФИО3 исковые требования не признал, суду пояснил, что бюджет сельского Совета является дотационным. В бюджете не заложены расходы на обустройство пирсов, естественные водоемы в населенных пунктах имеются.

Представитель 3-его лица – отдела ГПН по Далматовскому району – Оконечников суду пояснил, что требования Правил пожарной безопасности Администрация Кривского сельского Совета до настоящего времени не выполнила.

3-е лицо на стороне ответчика - Финансовое Управление Администрации Далматовского района представило отзыв по иску, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, сообщает, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. На **.**.**** бюджеты муниципальных образований и районный бюджет утверждены. В соответствии со ст. 83 БК РФ принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований может осуществляться только с начала очередного финансового года. Предусмотреть дополнительные средства в виде межбюджетных трансфертов по оборудованию противопожарных пирсов в текущем году не представляется возможным.

Заслушав доводы сторон, представителя 3-его лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора Далматовского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

К выводу об обоснованности заявленных прокурором требований суд пришел на основании нижеследующего:

Заключениями специалиста по вопросам пожарной безопасности от **.**.**** установлены нарушения в области соблюдения законодательства по пожарной безопасности в с. Кривское, с. Большой Беркут, д. Белое, д. Малый Атяж, д. Потанино, а именно в указанных населенных пунктах при наличии естественных водоисточников (озера) к ним не обустроены подъезды с площадками (пирсы) с твердым покрытием не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Факты, изложенные в заключениях, подтверждены фототаблицами. Все населенные пункты не очищены от горючего мусора, сухой травы, что создает особую опасность в случае возникновения пожара для распространения огня.

Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 названного ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 52 указанного ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Поскольку в соответствии со ст. 1 указанного ФЗ, пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, в силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности, так как в случае возникновения пожара на территории населенных пунктов создается реальная угроза жизни, здоровью и имуществу значительного количества граждан, численность и персональный состав которых установить невозможно.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 г. № 4838, утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 94 указанных Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Таким образом, требования ППБ 01-03 являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления; в соответствии с законодательством РФ и п. 10 ст. 6 Устава МО Кривского сельского Совета Далматовского района обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. Согласно ст. 4 Устава в состав территории Кривского сельского Совета входят территории населенных пунктов: села Кривское, Большой Беркут, деревни Белое, Большой Атяж, Малый Атяж, Потанина, Спицына и Ларина.

В соответствии с Уставом ответчик решает вопросы местного значения на территории своих поселений, самостоятельно защищает расходы своего бюджета, может являться заказчиком работ, услуг и товаров для муниципальных нужд.

Поскольку ответчик и после проведения проверки в начале августа **.**.**** до момента разрешения иска судом не принял надлежащих мер к созданию в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения – не оборудовали противопожарные пирсы в населенных пунктах, т.е. не решает вопросы местного значения, отнесенные к его компетенции, такое бездействие следует признать незаконным.

Следует возложить обязанность на ответчика – Администрацию Кривского сельского Совета по соблюдению требований в области пожарной безопасности - оборудовать водоемы, расположенные на территории с. Кривское и с. Большой Беркут, д. Белое, д. Малый Атяж, д. Потанино, Далматовского района, Курганской области подъездами с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. 194 – 199, 103 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кривского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области о признании незаконным бездействия ответчика по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию противопожарных водоемов подъездами для пожарных автомобилей и забора воды удовлетворить:

Признать незаконным бездействие ответчика - Администрации Кривского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области по созданию условий в целях пожаротушения для забора воды из источников наружного водоснабжения.

Возложить обязанность на Администрацию Кривского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать водоемы, расположенные на территории с. Кривское, с. Большой Беркут, д. Белое, д. Малый Атяж, д. Потанино, Далматовского района, Курганской области подъездами с площадкой (пирсамим) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для подъезда и установки пожарных автомобилей и забора воды.

Взыскать с Администрации Кривского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области государственную пошлину в бюджет МО Далматовский район, от уплаты которой был освобожден истец при предъявлении исков, в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья Л.В. Пономарева

Решение вступило в законную силу **.**.****