Решение по делу о предоставлении жилого помещения



Дело №* г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Далматово, Курганской области **.**.****

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Л.В.

при секретаре Вахрушевой Е.С.,

с участием помощника прокурора Далматовского района Бородина А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Далматовского района в интересах Кизика Евгения Владимировича к Администрации города Далматово о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

**.**.**** прокурор Далматовского района обратился в Далматовский районный суд с иском в интересах Кизик Е.В. к Администрации г. Далматово о возложении обязанности на ответчика по предоставлению Кизик Е.В. отдельного (изолированного) жилого помещения, расположенного в черте г. Далматово, соответствующего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м. В исковом заявлении указал, что прокуратурой Далматовского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе, которой установлено, что не все лица, имеющие право на предоставление жилья, после окончания учебного заведения его получили. Так в Администрации г. Далматово на учете для получения жилой площади с **.**.**** состоит Кизик Е.В. **.**.**** года рождения (внеочередной список, очередность 4). В настоящее время Кизик Е.В. зарегистрирован по адресу: Адрес Обезличен, закрепленного жилого помещения не имеет, жилым помещением обеспечен не был.

Определениями суда от **.**.**** и **.**.**** к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены - Финансовое управление Администрации Далматовского района, Главное управление образования Курганской области, Администрация Далматовского района, Управление экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, Финансовое управление Курганской области.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что Кизик Е.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как его родители были лишены родительских прав. Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на предоставление жилой площади вне очереди. При определении в детское учреждение жилая площадь за истцом закреплена не была. Кизик Е.В. зарегистрирован на территории г. Далматово, где состоит на очереди в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, жилым помещением ранее обеспечен не был. Просил возложить обязанность на Администрацию города Далматово предоставить истцу в черте города Далматово отдельное жилое помещение площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарно-техническим требованиям.

Истец Кизик Е.В. в судебном заседании требования искового заявления поддержал и суду показал, что его родители были лишены родительских прав по решениям судов. На момент постановки на учет Администрацией г. Далматово, в качестве нуждающегося в жилом помещении, был зарегистрирован в детском доме. На время учебы в Профессиональном училище №* Адрес Обезличен, был зарегистрирован в общежитии. В настоящее время имеет регистрацию по заявлению матери в коммунальной квартире и проживает совместно с ней. Площадь данного жилого помещения составляет 12 кв. м., то есть является нуждающимся в предоставлении жилого помещения. С момента окончания учебы с **.**.**** и по настоящее время не был обеспечен ответчиком жилым помещением. На праве собственности своего жилья не имеет, в приватизации не участвовал.

Представитель ответчика Администрации г. Далматово Ильиных А.В. иск прокурора признал и пояснил, что истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение постановлением Администрации г. Далматово от **.**.**** №*(1); имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав по решениям судов. Также в учетном деле имеются документы, что Кизик Е.В. недвижимого имущества в собственности не имеет, в приватизации жилого помещения не участвовал. Во внеочередной список истец включен на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетным номером 65. Жильем обеспечен не был. Документов о том, что за ним закреплено другое жилое помещение нет. Жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретается за счет средств бюджета субъекта РФ - субвенции, распределяемые Главным управлением образования Курганской области, которые по реестру переводятся в муниципальный район, затем жилое помещение приобретается в собственность по конкурсу. Жилое помещение, в котором Кизик проживает в настоящее время, предоставлено по договору социального найма его матери, имеет площадь 12 кв.м., поэтому истец является нуждающимся в предоставлении жилья.

Представитель 3-го лица - УДОКМС Администрации Далматовского района (органа опеки и попечительства) Коротких Н.С. исковые требования поддержала, суду показала, что истец по состоянию на **.**.**** в сводном районном списке лиц, нуждающихся во внеочередном обеспечении жилым помещением состоит под № 4. Закрепленного жилого помещения Кизик не имеет, учебу в училище он закончил, т.е. получил право на предоставление жилого помещения в соответствии с законом.

Представитель 3-х лиц - Администрации Далматовского района и Управления экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Первухин А.С. требования иска признал, суду пояснил, что Управление экономики, имущественных и земельных отношений фактически осуществляет приобретение жилых помещений по конкурсу для данной категории граждан и их предоставление по договору социального найма. Финансирование происходит путем получения субвенций из областного бюджета. Постановку на учет данной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях производит Администрация г. Далматово, Администрация Далматовского района как юридическое лицо такого учета не ведет и в механизме реализации закона не участвует. В нем участвуют структурные подразделения Администрации района - Финансовое управление и Управление экономики, имущественных и земельных отношений, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Право Кизика Е.В. на предоставление жилого помещения не оспаривает, основания для обеспечения его жилым помещением наступили.

Представитель 3-го лица - Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, представил отзыв с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления. Считает надлежащим ответчиком Администрацию Далматовского района. Указывает, что Закон Курганской области от 31.12.2004 года № 6 устанавливает дополнительные виды социальной поддержки проживающих на территории Курганской области детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на обеспечение вне очереди жилым помещением. Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочием по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями. Органы местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных отдельных государственных полномочий Курганской области в соответствии с действующим законодательством. Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Объем субвенций определяется в соответствии с методикой расчета объема субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденной Законом Курганской области от 5.10.2007 г. № 288. Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий по опеке и попечительству в случаях и порядке, предусмотренных Уставом муниципального образования.

Представитель 3-го лица - Финансового управления Администрации Далматовского района в судебное заседание не явился, представлен отзыв с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя Финансового управления, в котором указано, что согласно п. 44. ст. 3 и ст. 8 Закона Курганской области от 15.10.2007 г. № 288, финансовое обеспечение полномочий, по опеке и попечительству, в том числе и по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.

3-е лицо на стороне ответчика – Главное Управление образования Курганской области в отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя; указывает, что в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 г. № 288, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями является полномочием органов местного самоуправления. В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Курганской области было принято постановление от 24.12.2007 года № 633 «Об утверждении порядков расходования субвенций местными бюджетам и областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству». Вышеуказанный порядок определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Порядком на основании ежеквартальных заявок Главного управления образования Курганской области Финансовое управление образования Курганской области не позднее 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 30 декабря текущего финансового года перечисляет Главному управлению образования Курганской области субвенции для последующего их перечисления бюджетам муниципальных образований. Субвенции зачисляются в бюджеты муниципальных образований на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд считает, что прокурором заявлены законные и обоснованные требования в интересах истца Кизик Е.В. к ответчику – Администрации города Далматово о предоставлении жилого помещения, подлежащие удовлетворению.

Судом установлено, что на момент предъявления и разрешения иска Кизик Е.В. зарегистрирован и проживает в помещении по адресу: Адрес Обезличен, которое предоставлено по договору социального найма жилого помещения его матери ФИО3, площадь данного жилого помещения составляет 12,1 кв. м. Истец в договор социального найма жилого помещения как член семьи не внесен.

Согласно копии свидетельства о рождении и копии актовой записи о рождении Кизик Е.В. **.**.**** года рождения за №* от **.**.****, родителями истца указаны ФИО2 и ФИО3.

Решением Далматовского районного суда от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.****, ФИО3 была лишена родительских прав в отношении сына Кизик Евгения, **.**.**** года рождения и дочери ФИО12, **.**.**** года рождения.

Заочным решением Свердловского районного суда г. Перми от **.**.**** ФИО2 был лишен родительских прав в отношении сына Кизик Евгения, **.**.**** года рождения.

В соответствии с Постановлением Администрации Далматовского района от **.**.**** №*, несовершеннолетний Кизик Е.В. определен в один из детских домов области, администрация просит Главное управление народного образования выделить для несовершеннолетнего путевку для устройства в детский дом, сведений о закрепленном жилом помещении данное постановление не содержит.

Согласно справок б/н и №* от **.**.****, Кизик Е.В. **.**.**** рождения, являлся воспитанником ГОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечении родителей «Далматовский детский дом» находился на полном государственном обеспечении с **.**.**** по **.**.****.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Кизик Е.В. относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.

Согласно сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, и лицах из их числа, находящихся на муниципальном учете на получение жилья вне очереди по Далматовскому району по состоянию на **.**.**** Кизик Е.В. состоит в данной очереди под № 4, на момент постановки на учет являлся учащимся *******.

Из постановления Администрации МО г. Далматово №* (1) от **.**.**** судом установлено, что Кизик Е.В., выпускающийся из Далматовского детского дома **.**.**** в соответствии со ст. 8, 14 Закона Курганской области «О предоставлении жилища в Курганской области» принят на учет граждан нуждающихся в получении жилых помещений, и включен в список граждан, которым жилые помещения будут предоставляться на условиях найма в жилищном фонде социального использования, с составом семьи 2 человека, учетный номер 955. В соответствии с п.п. 14.1.1 п. 14.1 ст. 14, ст. 19 данного Закона Курганской области «О предоставлении жилища в Курганской области», со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилища, учетный номер 65.

С заявлением о принятии на учет в Администрацию города Далматово Кизик Е.В. обратился **.**.****, указав в составе семьи свою сестру ФИО9 Из акта проверки жилищных условий заявителя также установлено, что ФИО10 входила в состав семьи Кизик Е.В.

Распоряжением Администрации г. Далматово от **.**.**** №* р на основании ст. 57 ЖК РФ ФИО10 выведена из состава семьи Кизик Е.В., включенных в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, и была включена под отдельным номером в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

Право Кизик Е.В. на внеочередное обеспечение жилой площадью не оспаривается ответчиком и 3-ими лицами по делу и гарантируется ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, согласно которой, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, а также п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилое помещение по договору социального найма предоставляется вне очереди.

Постановлением Администрации Далматовского района № 700 от 09.09.2010 года «Об уполномоченном органе» Управление экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района определено как уполномоченный орган, осуществляющий отдельные государственные полномочия Курганской области по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Финансовому управлению Финансовому управлению Администрации Далматовского района поручено осуществлять соответствующее финансирование Управления экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района. Ранее действовавшее постановление Администрации Далматовского района от 10.06.2008 г. № 63 «Об уполномоченном органе» отменено.

В соответствии со справкой №* от **.**.**** ГОУ НПО «Профессиональное училище №*» и копией диплома Адрес Обезличен, Кизик Е.В. являлся обучающимся ГОУ НПО «№*», по очной форме обучения, с **.**.**** по **.**.****, окончил полный курс названного училища с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии «мастер отделочных строительных работ». Решением Государственной аттестационной комиссии от **.**.**** ему присвоена квалификация «штукатур». Во время обучения проживал в общежитии.

На основании изложенных доказательств, следует сделать вывод, что обучение в профессиональном учебном заведении истец закончил в **.**.****, имеются все правовые основания для обеспечения Кизик Е.В. жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В настоящее время и на момент постановки на учет Кизик Е.В. жилых помещений в собственности на территории Курганской области не имел и не имеет, в приватизации жилых помещений не участвовал, что подтверждено соответствующими уведомлением Далматовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области №* от **.**.**** и справками Далматовского филиала ГП Курганской области «Кургантехинвентаризация» №* от **.**.****, от **.**.****, №* от **.**.****

В соответствии с Решением Далматовской городской Думы от **.**.**** №* установлены норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой будет определяться размер общей площади жилого помещения, предоставленного по договору социального найма в жилом фонде МО города Далматово в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, и учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в Администрацию города Далматово в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Оснований для снятия Кизик Е.В. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется (ст. 56 ЖК РФ). В соответствии со ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Таким образом, на основании анализа доказательств и норм законодательства следует сделать вывод, что Кизик Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, которым гарантируются права и социальные льготы Федеральным Законом от 21.12.1996 года за № 159-ФЗ; на момент постановки на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, он был зарегистрирован в г. Далматово, жилое помещение за истцом не было закреплено. По Адрес Обезличен в г. Далматово истец зарегистрирован по письменному заявлению матери от **.**.****, жилое помещение, в котором истец фактически проживает, ему не принадлежит; площадь данного помещения составляет 12,1 кв.м., на указанной жилой площади зарегистрированы 2 человека: истец и его биологическая мать, поэтому в соответствии с решением Далматовской городской Думы от №* от **.**.****, определившей учетную норму на территории г. Далматово как 12 кв. м. и менее на 1 человека, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.е. на учет, в том числе и внеочередной, граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, поставлен правомерно.

Право истца на внеочередное предоставление жилого помещения нарушается, так как жилое помещение после окончания обучения органом местного самоуправления ему не предоставляется более трех лет, поэтому в силу ст. 3, 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился суд в интересах Кизик Е.В. за защитой его нарушенного права. Право прокурора обращаться в суд за защитой прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено и ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку право истца на получение жилого помещения является внеочередным, иск судом должен быть разрешен по существу вне зависимости от того, получили ли жилые помещение другие лица, имеющие аналогичное право.

Ст. 49 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. ЖК РФ не содержит в настоящее время указаний на то, что по договору социального найма должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, но предоставляемое жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим нормам, т.е. быть пригодным для проживания.

Ст. 49, 52, 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, определяют, что учет, распределение и предоставление жилых помещений гражданам рассматриваемой категории, возложены на органы местного самоуправления. В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства Кизик Е.В. должен быть обеспечен жилым помещением во внеочередном порядке Администрацией города Далматово, которую и следует признать надлежащим ответчиком по делу. Следует обязать Администрацию города Далматово предоставить истцу отдельное (изолированное) жилое помещение, расположенное в черте города Далматово Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.

Вопрос о судебных расходах судом решается в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194-199, 103 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Далматовского района в интересах Кизика Евгения Владимировича к Администрации города Далматово о предоставлении жилого помещения удовлетворить:

Обязать Администрацию города Далматово, Курганской области предоставить Кизику Евгению Владимировичу **.**.**** рождения отдельное (изолированное) жилое помещение, расположенное в черте города Далматово, Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.

Взыскать с Администрации города Далматово государственную пошлину, от которой был освобожден истец по данному гражданскому делу, в сумме 200 рублей в бюджет муниципального образования Далматовский район.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья Л.В. Пономарева

Решение вступило в законную силу