Решение по делу о признании права на получение мер социальной поддержки и зачете периода работы в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки



Дело №*

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Далматово **.**.****

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Л.В.

при секретаре Вахрушевой Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поташкиной Надежды Васильевны к Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района, Администрации Широковского сельского Совета, Администрации Далматовского района, МДОУ «Широковский детский сад», СПК им. Свердлова, Финансовому управлению Администрации Далматовского района, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Правительству Курганской области, Финансовому управлению Курганской области о признании права на получение мер социальной поддержки и зачете периода работы в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Поташкина Н.В. обратилась в Далматовский районный суд с исковым заявлением к Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании», как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), а также возложении обязанности засчитать в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки периода работы в детском саду с **.**.**** по **.**.**** В исковом заявлении истец указала, что является педагогическим работником и согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, однако, в предоставлении мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения и отопления ей было отказано. 20 лет работала воспитателем в детском саду колхоза им. Свердлова: с **.**.**** по **.**.**** Периоды работы с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в Крутихинском детском саду были засчитаны по решению Далматовского районного суда в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Считает, что имеет десятилетний педагогический стаж, дающий право на получение мер социальной поддержки. Несмотря на наличие необходимого стажа, ей меры социальной поддержки не предоставляются по той причине, что законодательством Курганской области пенсионерам, работающим в детском саду колхоза, имеющим необходимый стаж не предусмотрен порядок предоставления мер социальной поддержки. Федеральным законодательством меры социальной поддержки, ей как педагогическому работнику предусмотрены. Ее работодателем был колхоз им. Свердлова, а не образовательное учреждение, но работа была связана с педагогической деятельностью, т.е. в образовательном учреждении при колхозе. В детском саду имелись должности заведующей и воспитателя. Основным предметом деятельности детского сада являлась реализация дошкольного воспитания. Заработная плата начислялась по должности воспитателя, что свидетельствует о том, что она занималась педагогической деятельностью, в связи, с чем имеет право на получение мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за отопление и освещение как педагогический работник в период работы, и как педагогический работник, перешедший на пенсию. С **.**.**** ей назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью. Считает, что период работы с **.**.**** по **.**.**** в детском саду им. Свердлова в должности воспитателя подлежит включению в педагогический стаж, общий педагогический стаж составляет более 10 лет, необходимых для получения мер социальной поддержки после выхода на пенсию в соответствии с Законом Курганской области от 07 сентября 2005 года № 75.

Определением суда от **.**.**** по заявлению истца, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: СПК им Свердлова, Администрация Широковского сельского Совета, Администрация Далматовского района, Финансовое управление Администрации Далматовского района, Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Финансовое управление Курганской области, Правительство Курганской области, ОАО «Энергосбыт».

По итогам предварительного судебного заседания, определением от **.**.**** по заявлению истца к участию в деле в качестве соответчика был привлечен МДОУ «Широковский детский сад» и исключен из состава ответчиков ОАО «Энергосбыт».

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, суду показала, что она работала по педагогической должности в Крутихинском детском саду Далматовского Районо с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** с **.**.**** по **.**.****, детский сад был муниципальный. С **.**.**** по **.**.**** работала воспитателем в муниципальном детском дошкольном учреждении Широковский детский сад, данный стаж составил в совокупности 7 лет 8 мес. С **.**.**** до **.**.**** работала воспитателем ведомственного детского сада, который принадлежал колхозу им. Свердлова. Обратилась в **.**.**** в УДОКМС Администрации Далматовского района за получением мер социальной поддержки, но ей был выдан письменный отказ, который считает незаконным. В СПК им Свердлова за предоставлением мер социальной поддержки не обращалась; ранее данными мерами пользовалась в последний период работы в Широковском детском саду, денежную компенсацию за освещение и отопление получала в **.**.****. При обращении в УДОКМС Администрации Далматовского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, первоначально ей объяснили, что они будут предоставляться с **.**.****, но затем вновь отказали, сославшись на необходимость предоставления решения суда. Период работы в ведомственном детском саду был засчитан в специальный педагогический стаж для назначения пенсии. УДОКМС ранее засчитывало этот стаж в педагогический стаж при тарификации, назначении всех выплат как педагогу, однако не учитывает его при предоставлении мер социальной поддержки. Поэтому просила обязать УДОКМС Администрации Далматовского района включить в ее педагогический стаж период работы с **.**.**** по **.**.**** для получения мер социальной поддержки и признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по ст. 55 Закона РФ «Об образовании», как педагогическому работнику, работавшему и проживающему в сельской местности. Всю жизнь проживала и работала в сельской местности, продолжает после выхода на пенсию проживать в Адрес Обезличен детский сад с **.**.**** был самостоятельным структурным подразделением колхоза им. Свердлова, финансировался по своей смете, имел свой штат и заведующую, в детском саду осуществлялись обязательные образовательные программы, она как воспитатель проходила тарификацию в РОНО, повышала свою квалификацию на курсах, проводила открытые занятия, работала по программам методистов РОНО.

Представитель ответчика МДОУ «Широковский детский сад» Никулина Н.И. исковые требования Поташкиной Н.И. признала, суду пояснила, что истец обратилась в **.**.**** с письменным заявлением к ней, как заведующей детского сада за получением мер социальной поддержки со всеми необходимыми документами, направила их в УДОКМС, так как детский сад собственных средств и своей бухгалтерии не имеет, таких выплат не производит, они производятся через бухгалтерию УДОКМС. Когда истец работала воспитателем в **.**.****, ей указанные меры социальной поддержки предоставлялись. После выхода ее на пенсию социальные выплаты прекратили, так как вышестоящие органы толкуют закон таким образом, что педагогический стаж работы в ведомственном детском саду не распространяется на предоставление мер социальной поддержки. Педагогический стаж истца составляет более 25 лет, поэтому считает, что она должна пользоваться мерами социальной поддержки, так как продолжает проживать в селе.

Представитель Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района Шабанова Ю.А. исковые требования истца признала в полном объеме, суду пояснила, что экономист управления не засчитывает стаж работы истца в ведомственном детском саду в стаж для предоставления мер социальной поддержки, поскольку такие указания им даны финансовыми органами. При финансовых проверках указанные выплаты без решения суда считают нецелевым использованием денежных средств. Меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в том числе и вышедшим на пенсию, предоставляются через УДОКМС. Истец обращалась к ним с письменным заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и необходимыми документами, на которое получила письменный отказ. Педагогический стаж истца составляет более 25 лет, ей назначена досрочная трудовая пенсия, в связи с педагогической деятельностью, ранее весь педагогический стаж истцу УДОКМС засчитывало при тарификации и начислении денежных выплат как работающему педагогу. Детский сад колхоза им. Свердлова был ведомственным, но осуществлял обязательные образовательные программы и работал под методическим руководством РОНО.

Представитель ответчика ГУСЗН Курганской области Ярославцева О.В. исковые требования Поташкиной Н.В. признала в полном объеме, суду показала, что Далматовский ОСЗН как филиал ГУСЗН Курганской области уполномочен выдавать справки установленного образца, на основании которых гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки, возмещаются расходы на отопление и освещение. Необходимые документы поступают к ним от УДОКМС с отношением о предоставлении мер социальной поддержки. Если в судебном порядке истцу будет зачтен в стаж оспариваемый период работы, как педагогу, проживающему и работавшему в сельской местности более 10 лет, УДОКМС должен предоставить им заявление истца, копию ее паспорта, трудовую книжку, справку о составе ее семьи и отношение, то ОСЗН выдаст справку в соответствии с Положением № 379, по которой УДОКМС возместит Поташкиной расходы на отопление и освещение жилья.

Представители СПК им. Свердлова и Администрации Широковского сельского Совета исковые требования истца признали в полном объеме, пояснили, что они не принимают участия в предоставлении мер социальной поддержки, но считают, что истец должна ими пользоваться, как педагогический работник, имеющий необходимый стаж, вышедший на пенсию и продолжающий проживать в сельской местности. Представитель СПК также пояснила, что при реорганизации колхоза в СПК в соответствии с законодательством детский сад как объект соцкультбыта еще в 90-е годы должны были передать на баланс местной сельской Администрации, неоднократно писали об этом отношения, но вопрос никто не решал. Только в **.**.****, когда приняли решение о закрытии детского сада, его передали в собственность муниципалитета.

Представитель Администрации Далматовского района Первухин А.С. требования истца признал в полном объеме, показал, что Администрация как юридическое лицо непосредственно не принимает участия в предоставлении мер социальной поддержки педагогам, закон не содержит ссылки на то, что педагогический стаж для предоставления мер социальной поддержки должен засчитываться только по государственным или муниципальным образовательным учреждениям, однако, такое толкование дано вышестоящими органами, поэтому вынуждены ему подчиняться.

Представитель ответчика – Финансового Управления Администрации Далматовского района в судебное заседание не явился, представил отзыв с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором указано, что меры социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности на территории Курганской области, предоставляются на основании Закона Курганской области от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области». Финансовые расходы осуществляются за счет средств областного бюджета.

Ответчик – Правительство Курганской области в судебное заседание представило возражения на исковое заявление Поташкиной Н.В., в которых просит дело рассмотреть без участия их представителя, считает, что Правительство Курганской области по делу является ненадлежащим ответчиком, предъявленные к ним требования являются необоснованными, поскольку для получения мер социальной поддержки в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», п.п. 1, 3 ст. 4 Закона Курганской области № 75 требуется, в том числе, стаж работы по специальности в образовательных учреждениях, в государственной системе социальных служб, организациях здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, не менее 10 лет. В связи с чем полагает, что установлению подлежит наличие у истца необходимого педагогического стажа именно в таком образовательном учреждении. Также полагает, что установлению подлежит вопрос о трудоустройстве истца - в детском саду или в колхозе им. Свердлова. Таким образом, только в случае наличия необходимого педагогического стажа в образовательном учреждении, находящемся в ведении Курганской области, или муниципальном образовательном учреждении (не ведомственном (частном) образовательном учреждении) истец может претендовать на обеспечение мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Курганской области № 75.

Ответчик – Финансовое Управление Курганской области о времени и месте проведения судебного заседания было извещено надлежащим образом, отзыва по иску не представило, участия представителя данного ответчика в судебном заседании не обеспечено.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, нахожу, что исковые требования Поташкиной Н.В. о признании права на получение мер социальной поддержки и зачете периода работы в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, иск возможно рассмотреть по существу в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, поскольку представленных доказательств достаточно для вынесения решения по существу иска. Исходя из установленных судом обстоятельств и норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения Администрацию Широковского сельского Совета, Администрацию Далматовского района, МДОУ «Широковский детский сад», СПК им. Свердлова, Правительство Курганской области следует признать ненадлежащими ответчиками по делу, так как они не участвуют в предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности и не осуществляют финансирования этих мер, не отказывали истцу в их предоставлении, а также в зачете педагогического стажа.

Согласно ст. 55 Закона РФ№ 3266-1 от 10 июля 1992 г. «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусматривает, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным относятся учреждения, в том числе и дошкольные; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (п. 4 ст. 12). Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных (п. 5 ст. 12).

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, закреплялось ранее в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившей силу с 1 марта 2005 года, то есть после 9.11.2000 года, когда истец прекратила работу в детском саду колхоза (СПК, ТОО) им. Свердлова и действовавшей в период ее работы в должности воспитателя.

Согласно исторической справке от **.**.****, ТОО колхоз им. Свердлова является правопреемником колхоза им. Свердлова на основании постановления №* от **.**.****; СПК им Свердлова является правопреемником ТОО колхоз им. Свердлова в соответствии с постановлением №* от **.**.****. В соответствии с копией Устава СПК им. Свердлова является правопреемником ТОО колхоза им. Свердлова и является юридическим лицом.

Из справки СПК им. Свердлова от **.**.**** судом установлено, что СПК им. Свердлова было отказано Поташкиной Н.В. в выплате по компенсационным услугам, поскольку в СПК не предусмотрено финансирование мер социальной поддержки воспитателям детского сада.

С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки Поташкина Н.В. обратилась в УДОКМС Администрации Далматовского района **.**.****, приложив к заявлению копии: трудовых книжек, паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства в Адрес Обезличен со **.**.****, свидетельства о государственной регистрации за ней права собственности на квартиру, находящуюся в Адрес Обезличен; справку о составе семьи, где значатся также ее муж и сын, и проживании в указанной квартире общей площадью 39,6 кв.м. с центральным, печным (газовым) отоплением.

Согласно письменного ответа руководителя УДОКМС Администрации Далматовского района за №* от **.**.****, Поташкиной Н.В. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, поскольку педагогический стаж, дающий право на получение мер социальной поддержки, должен быть получен в образовательных учреждениях, в учреждениях государственной системы социальных служб, в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области. Колхоз к перечисленным учреждениям не относится. Стаж работы Поташкиной Н.В. в должности воспитателя в детском саду колхоза им. Свердлова в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки засчитан быть не может.

Согласно справок №* и 41 от **.**.**** Поташкина Н.В. начала работать в колхозе им. Свердлова с **.**.**** воспитателем в детском саду, в **.**.**** отработала 49 дней, в **.**.**** – 49 дней, в **.**.**** – 214 дней, в **.**.**** – 286 дней. Была принята в члены колхоза Общим собранием уполномоченных членов колхоза, протокол №* отчетного собрания уполномоченных членов колхоза от **.**.****

Из трудовой книжки колхозника Поташкиной Н.В. следует, что истец работала в колхозе им. Свердлова в должности воспитателя детского сада с **.**.**** по **.**.****, сделана отметка о нахождении в декретном отпуске в **.**.**** и о назначении на должность и.о. заведующей детским садом от **.**.****, с одновременным указанием должности воспитателя на этот же и последующие годы.

Согласно решения Далматовского районного суда от **.**.**** были удовлетворены исковые требования Поташкиной Н.В. к ГУ УПФ РФ в Далматовском районе, в ее специальный педагогический стаж включены периоды работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры ясельной группы Крутихинского детского сада, в должности воспитателя в Крутихинском детском саду - с **.**.**** по **.**.****, период отпуска по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.****, на ГУ УПФ РФ в Далматовском районе возложена обязанность назначить Поташкиной Н.В. досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей на основании ст.28 п. 1 п.п.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; данное решение вступило в законную силу с **.**.****. Кроме того, из указанного решения следует, что период работы в должности воспитателя детского сад колхоза им. Свердлова был засчитан в специальный педагогический стаж истца УПФ в бесспорном порядке.

Из копии пенсионного удостоверения №* установлено, что пенсия по старости истцу назначена с **.**.**** на основании ст. **.**.**** Закона «О трудовых пенсиях в РФ», то есть как педагогическому работнику, имеющему стаж по соответствующей специальности более 25 лет.

Из представленных СПК им. Свердлова заявлений от **.**.**** от **.**.****, копии Распоряжения Администрации Далматовского района №*р от **.**.**** судом установлено, что в безвозмездную муниципальную собственность Далматовского района было принято от СПК им. Свердлова здание детского сада, данное имущество передано в оперативное управление УДОКМС Администрации Далматовского района. Здание детского сад было передано по акту приема - передачи имущества от **.**.****. Распоряжением СПК им. Свердлова №* от **.**.**** детский сад закрыт в связи с передачей его в муниципальную собственность Далматовского района.

Таким образом, из представленных документов установлено, что Поташкина Н.В. с **.**.**** по **.**.**** работала в дошкольном общеобразовательном учреждении - детском саду, ранее принадлежавшем СПК им. Свердлова, а в настоящее время являющегося муниципальным дошкольным образовательным учреждением; с **.**.**** истец получает пенсию по старости в связи с наличием стажа педагогической деятельности более 25 лет, вся педагогическая деятельность Поташкиной Н.В. осуществлялась в сельской местности.

Согласно ст. 2 и 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом предоставляются следующим категориям лиц, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках на территории Курганской области: педагогическим работникам образовательных учреждений; работникам культуры организаций культуры; медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области; работникам физкультурно-спортивных организаций; специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации; руководителям и специалистам, занятым в государственной системе социальных служб. Педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде освобождения от оплаты жилого помещения, освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 4 указанного Закона Курганской области, педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения. Меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, педагогическими работниками, занятыми в государственной системе социальных служб, педагогическими работниками организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, работниками физкультурно-спортивных организаций, перешедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.

В соответствии п. 2 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) от 18.10.2005 г. № 379 (в ред. Постановлений Администрации (Правительства) Курганской области 27.02.2006 N 58, от 13.02.2007 N 58, от 22.05.2007 N 237, Постановления Правительства Курганской области от 07.12.2009 N 573), меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, в том числе педагогическим работникам образовательных учреждений без указания формы их собственности.

В соответствии п. 8 вышеуказанного Порядка, пенсионеры из числа лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, за предоставлением мер социальной поддержки обращаются в организации по последнему месту работы по соответствующей специальности либо в случае смены места жительства, ликвидации организации - в органы местного самоуправления по месту жительства (в ред. Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 27.02.2006 N 58).

П. 9 предусматривает, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется по месту работы (пенсионерам - по последнему месту работы по соответствующей специальности, пенсионерам, сменившим место жительства, а также в случае ликвидации организации - органом местного самоуправления по месту жительства) в размерах, определенных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", после представления документов, указанных в пунктах 4 - 7 настоящего раздела (в ред. Постановления Правительства Курганской области от 07.12.2009 N 573).

П. 13 Порядка устанавливает, что возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.

П. 13.1 предусматривает, что возмещение расходов организаций, осуществивших начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется органом местного самоуправления (в ред. Постановления Администрации( Правительства) Курганской области от 07.12.2009 г. № 573).

Согласно п. 14 указанного выше Порядка, органы местного самоуправления Курганской области и главные распорядители средств областного бюджета не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц, по форме, установленной финансовым управлением Курганской области (в ред. Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 27.02.2006 г. N 58). В соответствии с п. 15 Порядка, Финансовое управление Курганской области на основании отчетов, предоставленных органами местного самоуправления, осуществляет перечисление субвенций. Субвенции зачисляются в местные бюджеты на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов (п. 17).

Анализ приведенных выше норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации, предусмотрены для педагогических работников, проживающих в сельской местности и работающих в образовательных учреждениях независимо от форм их собственности, а также нахождении в ведении Курганской области; такие меры социальной поддержки сохранены за педагогическими работниками, имеющими стаж работы по соответствующей специальности не менее 10 лет и проживающими в сельской местности и при выходе их на пенсию. Слова «находящихся в ведении Курганской области» в проанализированным выше Законе Курганской области относятся только к организациям здравоохранения при предоставлении мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, а также к педагогическим работниками, занятым в государственной системе социальных служб.

Ни Закон РФ «Об образовании», ни Закон Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках городского типа) на территории Курганской области», не содержат каких-либо ограничений для предоставления мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за отопление и освещение педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений.

Введение указанных ограничений в Постановлении Администрации Курганской области от 18.10.2005 г. № 379 противоречит как федеральному закону, так и закону Курганской области. С учетом изложенного суд при разрешении данного спора применяет нормы федерального закона, что соответствует п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В письме Министерства образования и науки РФ от 18 января 2007 г. N МОН-П-92 «О вопросах участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в финансировании мер социальной поддержки педагогических работников» указано, что Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

Таким образом, доводы ответчика – Правительства Курганской области суд считает не состоятельными, не основанными на нормах законодательства. По этой же причине отказ ответчика – УДОКМС Администрации Далматовского района Поташкиной Н.В. в предоставлении мер социальной поддержки является незаконным.

Суд, принимая решение о признании за истицей права на предоставление мер социальной поддержки, разрешает возникший между сторонами спор, так как указанное право истицы ответчиками до предъявления иска оспаривалось.

Возложение на ответчиков каких-либо обязательств в рамках исковых требований о признании права за истцом на получение мер социальной поддержки судом не может быть произведено в соответствии с требованиями ч.3 ст. 196 ГПК РФ, так как такие требования истцом не заявлялись.

Но с учетом изложенного, следует обязать УДОКМС зачесть стаж работы истца в должности воспитателя в детском саду колхоза им. Свердлова с **.**.**** по **.**.**** в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки, так как именно указанный ответчик ссылается на невозможность зачета данного периода работы истца в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки, при этом судом учитывается, что какого-либо специального порядка для исчисления продолжительности такого стажа законодательство не содержит, а в соответствии с решением Далматовского районного суда от **.**.**** установлено, что стаж истца по педагогической должности при работе в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности составляет более 25 лет.

Таким образом, как в соответствии с ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством право педагогических работников независимо от форм собственности образовательных учреждений, в которых они работали, на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности, имеющие стаж работы по педагогической специальности в сельских образовательных учреждениях всех типов, в полной мере пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Иное означало бы нарушение принципа равенства прав граждан и верховенства закона, имеющего более высокую юридическую силу перед подзаконными нормативными актами.

Поташкина Н.В. имеет все правовые основания для получения мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и Законом Курганской области от 07.09.2005 г. № 75, так как продолжает проживать в сельской местности. Ее последним местом работы, как педагогического работника являлся МДОУ Широковский детский сад, где истец работала в должности воспитателя с **.**.**** по **.**.****, как установлено в судебном заседании указанное учреждение не имеет собственной бухгалтерии и финансируется через УДОКМС Администрации Далматовского района.

В соответствии со справкой УДОКМС Администрации Далматовского района от **.**.**** №*, в **.**.**** Поташкиной Н.В. были предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с законом Курганской области от **.**.**** №* «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, а именно за освещение на сумму 624,24 руб., дрова (отопление) – 3315 руб., то есть ранее за ней право на получение мер социальной поддержки было признано.

Согласно ст. 94 ГПК РФ для истца составили 200 рублей – государственная пошлина при предъявлении иска, указанные расходы должны быть взысканы с УДОКМС Администрации Далматовского района, как ответчика, незаконно отказавшего в предоставлении мер социальной поддержки и в зачете специального стажа.

Но в соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, а представитель истца при рассмотрении дела не участвовал, поэтому ее расходы по оказанию юридических услуг, связанных с составлением искового заявления, возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194 – 199, 98 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Поташкиной Надежды Васильевны о признании права на получение мер социальной поддержки и зачете периода работы в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки удовлетворить:

Обязать Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района зачесть в педагогический стаж Поташкиной Надежды Васильевны для получения мер социальной поддержки период ее работы в детском саду в должности воспитателя с **.**.**** по **.**.****, как педагогическому работнику, работавшему в сельской местности.

Признать за Поташкиной Надеждой Васильевной право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании», как педагогическому работнику, проживающему и работавшему в сельской местности.

Взыскать с Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района в пользу Поташкиной Н.В. в счет возмещения судебных расходов – оплаты государственной пошлины при обращении в суд – 200 рублей.

Признать Администрацию Широковского сельского Совета, Администрацию Далматовского района, МДОУ «Широковский детский сад», СПК им. Свердлова, Правительство Курганской области ненадлежащими ответчиками по иску Поташкиной Н.В.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем подачи кассационной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья Л.В. Пономарева

Решение вступило в законную силу