Решение по делу о признании незаконным и отмене постановления и возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-305\****

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Далматово, Курганской области **.**.****

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Л.В.

при секретаре Вахрушевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровой Нины Николаевны к Администрации города Далматово о признании незаконным постановления Главы Администрации города Далматово и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

установил:

**.**.**** Хабарова Н.Н. обратилась в Далматовский районный суд с исковым заявлением, которым просит признать незаконным постановление главы Администрации города Далматово Курганской области от **.**.**** №* «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и обязать Администрацию города Далматово поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование иска указывает, что оспоренным постановлением главы Администрации города Далматово ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории МО г. Далматово. Основанием отказа Администрация указала, что заявитель совершила действие – поменяв место жительств, с намерением приобретения прав состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данное постановление считает незаконным по следующим основаниям: в соответствии с положениями ФЗ от 21.12.2009 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах», вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии предоставляются супруге умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижении, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. В соответствие с 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. По адресу: Адрес Обезличен она постоянно проживает с **.**.**** по настоящее время. Вынесенное постановление от **.**.**** №* нарушает ее право на получение социальной поддержки в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.

В судебное заседание истец не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела без ее участия, в связи с плохим состоянием здоровья и допуске к участию в деле в качестве своего представителя адвоката Ускова М.Г.

Представитель истца Усков М.Г. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме и дополнительно суду пояснил, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны, повторно в брак не вступала, проживает одна. Жилое помещение, по Адрес Обезличен, в котором истец постоянно проживает с **.**.****, признано непригодным для проживания, поэтому истец нуждается в улучшении жилищных условий. Администрация г. Далматово необоснованно отказала Хабаровой Н.Н. в постановке на учет, как нуждающейся в жилом помещении, ссылаясь на то, что та сознательно ухудшила свои жилищные условия, поскольку по месту регистрации - по адресу: Адрес Обезличен, истец фактически никогда не проживала, только имела там формально регистрацию, значения регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем дочери, не придавала. Признаков единой семьи у истца и ее дочери ФИО7 никогда не было, совместно они никогда не проживали, общего бюджета не имели. В **.**.**** Хабарова Н.Н. зарегистрировалась в жилом помещении по Адрес Обезличен, принадлежащем ей на праве собственности, для приведения в соответствие места жительства и места регистрации, а не с целью получения права состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому просил признать оспоренное постановление Администрации г. Далматово незаконным и обязать ответчика поставить Хабарову Н.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель ответчика Администрации г. Далматово - Ильиных А.В. исковые требования Хабаровой Н.Н. не признал и суду пояснил, что у Администрации города Далматово формально были основания для отказа в принятии на учет Хабаровой Н.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, которая **.**.**** обратилась в Администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, к заявлению приобщила необходимые документы: удостоверение, подтверждающее статус члена семьи умершего участника ВОВ, а также - подтверждающие родство с ветераном войны – свидетельство о браке, паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, правоустанавливающие документы на жилой дом по Адрес Обезличен, справку о составе семьи. Исходя из представленных документов было установлено, что с **.**.**** истец зарегистрирована в Адрес Обезличен. Летом **.**.**** истец обращалась с заявлением о проверке пригодности к проживанию ее дома по Адрес Обезличен. Межведомственная комиссия провела обследование дома и пришла к заключению, что дом, расположенный по адресу: Адрес Обезличен непригоден для постоянного проживания, вследствие его ветхости. Хабарова Н.Н. **.**.**** снялась с регистрационного учета по Адрес Обезличен прописалась по Адрес Обезличен, т.е. в дом, не пригодный для проживания, в результате чего, они сделали вывод, что она произвела действие с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, поэтому Хабаровой было отказано в постановке на учет. Ему известно, что имеется судебная практика вышестоящих судов, что регистрация носит формальный характер и что необходимо учитывать фактическое место жительства гражданина. Справка о фактическом проживании была предоставлена в материалы учетного дела председателем уличного комитета, которую не приняли во внимание, так как учитывали место регистрации Хабаровой Н.Н. в жилом помещении, принадлежащем ее дочери ФИО7, поэтому на основании ст. 31 ЖК РФ посчитали истца членом семьи дочери, исходя из площади жилого помещения по Адрес Обезличен, не было оснований признавать истца нуждающейся в улучшении жилищных условий. Показания свидетелей и фактическое проживание истца по Адрес Обезличен сомнений не вызывает.

Представитель 3-го лица – ГУСЗН Курганской области в судебное заседание не явился, не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.

Заслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что истцом заявлены законные и обоснованные требования к Администрации г. Далматово, подлежащие удовлетворению.

К выводам об обоснованности исковых требований суд пришел на основании анализа следующих доказательств и норм законодательства:

Из удостоверения Хабаровой Н.Н. серии Б №*, выданного Далматовским ОСЗН **.**.****, следует, что истец имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах». Указанное удостоверение подтверждает, что Хабарова Н.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки установленные для указанной категории граждан.

Статьей 21 указанного ФЗ установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны … предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляется право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п. п. 4 п. 1). При этом следует учитывать, что в соответствии с нормами ФЗ от 21.12.2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Статья 23.2 указанного ФЗ предусматривает, что в обеспечение мер социальной поддержки по обеспечению жильем Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.п. 2 п. 3 указанной статьи объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Согласно п. 3.1 названной нормы ФЗ, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ (п. 4).

Впервые с заявлением на имя Главы г. Далматово о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с признанием дома непригодным для постоянного проживания, Хабарова Н.Н. обратилась **.**.****, как проживающая в г. Далматово с **.**.**** по адресу: Адрес Обезличен, зарегистрированная по Адрес Обезличен; в качестве членов семьи в заявлении указаны: ФИО7 **.**.**** – дочь, ФИО8 **.**.**** – зять. К заявлению были приложены все необходимые документы для принятия соответствующего решения (подтверждается распиской), в том числе:

договор купли-продажи жилого дома по Адрес Обезличен, удостоверенный нотариально **.**.****, согласно которого Хабарова Н.Н. купила указанный дом, на дату заключения договора имела прописку в приобретаемом доме. Право собственности истца на дом зарегистрировано в бюро ТИ **.**.****;

копия свидетельства о браке ЩГ №* от **.**.****, согласно которого ФИО1 и ФИО2 вступили в брак **.**.****, после заключения брака фамилия истца изменена на Хабарову;

копия свидетельства о рождении ФИО9, родившейся **.**.****, родителями которой указаны ФИО1 и ФИО2, копия свидетельства о браке №*, подтверждающая изменение фамилии дочери истца на ФИО7 при вступлении в брак **.**.****;

копия свидетельства о смерти I – БС №* от **.**.****, согласно которой ФИО1 умер **.**.****;

копия домовой книги Адрес Обезличен из которой установлено, что Хабарова Н.Н. была зарегистрирована в указанном жилом помещении с **.**.****, в указанном жилом помещении указаны проживающими ее дочь - ФИО7 и зять – ФИО8;

справка председателя уличного комитета №* от **.**.****, которая подтверждает, что Хабарова Н.Н. **.**.****, зарегистрированная по Адрес Обезличен, фактически постоянно проживает по Адрес Обезличен **.**.**** по настоящее время;

заключение межведомственной комиссии №* от **.**.**** и акт обследования помещения №* от **.**.****, согласно которых жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес Обезличен признано ветхим и непригодным для проживания граждан, в связи с ухудшением прочности и устойчивости ограждающих стен в процессе длительной эксплуатации.

Согласно справке Администрации г. Далматово от **.**.**** Хабарова Н.Н. зарегистрирована по адресу: Адрес Обезличен с **.**.****, собственником квартиры является ФИО7, имеет состав семьи: дочь – ФИО7, зять – ФИО8, квартира общей площадью – 50,6 кв.м., жилой площадью – 28,7 кв.м.

Постановлением Администрации города Далматово от **.**.**** №*, было отказано Хабаровой Н.Н. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города Далматово, с составом семьи один человек, обеспеченную свыше установленной нормы, общей площадью 16,86 кв.м. на одного члена семьи, как зарегистрированной в Адрес Обезличен.

Согласно копий договора №* от **.**.**** на передачу квартир в собственность граждан и технического паспорта на квартиру, собственниками двухкомнатной квартиры, общей площадью 52,7 кв.м., жилой площадью 28,7 кв.м. расположенной по адресу: Адрес Обезличен, являются ФИО8 и ФИО7

Следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Из показаний свидетеля ФИО10, судом установлено, что он проживает по адресу: Адрес Обезличен, Хабарову Н.Н. не знает и никогда по месту своего жительства не видел, знает только ее дочь – ФИО7, с которой проживает в одном подъезде с **.**.**** - с момента заселения дома. Хабарова Н.Н. ни дня в их доме не проживала. Фактически она всегда проживала в Адрес Обезличен, к дочери не вселялась, даже в гостях у дочери ее не наблюдал. У него, как старшего по дому, в списке жильцов дома Хабарова Н.Н. не значится, списки составлены по фактическому проживанию.

Свидетель ФИО11 суду показала, что проживает в Адрес Обезличен, является председателем уличного комитета, Хабарову Н.Н. знает на протяжении 20 лет. Сама проживает в доме, расположенном напротив Адрес Обезличен, истец всегда проживала в этом доме, за все это время она никуда не выезжала. О том, что истец была зарегистрирована в квартире своей дочери, ей не было известно. Повторно истец в брак не вступала. Дочь также совместно с Хабаровой Н.Н. не проживала, истец проживает одна.

Свидетель ФИО7 суду пояснила, что Хабарова Н.Н. - ее мать, всегда проживала по адресу: Адрес Обезличен - с момента покупки этого дома в **.**.****; вместе с ней по Адрес Обезличен никогда не проживала, но была прописана в ее квартире давно без какой-либо цели и причины, фактически к ним не вселялась. Месту регистрации матери не предавали значения. Мать проживала в своем доме одна, после смерти супруга в повторный брак не вступала. В **.**.**** Хабарова Н.Н. снялась с регистрационного учета из ее квартиры и зарегистрировалась по месту своего фактического проживания, так как имела право на получение квартиры, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий вдова участника ВОВ. Фактически свои жилищные условия Хабарова Н.Н. не ухудшала, она только привела свою регистрацию в соответствие с фактическим местом жительства. Членом ее семьи мать никогда не являлась, у нее всегда был свой бюджет, она самостоятельно вела свое хозяйство.

Поскольку в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 31 ЖК РФ для признания членом семьи собственника жилого помещения требуется факт совместного проживания с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, а не формальной регистрации в этом жилом помещении, ответчик – Администрация города Далматово неправомерно отнесла Хабарову Н.Н. к членам семьи ее дочери ФИО7

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из копии паспорта истца, следует, что с **.**.**** она была зарегистрирована по адресу: Адрес Обезличен; **.**.**** была снята с регистрационного по указанному адресу и в эту же дату зарегистрирована по Адрес Обезличен, то есть по месту своего фактического проживания с **.**.****.

Повторно Хабарова Н.Н. обратилась с заявлением на имя главы г. Далматово о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий **.**.****, в связи с признанием дома непригодным для проживания, где указывала, что проживает по Адрес Обезличен, одна, приложила к заявлению необходимые документы, в том числе вышеуказанный договор купли-продажи, подтверждающий право собственности на дом по Адрес Обезличен, удостоверение о праве на льготы вдовы участника Великой Отечественной войны, копию домой книги Адрес Обезличен, согласно которой истец зарегистрирована по указанному адресу с **.**.****, акт и заключение межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Однако, постановлением Администрации города Далматово от **.**.**** №* истцу было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города Далматово, с составом семьи один человек, совершившей действие (перерегистрировалась **.**.**** с благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес Обезличен, общей площадью 16,86 кв.м. на одного члена семьи в жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес Обезличен, признанное **.**.**** непригодным для проживания) с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

Данное постановление в соответствии с вышеизложенными нормами законодательства и проанализированными судом доказательствами нельзя признать законным, так как в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 названного Закона, местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая статьи 3); гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме; при этом представляются паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия (часть первая статьи 6 закона от 25.06.1993 года). Поэтому уведомление гражданином органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным порядком является не только его правом, но и обязанностью. Согласно Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства (Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2003 г. N 209-О).

В определении от 28 марта 2003 года по ходатайству Министерства внутренних дел РФ об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года Конституционный Суд Российской Федерации, подчеркнув, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, указал, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии, что является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище; добросовестное поведение как граждан, так и должностных лиц, ответственных за регистрацию, является обязательным условием надлежащей регистрации граждан в конкретном жилом помещении.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2010 г. N 1543-О-О, «по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (Определение от 19 апреля 2007 года N 258-О-О)».

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Часть 3 ст. 49 ЖК РФ определяет, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку в судебном заседании установлено, что истец Хабарова Н.Н. с **.**.**** фактически проживала в жилом помещении по Адрес Обезличен, принадлежащем ей на праве собственности, никогда не вселялась в жилое помещение по Адрес Обезличен, вследствие чего не приобрела право на это помещение и не являлась членом семьи дочери ФИО7; зарегистрировавшись в жилом помещении по месту своего фактического проживания по Адрес Обезличен **.**.**** Хабарова Н.Н. добросовестно выполнила свою обязанность по регистрации в жилом помещении по месту фактического проживания, что никак не повлекло правовых последствий, указанных в ст. 53 ЖК РФ, а именно ухудшения ее жилищных условий и намеренного приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как такое право у Хабаровой Н.Н. имелось и ранее, а регистрация в другом жилом помещении носила формальный характер. Поэтому нельзя считать, что действия истца по регистрации по месту фактического проживания носили намеренный характер.

Оспоренное постановление Администрацией г. Далматово вынесено вследствие неправильного толкования норм материального права, а именно ст. 31, 53 ЖК РФ и ст. 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Хабарова Н.Н. должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечена жилым помещением как вдова участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак и проживающая одиноко в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

На основании изложенного следует признать постановление Главы города Далматово от **.**.**** за №* «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным и обязать ответчика поставить на учет Хабарову Н.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Вопрос о судебных расходах судом решается в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ, поскольку при предъявлении иска истец оплатила госпошлину в сумме 200 рублей..

Руководствуясь ст. 194-199, 98 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Хабаровой Нины Николаевны к Администрации города Далматово о признании незаконным постановления Главы Администрации города Далматово и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить:

Признать незаконным постановление Главы города Далматово от **.**.**** за №* «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и обязать Администрацию города Далматово Курганской области поставить на учет Хабарову Нину Николаевну в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Взыскать с Администрации города Далматово в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины в пользу Хабаровой Нины Николаевны 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья Л.В. Пономарева

Решение вступило в законную силу