Дело № 2-452\**** РЕШЕНИЕ **.**.**** г. Далматово, Курганской области Далматовский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Пономаревой Л.В. при секретаре Порошиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ладыгина Владимира Викторовича к Администрации города Далматово, Администрации Далматовского района, Правительству Курганской области, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Далматовский детский дом», Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района о предоставлении жилого помещения, выделении денежных средств для приобретения благоустроенного жилого помещения и возложении обязанности по принятию на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилища, как оставшегося без попечения родителей, установил: **.**.**** Ладыгин В.В. обратился в Далматовский районный суд с иском к Администрации города Далматово, Администрации Далматовского района, Правительству (Администрации) Курганской области и ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Далматовский детский дом» о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения, отвечающего требованиям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, выделении денежных средств для приобретения жилого помещения и принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилища. Решением Далматовского районного суда от **.**.**** Ладыгину В.В. было отказано в удовлетворении исковых требований ко всем ответчикам о предоставлении благоустроенного жилого помещения и о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилища, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и к Правительству Курганской области – в части требований о возложении обязанности выделить денежные средства для приобретения истцу благоустроенного жилого помещения. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от **.**.**** указанное решение было отменено, дело направлено на навое рассмотрение в тот же суд. В определении указано суду на необходимость принятия мер к устранению недостатков и имеющихся в деле противоречий, а именно выяснить был ли учтен истец в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту выявления его как ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо по месту жительства, при необходимости истребовать сведения из прокуратуры Юргамышского района, на основании которых прокурором Юргамышского района в **.**.**** был дан ответ директору Далматовского детского дома свидетельствующий о том, что Ладыгин В.В. состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилья лиц в Адрес Обезличен, а также предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований и возражений. Определением Далматовского районного суда от **.**.**** к участию в настоящем гражданском деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований о предмете спора, на стороне ответчика были привлечены: УДОКМС Администрации Далматовского района и МУ отдел образования Администрации МО Юргамышский район (органы опеки и попечительства), Управление экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, как уполномоченный муниципальным актом орган, осуществляющий отдельные государственные полномочия Курганской области по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 117-118, 66). На основании заявления истца и в соответствии с определением Далматовского районного суда от **.**.**** Управление экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района привлечено к участию в настоящем гражданском деле в качестве соответчика (л.д. 235, 237). В судебных заседаниях истец Ладыгин В.В. требования искового заявления поддержал, суду пояснил, что он относится к лицам из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как родители его были лишены родительских прав по решению суда, затем мать умерла; отец умер, когда ему исполнилось Данные Изъяты. С **.**.**** являлся воспитанником Далматовского детского дома. У него также есть две сестры ФИО13 и ФИО17. Знает, что сестра ФИО13 была обеспечена жильем по решению Катайского районного суда. Закрепленного жилого помещения у них не было. Состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу Далматовского детского дома, так как своего жилого помещения не имеет. Заявления о включении его в список очередников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в том числе и во внеочередном порядке никогда не подавал, ни в органы местного самоуправления в Юргамышском районе, ни в органы местного самоуправления Адрес Обезличен. Представитель Далматовского Детского дома Габриенко Н.В. несколько раз уже в его совершеннолетнем возрасте говорила ему о необходимости решения вопроса о предоставлении жилого помещения, просила съездить в Юргамышский район и разобраться с этим вопросом, но он не поехал, так как не знал, куда необходимо обращаться; в письменной форме к ним также не обратился. В Администрации г. Далматово на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения не состоит. До предъявления иска и в период рассмотрения гражданского дела не обращался ни в орган опеки и попечительства Далматовского района, ни в Администрацию г. Далматово по данному вопросу и Администрация города Далматово в постановке на учет ему не отказывала. В настоящее время в течении последнего месяца собирает документы для постановки на учет в Администрации г. Далматово в общий список очередников. При обращении в Администрации ему был объяснен порядок постановки на учет и перечень необходимых для этого документов, собрать их не оказалось сложным. В данный период ему уже исполнилось Данные Изъяты. В ходе разрешения иска узнал, что на учет нужно было встать в возрасте до 23 лет, съездил в Юргамышский район, где в органе опеки и попечительства, проверив документы, ему разъяснили, что ни деньги на приобретение жилья, ни жилое помещение им в Юргамышском районе не выделялось; на учете лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, он там никогда не состоял. В Администрации города Далматово, в органе опеки и попечительства Далматовского района встать на учет лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья в возрасте до 23 лет, не пытался; препятствий к постановке на учет ему никто не чинил. Представитель ответчиков Администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Аносов А.Г. исковые требования Ладыгина В.В. не признал и суду пояснил, что возраст граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при постановке их на учет, законодательством ограничен до 23 лет. В настоящее время суду представлена полная информация, что истец за постановкой на учет в указанном возрасте в Администрацию Юргамышского района и Песковскую сельскую администрацию не обращался, а также не обращался в органы местного самоуправления Далматовского района и г. Далматово. Ранее предоставленная информация о том, что семье Ладыгиных были выделены денежные средства на приобретение жилья и они были поставлены на учет, не соответствует действительности. Сам истец со своей стороны уже в совершеннолетнем возрасте никакой инициативы в постановке на учет не проявлял; отсутствует муниципальный акт о том, что Ладыгин был поставлен в установленный законом срок на учет, как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. Препятствий в осуществлении прав истцу никто не чинил. Представитель ответчика Администрации г. Далматово Ильиных А.В. иск не признал, суду пояснил, что в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ истец, как нуждающийся в получении жилого помещения в Далматовском и Юргамышском районах не состоял и не состоит; по закону был обязан самостоятельно встать на такой учет, так как принятие на учет носит заявительный характер. Во внесудебном порядке встать на учет лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, в Администрации г. Далматово в возрасте с 18 до 23 лет Ладыгин не пытался, к ним по этому вопросу никогда не обращался, поэтому Администрация г. Далматово никогда истцу в постановке на учет не отказывала и не создавала препятствий в этом. Наоборот, при обращении к ним граждан указанной категории оказывают им помощь и содействие в собирании необходимых документов, в том числе сведений из органов БТИ и Росреестра об отсутствии в собственности недвижимого имущества, истребуют с предыдущего места жительства информацию о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Если гражданин изменил место жительства, решают вопрос о получении муниципального акта о снятии его с учета, в связи с изменением места жительства и постановке на учет в г. Далматово, то есть информацию из Юргамышского района при обращении Ладыгина они могли бы запросить самостоятельно. В настоящее время Администрация г. Далматово также могла бы поставить Ладынина на учет во внеочередной список при условии предоставления им муниципальных актов органов местного самоуправления Юргамышского района о том, что он состоял на таком учете в возрасте до 23 лет. Но в Юргамышском районе истец своевременно на учет не встал, поэтому в настоящее время поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не представляется возможным, поскольку законом ограничен возраст граждан для реализации этого права до 23 лет, указанный срок является пресекательным. Попыток встать на учет в возрасте до 23 лет Ладыгин В.В. не предпринимал. Считает, что срок от 18 до 23 лет является достаточным для решения такого вопроса в совершеннолетнем возрасте. Представитель ответчика - ГОУ «Далматовский детский дом» Габриенко Н.В. иск не признала, пояснила, что детский дом является ненадлежащим ответчиком, поскольку на данное учреждение не возложена обязанность по предоставлению жилья и постановке на учет лиц, нуждающихся в его получении; детскому дому денежные средства для этих целей не выделяются. После достижения Ладыгиным совершеннолетия и выпуска его из детского дома, до достижения им возраста 23 лет каждый раз при встрече с истцом, то есть неоднократно интересовалась вопросом об обеспеченности жилым помещением, говорила о необходимости съездить в Юргамышской район и решить вопрос по жилью, т.к. в период пребывания истца в детском доме сотрудники неоднократно обращались в администрацию Песковского сельского Совета Юргамышского района, Администрацию Юргамышского района, в прокуратуру Юргамышского района и им предоставляли ответы, что Ладыгины поставлены там на учет и на приобретение жилья им выделены денежные средства. Фактически же данные ответы оказались отписками, а дети Ладыгины на учет поставлены не были. Закрепленного жилого помещения у истца не было, регистрации по месту жительства в Юргамышском районе также не было, зарегистрирован он по месту жительства по адресу Далматовского детского дома. Ладыгин В.В. обещал ей съездить в Юргамышский район и решить вопрос по жилью, но фактически никуда не обратился, то есть ее не послушал. Сестра истца обеспечена жилым помещением в Адрес Обезличен – по месту окончания учебного заведения, так как в установленный законом срок обратилась за постановкой на учет и собрала необходимые документы. Представитель ответчика – Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, считает Правительство Курганской области ненадлежащим ответчиком по данному делу, сообщает, что во исполнение Закона Курганской области от 05.10.2007 г. № 288 Главным управлением образования Курганской области в **.**.**** из бюджета Курганской области в бюджет Далматовского района перечислены субвенции в размере Данные Изъяты. для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансирование предоставления жилых помещений лицам категории «дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участником которых Ладыгин В.В. не является. В связи с этим требования истца о финансировании предоставления жилого помещения заявлено к Правительству Курганской области необоснованно. Также считает, что истцу необходимо подтвердить факт постановки на учет нуждающегося в жилых помещениях в органе местного самоуправления до достижения возраста 23 лет (л.д. 130-131). Представитель 3-его лица - УДОКМС Администрации Далматовского района (органа опеки и попечительства) Зуйков И.Н. требования Ладыгина В.В. не поддержал, пояснил, что истец в возрасте до 23 лет не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не числится в списке рассматриваемой категории лиц Далматовского района, которым жилое помещение должно быть предоставлено в **.**.****, а также в областном реестре таких граждан. В возрасте до 23 лет в орган опеки и попечительства для оказания ему помощи в постановке на учет во внеочередной список истец не обращался. Представитель 3-его лица – отдела образования Администрации МО Юргамышский район в судебные заседания не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении иска в его отсутствии, разрешение его оставил на усмотрение суда, предоставил информацию о том, что в Администрации Песковского сельского Совета Ладыгин В.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ранее не состоял (л.д. 214, 217). Представитель 3-его лица на стороне ответчика – Администрации Юргамышского района оставил рассмотрение данного дела на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия представителя Администрации, сообщил, что справка Администрации Песковского сельского Совета № 54 в адрес органа опеки и попечительства Юргамышского района была представлена ошибочно (л.д. 232). Представитель 3-его лица на стороне ответчика – Администрации Песковского сельского Совета Юргамышского района в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о судебном заседании был своевременно и надлежаще судом извещен, предоставил письменную информацию о том, что муниципальных актов о постановке Ладыгина В.В. в качестве нуждающегося в получении жилья за период с **.**.**** по **.**.**** не обнаружено. Заслушав доводы сторон, представителей 3-их лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит, что оснований для удовлетворения исковых требований Ладыгина В.В. не имеется. В соответствии с п. 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания в образовательных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в ВС РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом, согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанная категория лиц обеспечивается вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Статьей 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из копий свидетельства о рождении II-БС №* от **.**.****, паспорта №*, выданного **.**.**** судом установлено, что Ладыгин В.В. родился **.**.**** и его родителями являются ФИО8 и ФИО9 (л.д. 7). Таким образом, на момент предъявления рассматриваемого иска (**.**.****) Ладыгину В.В. было полных Данные Изъяты, Данные Изъяты исполнилось **.**.****. На основании решений Юргамышского районного суда Курганской области от **.**.**** и от **.**.****, вступивших в законную силу, ФИО8 и ФИО9 были лишены родительских прав в отношении своего сына Ладыгина В.В. **.**.**** г.р. (л.д. 45-46). В соответствии с постановлением №* от **.**.**** Администрации Юргамышского района, несовершеннолетние дети Ладыгиных, в том числе и истец, были определены в детское государственное учреждение, поскольку мать была лишена родительских прав, а отец находился в местах лишения свободы (л.д. 8). С **.**.**** истец имеет регистрацию по месту жительства в Адрес Обезличен (адрес Далматовского детского дома), что подтверждено копией его паспорта и копией домовой книги Далматовского детского дома (л.д. 7, 218-221). Согласно справок, выданных директором Далматовского детского дома, Ладыгин В.В. с **.**.**** по **.**.**** являлся воспитанником Далматовского детского дома, выпущен, в связи с продолжением обучения в колледже физкультуры и здоровья Адрес Обезличен. В **.**.**** Ладыгин В.В. закончил обучение в Далматовской средней школе №* (аттестат от **.**.****). С **.**.**** по **.**.**** Ладыгин В.В. обучался в ГОУ НПО «Далматовский лицей №*», о чем свидетельствует его диплом Е №* от **.**.**** (л.д. 55-56). В соответствии со справкой от **.**.**** председателя Данные Изъяты» (л.д. 34), ФИО9 вместе с членами своей семьи с **.**.**** проживает на съемной квартире в Адрес Обезличен. При первоначальном разрешении иска суду были представлены архивные копии ответов главы Песковского сельского Совета Юргамышского района: - от **.**.****, сообщившего директору Далматовского детского дома о том, что Администрация Песковского сельского Совета не может зарезервировать жилье на территории сельСовета детям Ладыгиным, в т.ч. Ладыгину В.В. **.**.****. (л.д. 62), - с входящей датой от **.**.****, согласно которого глава администрации директору Далматовского детского дома сообщил, что не может дать положительного ответа о предоставлении жилья несовершеннолетнему Ладыгину В.В., так как жилого фонда Администрация Песковского сельСовета не имеет, отец Ладыгина В.В. – ФИО9 в настоящее время проживает у брата ФИО10, жилой площади на территории сельского Совета не имеет, так как его дом сгорел в **.**.**** (л.д. 63), - от **.**.****, сообщившего органу опеки и попечительства Юргамышского района, что денежные средства в размере 15 тыс. рублей на покупку дома для несовершеннолетних выпускников Далматовского д\дома Ладыгиных В.В. и М.В. выделены Администрацией Юргамышского района в **.**.**** (л.д. 61, 65), а также ответ прокурора Юргамышского района от **.**.**** директору Далматовского детского дома, в котором сообщалось, что обращение от **.**.**** было направлено для разрешения главе Песковского сельСовета ФИО11 **.**.**** ФИО11 направлено ходатайство в Юргамышскую районную Думу и главе администрации района ФИО12 о включении в раздел расходов районного бюджета на **.**.**** 20 тысяч рублей для приобретения жилья Ладыгиным. Ладыгин В.В. и ФИО13 поставлены на регистрационный учет по месту их выявления в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» т.е. в Песковской сельской администрации для обеспечения их жильем после выпуска из детского дома или профессионального образовательного учреждения (л.д. 64),, которые исследованы судом и при настоящем рассмотрении дела. Наличие всех вышеуказанных документов судом проверено, они хранятся в копии документов личного дела Ладыгина В.В. в архивном отделе администрации Далматовского района, представленного суду в общем объеме на 52 листах (л.д. 152-209). При этом следует учесть, что по состоянию на **.**.**** г. истец являлся учащимся ГОУ НПО «Далматовский лицей №*», находился на полном государственном обеспечении (л.д. 195), обучение закончил **.**.****, поэтому выделение денежных средств на приобретение жилья Ладыгину В.В. противоречило ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, указанное обстоятельство подлежало дополнительной проверке. Ответ отдела опеки и попечительства – МУ отдела образования Администрации Юргамышского района от **.**.**** свидетельствует о том, что Ладыгин В.В. **.**.**** г.р. не состоит на регистрационном учете для обеспечения жильем и ранее не состоял, так как не обращался с данным вопросом; закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с тем, что родители не имели собственного жилья (л.д. 36, 48). Справки Администрации Песковского сельсовета Юргамышского района Курганской области подтверждают: от **.**.**** - что Ладыгин В.В. не состоял на регистрационном учете для обеспечения жильем, родители собственного жилья не имели (л.д. 42), от **.**.**** - что денежные средства для приобретения жилья Ладыгину В.В. и ФИО13 в размере 15000 рублей от Администрации Юргамышского района в **.**.**** не поступали (л.д. 85-86); Сообщение финансового отдела администрации Юргамышского района от **.**.**** свидетельствует, что денежные средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа с **.**.****. по настоящее время Администрации Песковского сельского Совета из бюджета Юргамышского района не выделялись (л.д. 88, 93), данное сообщение подтверждено ответом Администрации Юргамышского района от **.**.**** (л.д. 92). Согласно справок Администрации г. Далматово от **.**.**** было установлено, что Ладыгин В.В. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит и с заявлением по данному вопросу не обращался, его статус как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией города не устанавливался (л.д. 32-33). В порядке исполнения кассационного определения Курганского областного суда от **.**.**** судом были истребованы и исследованы в судебном заседании новые письменные доказательства, из которых установлено: Из ответа прокурора Юргамышского района Курганской области от **.**.**** – в органах опеки и попечительства Юргамышского района о Ладыгине В.В. **.**.**** г.р. сведений нет, срок хранения надзорного производства составляет 3 года, в связи с чем не представилось возможным предоставить сведения, на основании которых прокурором Юргамышского района был дан ответ от **.**.**** (л.д. 121, 128). Из информации специалиста отдела опеки и попечительства МУ отдел образования Администрации МО Юргамышский район от **.**.**** – в названную дату гр. Ладыгин В.В. **.**.**** г.р. обратился в указанный отдел опеки и попечительства с целью выяснения состоит ли он на учете в Администрации Песковского сельСовета либо ранее состоял, но по каким-то причинам снят с учета. По информации Администрации Песковского сельСовета Ладыгин В.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и ранее не состоял (л.д. 217). Согласно ответа на запрос Администрации Юргамышского района №* от **.**.****, денежные средства на приобретение жилого помещения для семьи Ладыгиных, относящихся к числу лиц, оставшегося без попечения родителей, из бюджета Юргамышского района не выделялись, жилье приобретено не было. Документы, подтверждающие выделение денежных средств, либо приобретение и предоставление жилья указанным лицам, в Администрации Юргамышского района отсутствуют. Справка Администрации Песковского сельского совета №* в адрес органа опеки и попечительства Юргамышского района была предоставлена ошибочно (л.д. 232). Из ответа Администрации Песковского сельСовета №* от **.**.****, следует, что были просмотрены архивные документы за период с **.**.**** г. по **.**.****., хранящиеся в архиве Администрации Юргамышского района (постановления, распоряжения, решения Песковской сельской Думы), записи о постановке Ладыгина В.В. **.**.**** в качестве нуждающегося в получении жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обнаружено (л.д. 240-241). В соответствии со ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1), принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4). Согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, по результатам рассмотрения заявления органом местного самоуправления должно быть принято решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет. Ст. 55 ЖК РФ предусматривает право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Таким образом, на основании изложенного следует сделать вывод, что постановка на учет гражданина в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в органе местного самоуправления носит заявительный характер, то есть зависит от волеизъявления гражданина и оформляется соответствующим муниципальным актом. Социальная незащищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть связана в их несовершеннолетнем возрасте с фактом отсутствия родительского попечения, защиты с их стороны прав и законных интересов детей. Однако, следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с наступлением совершеннолетия обладают полной гражданской дееспособностью, наравне с другими категориями граждан. В судебном заседании как из объяснений лиц, участвующих в деле, так и из письменных доказательств установлено, что Ладыгин В.В., проживая в Адрес Обезличен и имея регистрацию в данном населенном пункте по месту жительства, после окончания пребывания в государственном учреждении для детей-сирот и окончания обучения в ГОУ НПО «Далматовский лицей №*» и до достижениям им **.**.**** 23-летнего возраста в Администрацию г. Далматово Курганской области, в орган опеки и попечительства Администрации Далматовского района, Администрации Далматовского района, Юргамышского района и Администрацию Песковского сельского совета Юргамышского района о постановке на учет и внеочередном обеспечении его жилым помещением, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей не обращался, вследствие чего муниципальных актов о принятии истца на такой учет не было издано; препятствий в этом ему ни один из перечисленных органов не чинил. Более того, до достижения истцом 23-летнего возраста сотрудником Далматовского детского дома Ладыгину В.В. неоднократно было разъяснено о необходимости решения вопроса о предоставлении жилища, Ладыгин никаких мер к этому не предпринял, необходимые документы не собрал. Следует учитывать, что ответы главы Песковского сельСовета Юргамышского района, прокурора Юргамышского района, направленные ранее в Далматовский детский дом и приобщенные в материалы личного дела Ладыгина В.В., не создавали препятствий в постановке истца на внеочередной учет в Администрации г. Далматово, в случае его своевременного обращения, так как Администрацией г. Далматово указанная информация проверяется самостоятельно и при необходимости специалисты Администрации истребуют дополнительные документы также самостоятельно. Это подтверждается и решением Катайского районного суда от **.**.****, в соответствии с которым Администрация Катайского района была обязана судом предоставить ФИО13 (сестре истца) по договору социального найма жилое помещение, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку было установлено, что Администрацией Катайского района она была учтена как лицо указанной категории, нуждающееся в предоставлении жилья; вышеназванные ответы препятствий к реализации жилищных прав сестры истца, находившейся в аналогичной ситуации, не создали при своевременности обращения ее за постановкой на учет. После достижения 23-х летнего возраста Ладыгин В.В. статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего право для постановки на учет на внеочередное обеспечение жилым помещением, утратил, то есть не имел его и на момент предъявления иска, в связи с чем, его исковые требования не могут быть удовлетворены. Требования истца о постановке его на учет, как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на внеочередное предоставление жилища к ответчикам Правительству Курганской области и ГОУ «Далматовский детский дом» не могут быть удовлетворены также и в связи с тем, что на вышеуказанных органах, не являющихся органами местного самоуправления, не лежит обязанность по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Не может быть удовлетворено и требование Ладыгина В.В. о возложении на Правительство Курганской области обязанности о выделении денежных средств для приобретения ему благоустроенного жилого помещения, поскольку само требование о его предоставлении суд находит не подлежащим удовлетворению, а также учитывает, что в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Правоотношения по составлению проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов регулируются БК РФ. Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст.152 БК РФ; такими участниками являются органы законодательной и представительной власти, финансовые и иные органы, бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Физические лица в указанном перечне отсутствуют, следовательно, они не являются участниками бюджетного процесса, поэтому не вправе требовать перечисления бюджетных денежных средств в рамках межбюджетных отношений для реализации своих прав. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Ладыгину Владимиру Викторовичу к Администрации города Далматово, Администрации Далматовского района, Правительству Курганской области, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Далматовский детский дом», Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района о предоставлении жилого помещения, выделении денежных средств для приобретения благоустроенного жилого помещения и возложении обязанности по принятию на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилища, как оставшегося без попечения родителей отказать за необоснованностью данных исковых требований. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд. Судья Л.В. Пономарева Решение вступило в законную силу