Решение по делу о возврате средств субсидии на организацию предпринимательской деятельности



Дело № 2-553\****

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ

**.**.**** г. Далматово, Курганской области

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Л.В.

при секретаре Порошиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Далматовского района Курганской области» к Хамзиной Балгадише Даулетовне о возврате средств субсидии на организацию предпринимательской деятельности,

у с т а н о в и л:

**.**.**** Государственное казанное учреждение «Центр занятости населения Далматовского района Курганской области» (далее ГУ ЦЗН) обратилось в Далматовский районный суд с иском о взыскании с ответчика Хамзиной Б.Д. средств субсидии в размере 58800 рублей и расходов на уплату государственной пошлины в сумме 1964 рубля, мотивировав свои требования тем, что **.**.**** между истцом и ответчиком был заключен договор о предоставлении субсидии на содействие самозанятости безработных граждан №*, в соответствии с которым ГУ ЦЗН предоставило Хамзиной Б.Д. субсидию на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с Порядком предоставления в **.**.**** субсидий на содействие самозанятости безработных граждан, утв. Постановлением Правительства Курганской области от 9 февраля 2010 года № 31. Указанная субсидия предоставлена ответчику в размере 58880 рублей. Согласно п. 2.1.1 договора, Хамзина Б.Д. для организации предпринимательской деятельности зарегистрировалась индивидуальным предпринимателем (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 45 №*, ОГРН №* от **.**.****) и обязалась осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с даты внесения соответствующей записи в ЕГРИП. Однако, указанное обязательство Хамзиной Б.Д. выполнено не было. **.**.**** ответчик предоставила в ГУ ЦЗН свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя серии 45 №* от **.**.****, таким образом, ответчик не выполнила существенное условие договора. Согласно п. 3.1 договора, в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности ранее срока обязательного осуществления предпринимательской деятельности (12 месяцев), гражданин обязан возвратить субсидию в полном объеме. **.**.**** Хамзиной Б.Д. Истцом было направлено заказное письменное требование о возврате денежных средств в ГУ ЦЗН Далматовского района Курганской области. Получатель субсидии в течение 5 дней с момента получения указанного письменного требования, должен перечислить требуемые средства в территориальные органы Федерального казначейства на счет областного бюджета. Добровольно денежные средства в сумме 58800 рублей ответчиком не перечислены до настоящего времени.

В судебном заседании представитель истца Перевалов В.А. исковые требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме и дополнительно суду пояснил, что в соответствии с п. 2.1.1 договора №*, заключенного между ГУ ЦЗН и Хамзиной Б.Д., юридическое значение имеет срок занятия предпринимательской деятельностью, который исчисляется с даты внесения соответствующей записи в ЕГРИП и который должен быть не менее 12 месяцев до дня внесения записи о прекращении такой деятельности, срок действия договора, установленный в п. 5.1, юридического значения для применения ответственности не имеет. При нарушении данного условия, то есть осуществления предпринимательской деятельности менее 12 месяцев, как п. 3.1 договора, так и Порядком предоставления в **.**.**** субсидий на содействие самозанятости безработных граждан предусмотрено одинаковое последствие - в виде возврата субсидии гражданином в полном объеме, т.к. законодательством частичное возвращение субсидии не предусмотрено, а форма договора является приложением к постановлению Правительства Курганской области от 09.02.2010 г. Хамзина Б.Д. была ознакомлена со всеми условиями договора, субсидию на организацию предпринимательской деятельности в сумме 58800 рублей получила через отделение Сбербанка, представила в ЦЗН документы о расходах согласно бизнес-плана, но осуществляла предпринимательскую деятельность менее 12 месяцев, так как зарегистрировалась в качестве ИП **.**.****, а прекратила деятельность **.**.**** Ответчик добровольно свои обязательства по возращению средств субсидии не исполняет, поэтому просил их взыскать в судебном порядке в сумме 58800 руб., а также в счет возврата судебных издержек (госпошлины) 1964 руб.

Ответчик Хамзина Б.Д. в судебное заседание не явилась, была о нем своевременно и надлежаще извещена, документов об уважительности причины неявки в суд не предоставила, обеспечила участие в деле своего представителя.

Представитель ответчика Долгих Д.В. иск не признал, суду показал, что не оспаривает факт заключения Хамзиной Б.Д. рассматриваемого договора на предоставление средств субсидии на организацию предпринимательской деятельности и ее фактическое получение ответчиком в сумме 58800 рублей. Но просит учитывать, что Хамзина была признана ЦЗН безработной, имела право на получение государственного пособия по безработице. В данном случае ей была предложена государственная услуга по самозанятости, но правовая природа выданных Хамзиной денежных средств и их сумма – это годовой размер пособия по безработице, который ответчик могла получить в качестве безработной. Все условия договора Хамзина выполнила, предоставила в ЦЗН бизнес-план на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности по животноводству, приобрела КРС – корову и 2-х телят, корма для них, занималась этой деятельностью в течение срока действия договора, который по п. 5.1 истек **.**.****; отчетность в налоговую инспекцию ответчик предоставила за 1 год, уплатила все требуемые за этот период налоги. Считает, что фактически предпринимательскую деятельность ответчик осуществляла не менее 12 месяцев, так как в **.**.**** сдала на мясо только корову, а 2-х телят оставила на доращивание, в доказательство этого факта просил исследовать документы на целевое расходование средств субсидии, налоговую декларацию и книгу учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя.

Представитель 3-его лица Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области Трухина Н.Г. исковые требования считает обоснованными, суду пояснила, что запись в ЕГРИП о регистрации Хамзиной Б.Д. в качестве индивидуального предпринимателя была внесена **.**.****, о чем ей было выдано соответствующее свидетельство. На основании заявления самой Хамзиной **.**.**** в ЕГРИП внесена запись о прекращении ей индивидуальной предпринимательской деятельности, поэтому срок занятия такой деятельностью составил менее 12 месяцев. Поскольку в договоре прямо предусмотрена ответственность в виде возврата средств субсидии в случае, если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность менее 12 месяцев, считает, что иск предъявлен обоснованно. Исправить данную ситуацию ответчик уже не имеет возможности, так как отменить регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП не возможно, а новая регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не повлечет для ответчика никаких последствий. Также просила учесть, что из представленных представителем ответчика документов следует, что налоговую декларацию Хамзина Б.Д. сдала в налоговую инспекцию **.**.****, то есть ранее написания заявления о прекращении предпринимательской деятельности, а по книге учета доходов и расходов ИП последняя запись по деятельности Хамзиной внесена от **.**.****, из чего следует сделать вывод, что ответчик фактически прекратила свою деятельность в качестве ИП ранее чем **.**.****. Доводы представителя ответчика о том, что Хамзина продолжает выращивать телят, приобретенных за счет средств субсидии, свидетельствуют о том, что ответчиком также допущено нарушение законодательства, так как она зарегистрировала прекращение деятельности ИП и не сдала отчет за выращенную продукцию, не оплатила за нее налоги.

Суд, заслушав доводы ответчика и представителя 3-его лица, исследовав письменные материалы дела, находит иск законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению и рассмотрению по существу в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика Хамзиной Б.Д., так как представленных доказательств достаточно для вынесения по делу решения. Доводы представителя ответчика суд находит не состоятельными, не основанными на содержании рассматриваемого договора и на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон.

К указанным выводам суд пришел на основании нижеследующего:

В соответствии с ч. 1-3 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Согласно положениям пункта 1 статьи 7.1 названного Закона оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан относится к числу полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно карточке персонального учета гражданина, ищущего работу, Хамзина Б.Д. обратилась в ГУ ЦЗН Далматовского района **.**.****, как лицо, не занятое трудовой деятельностью, уволенное с предприятия – ООО «Данные Изъяты» Адрес Обезличен **.**.****.

Приказом ГУ ЦЗН Далматовского района от **.**.**** №*-ДТ\10, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Хамзина Б.Д. была признана безработной с **.**.****.

Приказом этого же учреждения от **.**.**** №*-пп\10 Хамзиной Б.Д. на основании ст. 30, 31, 32, 33, 34 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» было назначено пособие по безработице, установлена продолжительность его выплаты 6 месяцев с **.**.**** по **.**.**** в размере минимальной величины пособия, увеличенного на размер районного коэффициента – 977 руб. 50 коп. С вышеуказанными приказами ответчик ознакомлена **.**.****.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", предусмотрено предоставление средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Согласно утвержденному названным Постановлением Правительства РФ Порядка предоставления таких субсидий, субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (пункт 2 Порядка).

Постановлением Правительства Курганской области от 9 февраля 2010 года № 31 утвержден Порядок предоставления в **.**.**** субсидий на содействие самозанятости безработных граждан согласно приложению 5 к настоящему Постановлению.

Указанный Порядок разработан в целях реализации целевых Программ Курганской области "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курганской области в 2010 году" и "О содействии самозанятости безработных граждан на территории Курганской области (за счет возвращенных остатков неиспользованных средств субсидии 2009 года)" и регламентирует условия и порядок предоставления субсидий на содействие самозанятости безработных граждан (далее - субсидии).

Мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан осуществляются в отношении совершеннолетних граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости населения Курганской области; могут осуществляться дополнительно к государственной услуге содействия самозанятости безработных граждан, предоставляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 июня 2008 года N 281н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан" (п. 3).

Для получения субсидии гражданин представляет в государственное учреждение центр занятости населения Курганской области следующие документы: 1) заявление-анкету на предоставление государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 июня 2008 года N 281н; 2) заявление на предоставление субсидии (приложение 1 к настоящему Порядку); 3) бизнес-план на определенный вид деятельности; 4) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Размер субсидии определяется исходя из суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, установленной на дату заключения между центром занятости и гражданином договора о содействии самозанятости безработных граждан (п. 4). Период, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, должен составлять не менее 12 месяцев (п. 6).

Согласно п. 10 названного Порядка, по результатам рассмотрения бизнес-плана центр занятости заключает с гражданином договор либо возвращает бизнес-план (с указанием причин возврата).

Центр занятости рассчитывает размер субсидии по утвержденной формуле и после предоставления гражданами копий документов, подтверждающих организацию собственного дела (свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей перечисляет субсидии на лицевые счета граждан (п. 13 и п. 15 Порядка)

Безработный гражданин, получивший субсидию, в течение 3 месяцев с момента перечисления субсидии на лицевой счет представляет в центр занятости документы, подтверждающие произведенные в соответствии с бизнес-планом расходы на осуществление предпринимательской деятельности (договоры, счета-фактуры, копии чеков, кассовые чеки) (пункт 16).

В соответствии с п. 17 рассматриваемого Порядка, в случае выявления неполного освоения или нецелевого использования средств субсидии, а также при нарушении условий пункта 16 настоящего Порядка или при ликвидации юридического лица, прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуальной предпринимательской деятельности ранее предусмотренного в пункте 6 настоящего Порядка срока центр занятости в течение 10 рабочих дней по согласованию с Главным управлением направляет получателю субсидии письменное требование о возврате средств субсидии в областной бюджет с указанием суммы возврата. В случае ликвидации юридического лица, прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуальной предпринимательской деятельности ранее предусмотренного в пункте 6 настоящего Порядка срока, а также при нарушении условий пункта 16 настоящего Порядка средства субсидии подлежат возврату в полном объеме, в случае неполного освоения или нецелевого использования предоставленной субсидии возврату подлежат неиспользованные либо использованные не по целевому назначению средства субсидии соответственно. Получатель субсидии в течение 30 дней с момента получения письменного требования о возврате средств субсидии перечисляет указанные средства в территориальные органы Федерального казначейства на счет областного бюджета. Администратором доходов областного бюджета по данному виду доходов является Главное управление.

Письменным предложением о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан от **.**.**** ГУ ЦЗН Далматовского района предложило безработному гражданину – Хамзиной Б.Д. получить государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан. С названным предложением ответчик ознакомлена **.**.****, с предложением о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан Хамзина Б.Д. согласилась.

Ответчиком Хамзиной Б.Д. в ГУ ЦЗН Далматовского района представлен бизнес-план по разведению КРС (телята) и выращиванию телят на мясо, разработанный для индивидуальной предпринимательской деятельности.

В соответствии с договором №* о предоставлении субсидии на содействие самозанятости безработных граждан от **.**.****, заключенным между ГУ «Центр занятости населения Далматовского района Курганской области» и гр. Хамзиной Б.Д., предметом договора явилось предоставление Центром занятости гражданину субсидии на содействие самозанятости в соответствии с Порядком предоставления в **.**.**** субсидий на содействие самозанятости безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства Курганской области от 9 февраля 2010 года № 31 (п. 1.1). При этом Хамзина Б.Д. взяла на себя обязательства: организовать предпринимательскую деятельность по животноводству в соответствии с предоставленным в Центр занятости бизнес-планом, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, и осуществлять ее не менее 12 месяцев с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 2.1.1); представить в ЦЗН копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (п. 2.1.2); в течение 3-х месяцев с момента перечисления субсидии на лицевой счет представить в ЦЗН документы, подтверждающие произведенные в соответствии с бизнес-планом расходы на организацию предпринимательской деятельности (п. 2.1.3); в течение 30 дней со дня окончания срока обязательного осуществления предпринимательской деятельности (12 месяцев), указанного в п. 2.1.1 настоящего договора, предоставить в Центр занятости выписку из ЕРГЮЛ или ЕГРИП (с датой выдачи после окончания срока обязательного осуществления предпринимательской деятельности) (п. 2.1.4).

ЦЗН взял на себя обязательства при предоставлении гражданином копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в течение 30 дней с даты внесения соответствующей записи перечислить на лицевой счет гражданина субсидию на организацию предпринимательской деятельности 58800 рублей (п. 2.2.1 договора).

Разделом 3 анализируемого договора предусмотрена ответственность сторон; так согласно п. 3.1 договора, в случае ликвидации юридического лица, прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуальной предпринимательской деятельности ранее предусмотренного п. 2.1.1 настоящего договора срока, а также при нарушении условий п. 2.1.3 договора гражданин обязан возвратить средства субсидии в полном объеме; в случае неполного освоения или нецелевого использования предоставленной субсидии гражданин обязан возвратить неиспользованные либо использованные не по целевому назначению средства субсидии соответственно. В случае выявления неполного освоения или нецелевого использования средств субсидии, а также при нарушении условий п.п. 2.1.3 настоящего договора или при ликвидации юридического лица, прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуальной предпринимательской деятельности ранее предусмотренного в п.п. 2.1.1 настоящего договора срока центр занятости в течение 10 рабочих дней по согласованию с Главным управлением направляет гражданину письменное требование о возврате средств субсидии в областной бюджет. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 3.2).

Копией свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 45 №*, предоставленной ответчиком в ЦЗН, подтверждено, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесена запись о государственной регистрации физического лица - Хамзиной Б.Д. в качестве индивидуального предпринимателя от **.**.**** за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации ИП №*. Указанное обстоятельство подтверждено также Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от **.**.****.

Приказом ГУ «Центр занятости населения Далматовского района Курганской области» от **.**.**** №*-ФП\10, в целях содействия самозанятости гражданина, признанного в установленном порядке безработным, было предусмотрено оказать финансовую помощь в размере 58800 рублей Хамзиной Б.Д. как субсидию федерального бюджета.

В соответствии с платежным поручением ГУ ЦЗН от **.**.**** и списком граждан на перечисление финансовой помощи по содействию самозанятости, 58800 рублей было зачислено на лицевой счет Хамзиной Б.Д. в Затеченской сберкассе №*. Факт получения ответчиком указанной денежной суммы представителем ответчика Долгих Д.В. не отрицается.

При этом приказом от **.**.**** ГУ ЦЗН Далматовского района №*-пк\10 в соответствии с п. 2 ст. 35 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Хамзиной Б.Д. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием ее с учета в качестве безработного.

Свидетельством серии 45 №* подтверждено, что на основании ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРИП внесена запись о государственной регистрации прекращения физическим лицом Хамзиной Б.Д. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности от **.**.****.

Таким образом, ответчиком Хамзиной Б.Д. индивидуальная предпринимательская деятельность осуществлялась менее 12 месяцев, чем нарушены условия п. 2.1.1 и п. 2.1.4 договора №* о предоставлении субсидии на содействие самозанятости безработных граждан от **.**.**** и требования п. 6 вышеуказанного Порядка предоставления в **.**.**** субсидий на содействие самозанятости безработных граждан, в соответствии с п. 17 которого, в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности ранее предусмотренного в пункте 6 настоящего Порядка срока (12 месяцев), средства субсидии подлежат возврату в полном объеме, аналогичная ответственность для гражданина в рассматриваемой ситуации предусмотрена и п. 3.1 договора №*. Юридические последствия в виде полного возврата средств субсидии предусмотрены именно по нарушению срока осуществления предпринимательской деятельности, которая должна осуществляться не менее 12 месяцев с момента ее регистрации и до момента внесения записи в ЕГРИП о прекращении такой деятельности, а не по сроку действия договора, указанного в пункте 5.1. Частичное возвращение средств субсидии на содействие самозанятости безработных граждан в соответствии с законодательством Курганской области при допущенном Хамзиной Б.Д. нарушении условий договора не предусмотрено.

Ст. 78 Бюджетного кодекса Российской федерации предусматривает, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). При этом в ч. 3 этой же статьи установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, субъект РФ – Курганская область в соответствии с федеральным законодательством была вправе определить порядок и условия расходования средств федерального и областного бюджета, в том числе и на мероприятия предоставления безработным гражданам субсидий на организацию собственного дела и порядок возврата таких субсидий при нарушении гражданами условий, установленных при их предоставлении и использовании.

Предоставленные суду представителем ответчика дополнительные документы: договоры купли-продажи, накладная, квитанция подтверждают факт целевого расходования средств Хамзиной Б.Д. в **.**.**** на приобретение КРС и кормов за счет средств полученной субсидии, что не является основанием предъявленного иска по возврату средств субсидии, а налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу, сданная в ИФНС России по Курганской области № 2 **.**.**** и книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя Хамзиной Б.Д. с последней записью по такой деятельности от **.**.****, свидетельствуют о правомерности доводов истца о том, что ответчик прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ранее срока, установленного в п. 2.1.1 рассматриваемого договора №*, т.е. осуществляла ее менее 12 месяцев.

В соответствии с п. 2 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Поскольку в добровольном порядке на основании полученного **.**.**** предупреждения, Хамзина Б.Д. субсидию в размере 58800 рублей не возвращает, суд находит необходимым взыскать указанную сумму с ответчика, так как согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Ст. 310 ГК РФ определяет, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые по данному гражданскому делу для истца составили 1964 рубля (госпошлина при предъявлении иска).

Руководствуясь ст. 194-199, 98 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Хамзиной Балгадиши Даулетовны в пользу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Далматовского района Курганской области» в счет возврата субсидии 58800 рублей и в счет возмещения издержек, связанных с оплатой истцом государственной пошлины – 1964 рубля, всего взыскать – 60764 рубля (шестьдесят тысяч семьсот шестьдесят четыре рубля) путем перечисления указанной суммы ОФК по Курганской области на счет получателя - Главное управление по труду и занятости населения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 дней, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья Пономарева Л.В.

Решение вступило в законную силу