Решение по делу о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-406\****

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«**.**.****» г. Далматово

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

Председательствующего судьи Пономаревой Л.В.,

при секретаре Порошиной Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой Ирины Ивановны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда России в Далматовском районе Курганской области о признании незаконным решения ГУ УПФ об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы и курсов повышения квалификации в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

**.**.**** Назарова И.И. обратилась в Далматовский районный суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда России в Далматовском районе Курганской области о признании незаконным в части пункта 2 решения ГУ УПФР от **.**.**** №* п. 5, обязании ответчика зачесть в ее льготный стаж, дающий право на назначение досрочно пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы с **.**.**** по **.**.**** по должности заведующая фельдшерско-акушерским пунктом, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** – курсы повышения квалификации, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 10. п. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения в ГУ УПФ.

В дальнейшем истец неоднократно изменяла основания предъявленного ею иска:

Исковыми заявлениями от **.**.**** и от **.**.**** Назарова И.И. на основании ст. 167 КЗоТ РСФСР и Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677, п.п. 20. п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, ст. 187 ТК РФ просила решение ГУ УПФР в Далматовском районе от **.**.**** №* п. 5 признать незаконным, обязать ответчика – ГУ УПФР в Далматовском районе зачесть в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период отпуска по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** и период работы с **.**.**** по **.**.**** в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы и курсы повышения квалификации с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** в календарном исчислении, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.****.

Согласно искового заявления от **.**.**** Назарова И.И. просит признать незаконным оспоренное ею решение ГУ УПФР в Далматовском районе от **.**.****, обязать ответчика зачесть в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды работы: с **.**.**** по **.**.**** - в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера, с **.**.**** по **.**.**** – в должности акушерки, в том числе период отпуска по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** - в льготном исчислении за 1 год работы – 1 год 3 месяца и периоды курсов повышения квалификации с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****, обязать ГУ УПФР в Далматовском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.

В судебных заседаниях требования и доводы своих исковых заявлений истец поддержала и суду показала, что с **.**.**** была принята на работу в Катайскую районную больницу и назначена на должность заведующей Б-Касаргульским ФАП - фельдшера в Катайском районе, затем со **.**.**** переведена на должность заведующей Гусиноским ФАП – фельдшера, а с **.**.**** переведена на должность заведующей Боровского фельдшерско-акушерского пункта – фельдшера, однако в приказах и ее трудовой книжке ошибочно указали должность только заведующей ФАП, хотя фактически исполняла все обязанности фельдшера, то есть оказывала доврачебную медицинскую помощь населению, вела амбулаторный прием в ФАПе, прием больных на дому, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, направляла больных в районную больницу, выполняла врачебные назначения. **.**.**** была уволена по собственному желанию и с **.**.**** работает в должности заведующей Першинского фельдшерско-акушерского пункта – фельдшером с исполнением аналогичных обязанностей. С **.**.****, в связи с выходом на работу штатного заведующего ФАПом была переведена в Боровском ФАПе на должность акушерки, а с **.**.**** по день увольнения - **.**.**** находилась в отпуске по уходу за ребенком. Поскольку весь этот период работы работала в сельской местности, считает, что он подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении за 1 год работы – 1 год и 3 месяца. В период работы в Першинском ФАПе по медицинской специальности фельдшера была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****, за указанные периоды за ней сохранили должность, в полном объеме выплатили заработную плату; повышение квалификации является ее должностной обязанностью, продолжала состоять в трудовых отношениях в больницей, поэтому считает, что периоды курсов должны быть включены в ее специальный стаж в календарном исчислении. С учетом включения оспоренных периодов в специальный стаж, он был достаточным к моменту обращения в УПФ для назначения досрочной трудовой пенсии, так как его продолжительность составила более 25 лет, как для медицинского работника сельской местности. Поэтому просила обязать ответчика включить все оспоренные ею периоды в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначить ее с **.**.****. Решение ГУ УПФР от **.**.**** в части п. 1 не оспаривает, но просит признать незаконным в части пункта 2 и в резолютивной части, по которой ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Представитель ГУ УПФР в Далматовском районе Курочкин Р.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что истец обратилась в УПФ за назначением досрочной пенсии **.**.****, сдала все необходимые документы; оспоренным решением УПФ в ее специальный стаж были зачтены периоды работы по должности фельдшера общей продолжительностью в 15 лет 11 месяцев 10 дней с **.**.**** по **.**.****. Не оспаривает, что всю свою трудовую деятельность Назарова И.И. работает в ФАПах в сельской местности, что требовало для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 25 лет специального стажа, в том числе и при зачете его в льготном исчислении по законодательству 1991 г. Но истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, ошибочно указали, что педагогического. По п. 2 решения УПФ Назаровой И.И. было отказано в зачете в специальный стаж медицинской деятельности периодов курсов повышения квалификации - в соответствии с п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 и разъяснениями Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5, поскольку в названных нормативных актах периоды курсов прямо не указаны как подлежащие зачету в специальный стаж, а также не зачтен в специальный стаж период работы в ФАПах Катайского района с **.**.**** по **.**.**** так как должность истца указана как заведующая ФАП, без ссылки на должность среднего медицинского персонала, работа в которой и давала право на зачет в специальный стаж в соответствии со Списком и Правилами 1991 года, которые подлежат применению за указанный период. При условии зачета в специальный стаж Назаровой И.И. оспоренных ею периодов, в том числе в льготном исчислении специальный стаж истца к моменту обращения в УПФ составлял 26 лет 9 мес. 13 дней, то есть был достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Представитель 3-его лица на стороне ответчика – ГБУ «Далматовская районная больница» в судебные заседания не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя больницы.

Представители 3-их лиц на стороне ответчика: ГБУ «Катайская ЦРБ», Администрации Боровского сельского Совета в судебное заседание не явились, были о нем своевременно и надлежаще извещены, глава Администрации Боровского сельСовета представил отзыв по иску, в котором сообщил о согласии с исковыми требованиями Назаровой И.И., считает их законными и обоснованными. Катайская ЦРБ представителя для участия в настоящем гражданском деле не направила, отзыва по иску не предоставила, о причинах неявки представителя в судебное заседание не сообщила.

Заслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского и пенсионного дел, нахожу, что иск следует рассмотреть по существу в отсутствие не явившихся представителей 3-их лиц, а исковые требования Назаровой И.И. суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. К указанным выводам суд пришел на основании нижеследующего:

Из решения об отказе в установлении пенсии ГУ УПФР в Далматовском районе от **.**.**** №* п. 5 следует, что согласно пункта 1 специальный трудовой стаж Назаровой И.И., принятый к зачету ГУ УПФР в Далматовском районе для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, за периоды работы с **.**.**** по **.**.**** составил 15 лет 11 месяцев 10 дней. Согласно п. 2 решения истцу было отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы общей продолжительностью 10 лет 11 месяцев 14 дней, в том числе: с **.**.**** по **.**.****, так как наименование должности «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, и с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** – курсы повышения квалификации, в соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 и п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. В соответствии с резолютивной частью указанного решения Назаровой И.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности.

Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу, в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа педагогической деятельности является незаконным, поскольку из материалов пенсионного дела Назаровой И.И. усматривается, что она обратилась в ГУ УПФР в Далматовском районе **.**.**** за назначением досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 указанного ФЗ).

Согласно Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 были утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Так, в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включены учреждения - «больницы всех наименований» и должности - заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом – медицинская сестра (фельдшер).

Согласно п.п. а п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и 3 месяца.

В соответствии с требованиями Постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги.

Следует учитывать, что в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. также были предусмотрены наименования учреждений – больницы и должности среднего медицинского персонала: заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер, медицинским пунктом – медицинская сестра (или фельдшер).

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, право на пенсию за выслугу лет давала работа в качестве врачей и среднего медицинского персонала, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, в период действия указанного Списка до 1.11.1999 г. работа в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях давала право на пенсию за выслугу лет в должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования такой должности.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 при этом было предусмотрено, что 1 год работы в сельской местности или полке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Следует учитывать, что в оспоренный истцом период работы с **.**.**** по **.**.**** действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров ССР от 17.12.1959 г. № 1397; согласно указанного Перечня работа в должностях фельдшера и акушерки в больничных учреждениях всех типов и наименований, в том числе в здравпунктах, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, давала право на пенсию за выслугу лет; а работа в указанных должностях и учреждениях, если она протекала в сельской местности и поселках городского типа, согласно п. 5 вышеназванного Положения, засчитывалась в стаж в льготном исчислении.

Согласно записям в трудовой книжке Назаровой И.И. АТ-П №*, **.**.**** она была принята на работу в Катайскую райбольницу на должность заведующей Б-Касаргульским фельдшерским пунктом по приказу №* от **.**.****, **.**.**** – переведена заведующей Гусиновским фельдшерским пунктом, согласно приказа №* от **.**.****; **.**.**** истец переведена заведующей Боровским фельдшерским пунктом в соответствии с приказом №* от **.**.****; **.**.**** - уволена по собственному желанию. **.**.**** Назарова И.И. принята на работу в Далматовскую центральную районную больницу акушерской Першинского фельдшерско-акушерского пункта, **.**.**** переведена заведующей Першинским ФАП, в указанной должности продолжает работать и в настоящее время. Таким образом, следует сделать вывод, что вся трудовая деятельность истца проходила в сельской местности на должностях среднего медицинского персонала районных больниц.

Доводы истца о том, что в оспоренный период работы в Катайской районной больнице, она фактически исполняла обязанности заведующей сельских ФАПов с одновременным исполнением обязанностей фельдшера, с **.**.**** была переведена на должность акушерки, а записи о ее должности в трудовой книжке являются неточными, нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего иска в суде.

Так, диплом, выданный Назаровой И.И. **.**.**** Данные Изъяты, свидетельствует, что она обучалась в названном училище в период с **.**.****. по специальности фельдшерская.

Приказ №* от **.**.**** по Катайской районной больнице подтверждает, что выпускница Шадринского медицинского училища Назарова И.И. была зачислена на должность заведующей Б-Касаргульским фельдшерским пунктом с **.**.**** с заработной платой 95 рублей плюс 10 руб. за заведование.

В соответствии с приказом №* от **.**.**** Катайской районной больницы, фельдшер Б-Касаргульского медпункта Назарова И.И. переведена заведующей фельдшерским Гусиновским медпунктом со **.**.**** с окладом ******. в месяц плюс 10 руб. за заведование.

Согласно приказа №* от **.**.**** заведующая Гусиновским медпунктом Назарова И.И. переведена заведующей Боровским медпунктом с **.**.****, с назначением оклада и доплаты за заведование.

Свидетельство о рождении ФИО10 **.**.**** года рождения подтверждает, что его матерью является Назарова И.И.

В соответствии с § 6 приказа №* от **.**.**** по Катайской районной больнице, Назаровой И.И. – акушерке Боровского м\п разрешен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет с **.**.**** по **.**.****; § 5 приказа №* от **.**.**** по Катайской районной больнице свидетельствует, что Назаровой И.И. акушерке Боровского медпункта разрешен отпуск без содержания по уходу за ребенком до 3-х лет с **.**.**** по **.**.****

Согласно § 3 приказа №* от **.**.**** Катайской райбольницы Назарова И.И. – акушерка Боровского медпункта уволена с работы **.**.**** по собственному желанию.

Копия личной карточки по кадрам в отношении Назаровой И.И., представленная Катайской ЦРБ, свидетельствует, что истец значилась по основной должности как фельдшер, что соответствовало ее специальности по диплому. В разделе назначений и перемещений указано, что **.**.**** принята на должность заведующей Б-Касаргульского м\п с окладом ******., со **.**.**** – заведующая Гусиноским м\п с аналогичным окладом, с **.**.**** – заведующая Боровским м\п с окладом ******., с **.**.**** значится в должности акушерки с окладом ******, далее имеются отметки о повышении оклада акушерки, других перемещений по работе не отмечено.

Расчет к смете расходов на **.**.****. по Большекасаргульскому медпункту свидетельствует, что в нем числилась 1 ставка среднего медперсонала. Список тарификации работников фельдшерских-акушерских пунктов Б-Касаргульского Совета на **.**.****. свидетельствует, что Назарова И.И. была протарифицирована на должность заведующей Б-Касаргульского м\п с окладом ****** руб.

Расчеты к смете расходов на **.**.****. по Боровскому и Гусиновским медпунктам свидетельствуют, что в них числилось 2 ставки среднего медицинского персонала, на должности заведующей мед. пункта значится Назарова И.И.

Согласно расчетов к смете расходов на **.**.**** г. по Боровскому и Гусиновскому медпунктам в них также числится 2 ставки среднего медперсонала, Назарова И.И. значится в должности заведующей мед.пункта.

В соответствии с расчетами к сметам расходов на **.**.**** г., **.**.**** г. по Боровскому и Гусиновским медпунктам в них значится 3 ставки среднего медицинского персонала, Назарова И.И. указана в должности акушерки, в аналогичном расчете за **.**.**** г. Назарова И.И. значится в должности фельдшера. Указанная информация подтверждена также архивной справкой Администрации Катайского района от **.**.**** №*.

Справки Администрации Боровского сельского Совета Катайского района от **.**.**** и Администрации Большекасаргульского сельсовета от **.**.**** подтверждают, что Назарова И.И., работая с **.**.**** по **.**.**** заведующей Большекасаргульским фельдшерским пунктом, со **.**.**** по **.**.**** - заведующей Гусиновским фельдшерским пунктом, с **.**.**** по **.**.**** – заведующей Боровским фельдшерским пунктом, фактически исполняла обязанности фельдшера. В фельдшерских пунктах существовали только две штатные единицы: 1. заведующая фельдшерским пунктом, 2. санитарка (приложение – выписка из должностной инструкции заведующей ФАП).

Согласно представленной выписки из должностной инструкции заведующей ФП (фельдшера), в должностные обязанности заведующего фельдшерским пунктом (фельдшера) входило: амбулаторный прием и обслуживание больных, включая детей, на дому, оказание неотложной помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью человека, проведение физиотерапевтических процедур, проведение мероприятий по выявлению больных и лиц с факторами риска развития заболеваний, патронаж беременных и детей до 1 года, своевременное и качественное проведение профилактических прививок населению, участие под руководством врачей в проведении профилактических и диспансерных осмотрах групп населения и состоящих на диспансерном учете больных, обеспечение медицинской помощи детям в дошкольных и школьных учреждениях, расположенных на территории пункта.

Аналогичные должностные обязанности были предусмотрены по типовой должностной инструкции для персонала фельдшерско-акушерского пункта по должности заведующего ФАПом (фельдшера) в соответствии с Положением о фельдшерско-акушерском пункте, утв. Приказом Минздрава СССР № 566 от 27.07.1973 г. При этом на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушера.

Справка Катайской ЦРБ от **.**.**** свидетельствует, что должностные инструкции за **.**.**** г. на Назарову И.И. в отделе кадров не сохранились.

Но из показаний свидетелей суд установил:

ФИО11, что она также работала в Боровском ФАПе заведующей, в октябре **.**.**** г. ушла в декретный отпуск, а затем в отпуск по уходу за ребенком, Назарова работала вместо нее заведующей-фельдшером Боровского ФАПа. В обязанности истца входило вести прием больных, выдавать больничные листы, ставить уколы, прививки. В ФАПе других медицинских работников не было. После ее выхода из декретного отпуска, Назарова И.И. стала работать акушерской в Боровском ФАПе, а затем ушла в декретный отпуск. В Катайском районе у всех медицинских работников ФАПов наименование должности указано неправильно, но это не препятствовало выходу на досрочную трудовую пенсию.

ФИО12, которая пояснила, что работала санитаркой в Большекасаргульском ФАПе с **.**.**** и до выхода на пенсию; Назарова И.И. работала в этом же ФАПе с **.**.**** г. около 1 года в должности заведующей ФАПом и исполняла обязанности фельдшера: вела прем больных, назначала лечение, направляла в ЦРБ, ставила уколы, прививки, вся медицинская деятельность входила в обязанности истца, других медицинских работников не было; обслуживали 3 деревни; затем Назарову перевели в другой ФАП.

Копии карточек-справок в отношении Назаровой И.И. подтверждают, что по Катайской райбольнице в **.**.**** г. она числилась на должности заведующей фельдшерским пунктом; по централизованной бухгалтерии Боровского сельского Совета в **.**.**** г. в карточке-справке истец указана в должности фельдшера Гусиновского медпункта, в **.**.**** г. – акушеркой Боровского медпункта.

Таким образом, из изложенного следует сделать вывод, что истец в период с **.**.**** по **.**.**** работала в должности заведующей сельского фельдшерско-акушерского пункта – фельдшера, а с **.**.**** по **.**.**** в должности акушерки также в сельском ФАПе, при этом находилась в отпуске по уходе за ребенком с **.**.**** по **.**.****, поэтому весь указанный период подлежит зачету в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении, то есть 1 год и 3 месяца за 1 год работы, поскольку иного порядка исчисления данного стажа для периода отпуска по уходу за ребенком не предусмотрено, а должностные обязанности истца свидетельствуют, что она занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала – фельдшера и акушерки.

Статья 167 КЗОТ РСФСР, в редакции, действовавшей на момент предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком Назаровой И.И., в том числе и отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет (предоставлен с 05.04.92 г. по 04.10.93 г.) предусматривала, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Также применениюподлежит Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» и вступлением его в силу с 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Но на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком истец не могла знать на будущее об изменении законодательства, а в силу требований ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, поэтому право женщины на зачет периода отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж должно уважаться государством и не должно быть нарушено. Указанный отпуск должен быть зачтен в специальный стаж Назаровой И.И. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в полном объеме.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом заработная плата, в том числе и за период обучения на курсах повышения квалификации, является объектом обложения страховыми взносами (ст. 22 ТК РФ).

Согласно справки ГБУ Далматовская центральная районная больница от **.**.****, копий приказов по Далматовской центральной районной больнице: за №*-к от **.**.****, Назарова И.И. зав. Першинским ФАП-фельдшер направлена на курсы повышения квалификации в Адрес Обезличен с **.**.**** по **.**.**** на базе ШМУ с сохранением средней зарплаты, оплатой учебного курса и командировочных расходов, за №*-с от **.**.**** – Назарова И.И. зав. Першинским ФАП-фельдшер направлена на цикл усовершенствования с **.**.**** в Адрес Обезличен на базе Данные Изъяты с выплатой командировочных расходов, с сохранением средней зарплаты.

Из копии личной карточки работника МУ Далматовская ЦРБ – Назаровой И.И. следует, что она работает по профессии фельдшера, с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** находилась на курсах повышения квалификации.

Сведения о прохождении повышения квалификации подтверждены также свидетельствами, выданным Назаровой И.И. Шадринским медучилищем и Шадринским медицинским колледжем, сертификатом о сдаче квалификационного экзамена по специальности «Лечебное дело», выданном Курганским базовым медицинским колледжем, карточками-справками Далматовской ЦРБ за **.**.**** и **.**.**** г. в отношении Назаровой И.И., контрольными карточками в отношении истца Першинского ФАП, где указанные выше периоды курсов повышения квалификации отражены, а также указано о начислении за эти периоды заработной платы в полном объеме.

Согласно выписки лицевого счета застрахованного лица Назаровой И.И., имеющейся в материалах пенсионного дела, страховые взносы работодателем за истца перечислены по период до **.**.****, а страховой стаж истца на указанную дату составляет 28 лет 6 месяцев 11 дней.

Статья 3 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 10 указанного Закона предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев, установленных названными Правилами (п. 5)

При этом судом учитывается, что в соответствии с п. 1 оспоренного решения, ГУ УПФ в Далматовском районе в специальный стаж истца включены периоды ее работы в должности заведующей Першинским фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, как непосредственно предшествующие курсам повышения квалификации, так и непосредственно следующие за ними.

Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. периоды обучения на курсах повышения квалификации из специального трудового стажа не исключены. Ссылку представителя ответчика в этой части на Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 и утвержденные им Правила суд считает несостоятельной, т.к. указанные нормативные документы не содержат норм, обязывающих исключать из специального стажа работников медицинских учреждений периоды курсов повышения квалификации.

Более того, в соответствии с п. 4 и 5 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует сделать вывод, что Назарова И.И. в период нахождения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** состояла в трудовых отношениях с работодателем – Далматовской ЦРБ, за истцом была сохранена занимаемая должность, средняя заработная плата по этой должности, с которой произведены обязательные отчисления страховых взносов в ПФ РФ, поэтому указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в календарном порядке, общей продолжительностью в 2 месяца 26 дней.

Из материалов пенсионного дела Назаровой И.И. судья установил, что истец обратилась за назначением пенсии **.**.****, в заявлении стоит отметка о принятии у нее необходимых документов, дополнительных документов УПФ представить не предложено.

С учетом включения в специальный стаж истца незаконно исключенных ГУ УПФР в Далматовском районе периодов курсов повышения квалификации общей продолжительностью в 2 месяца 26 дней, периода работы с **.**.**** по **.**.****, подлежащего зачету в льготном исчислении, как 10 лет 7 месяцев 7 дней (в календарном исчислении данный период составляет 8 лет 5 месяцев 24 дня,) специальный стаж Назаровой И.И. для назначения досрочной трудовой пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составил к моменту обращения в УПФ 26 лет 9 месяцев 13 дней, то есть являлся достаточным для ее назначения в бесспорном порядке.

При изложенных выше обстоятельствах исключение оспоренных периодов из специального стажа медицинской деятельности Назаровой И.И. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пункт 2 оспоренного решения) и отказ УПФР в Далматовском районе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (резолютивная часть оспоренного решения) являются незаконными.

Исковые требования Назаровой И.И. о возложении на ответчика обязанности по включению оспоренных ею периодов работы в специальный стаж и назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. с момента обращения в УПФ - подлежат удовлетворению, в соответствии с условиями, установленными ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, а принятое ГУ УПФР в Далматовском районе решение №* п. 5 от **.**.**** следует признать частично незаконным (недействительным) в части пункта 2 и в резолютивной части указанного решения.

Вопрос о распределении судебных расходов судом разрешается в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, при подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 98 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Назаровой Ирины Ивановны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда России в Далматовском районе Курганской области о признании незаконным решения ГУ УПФ об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы и курсов повышения квалификации в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить:

Признать частично незаконным (недействительным) решение об отказе в установлении пенсии ГУ – Управление ПФР в Далматовском районе Курганской области от **.**.**** №* п. 5: в части пункта 2 указанного решения – по отказу зачета в стаж, дающий право Назаровой И.И. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, периодов работы: с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** и резолютивную часть решения – по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Назаровой Ирине Ивановне, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности.

Обязать ГУ УПФ РФ в Далматовском районе Курганской области зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п. 1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Назаровой Ирине Ивановне, периоды курсов повышения квалификации с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** в календарном исчислении, общей продолжительностью 2 месяца 26 дней, периоды работы с **.**.**** по **.**.**** в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера, с **.**.**** по **.**.**** в должности акушерки фельдшерско-акушерского пункта и период отпуска по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** – в льготном исчислении за 1 год работы - 1 год и 3 месяца, общей продолжительностью в льготном исчислении 10 лет 7 месяцев 07 дней, всего зачесть в специальный стаж Назаровой И.И. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 10 лет 10 месяцев 03 дня.

Обязать ГУ УПФР в Далматовском районе Курганской области назначить Назаровой Ирине Ивановне досрочную трудовую пенсию по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с момента обращения в ГУ УПФР в Далматовском районе Курганской области – с **.**.****.

Взыскать с ГУ УПФР в Далматовском районе Курганской области в пользу Назаровой И.И. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья Л.В. Пономарева

Решение вступило в законную силу