Дело № 2-31\**** РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «**.**.****» г. Далматово Далматовский районный суд Курганской области в составе: Председательствующего судьи Пономаревой Л.В., при секретаре Порошиной Е.С. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Язовских Надежды Анатольевны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда России в Далматовском районе Курганской области о признании частично незаконным решения ГУ УПФ об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы и курсов повышения квалификации в специальный трудовой стаж, УСТАНОВИЛ: **.**.**** Язовских Н.А. обратилась в Далматовский районный суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда России в Далматовском районе Курганской области о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Далматовском районе №* п. 3 от **.**.****, в части отказа зачета в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости периодов работы со **.**.**** по **.**.**** по должности «заведующей Подкорытовским ФП» за 1 год за 1 год и 3 месяца, курсов повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** и отпуска по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.****, обязании ответчика включить данные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20. п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». В дальнейшем истец неоднократно увеличивала размер исковых требований и изменяла основания, предъявленного ею иска. Исковым заявлением от **.**.**** истец Язовских Н.А. окончательно предъявила к ответчику требования о признании частично незаконным решения УПФР в Далматовском районе №* п. 3 от **.**.**** в части пунктов 1 и 2, а именно в части пункта 1 указанного решения – по зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периодов со **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в календарном исчислении, в части пункта 2 указанного решения – по отказу зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периодов работы: со **.**.**** по **.**.**** – в должности заведующая Подкорытовским ФП – в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - курсов повышения квалификации, с **.**.**** по **.**.**** – отпуска по уходу за ребенком; просила обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы в должности «заведующая Подкорытовским ФП» как работу в должности заведующей Подкорытовским ФАП-фельдшера, относящуюся к среднему медицинскому персоналу на основании постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 со **.**.**** по **.**.****, в льготном исчислении – за 1 год работы - 1 год и 3 месяца, периоды курсов повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** – в календарном исчислении; с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам и с **.**.**** по **.**.**** – отпуск по уходу за ребенком - в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев. В судебном заседании требования и доводы последнего искового заявления истец поддержала и суду показала, что в **.**.****, после окончания медицинского училища была направлена на работу в Подкотытовский ФП, **.**.**** была назначена на должность заведующей ФАП-фельдшера, так как других медицинских работников в ФАПе не было. В ее обязанности входило выдача листков нетрудоспособности, прием больных, назначение им лечения, посещение на дому, проведение назначенных врачом лечебных процедур, патронаж новорожденных детей и беременных, получение лекарственных препаратов и их выписка больным, а также составление отчетов. Должность заведующего ФАПом-фельдшера относится к среднему медицинскому персоналу, но в трудовой книжке отразили только наименование заведующей ФАПом. Просила зачесть в ее специальный стаж для назначения пенсии период работы в Подкорытовском ФАПе как 1 год за 1 год 3 месяца в должности заведующей ФП-фельдшера. Далее с **.**.**** была переведена на работу в приемное отделение Далматовской ЦРБ медсестрой. С **.**.**** работала медсестрой в хирургическом отделении ДЦРБ, то есть в хирургическом отделении стационара. С этой должности ушла в отпуск беременности и родам со **.**.****, а с **.**.**** по **.**.**** - в отпуск по уходу за ребенком. Данный период ответчиком зачтен в специальный стаж в календарном исчислении, просила зачесть указанные периоды отпусков в льготном исчислении, то есть за 1 год - 1 год и 6 месяцев, так как законодательство не содержит требований об ином исчислении периодов этих отпусков, а сам период работы зачтен ответчиком именно в таком исчислении. В следующий отпуск по беременности и родам ушла с **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** находилась в отпуске по уходу за ребенком, отпуск по уходу за ребенком предоставлялся одним приказом на всю его продолжительность. Указанные отпуска также должны были зачесть в медицинский стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев, а зачли в календарном исчислении. После **.**.**** отпуск по уходу за ребенком УПФ не зачли в стаж для назначения пенсии совсем, что считает незаконным. Поэтому просила признать незаконными частично п. 1 и 2 оспоренного решения УПФ, зачесть все указанные ею периоды работы в специальный стаж для назначения пенсии, курсы повышения квалификации по медицинской должности – в календарном исчислении, так как за ней была сохранена должность, заработная плата и с нее произведены все обязательные отчисления, а остальные оспоренные периоды работы просила зачесть в специальный стаж в льготном исчислении. Пояснила, что п. 3 решения УПФ не оспаривает, так как не имеет необходимого стажа по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в 30 лет для назначения досрочной трудовой пенсии. Представитель ГУ УПФР в Далматовском районе Курочкин Р.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что в УПФ РФ Далматовского района с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью Язовских Н.А. обратилась **.**.**** Ею были сданы все необходимые документы. В назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью медицинского стажа. В специальный стаж истца для назначения досрочной пенсии была включена работа за период с **.**.**** по **.**.**** общей продолжительностью в 24 года 11 месяцев 3 дня; при этом периоды непосредственной работы по должности медсестры хирургического отделения стационара с **.**.**** по **.**.**** включены в специальный стаж истца в льготном исчислении – за 1 год работы зачтено 1 год 6 месяцев. Отказано в зачете в специальный трудовой стаж периода работы в должности заведующей ФАПа, так как данная должность не предусмотрена Списком, является административной должностью, а не медицинской; также не зачтены периоды курсов повышения квалификации, т.к. согласно Постановления Правительства № 516, данные периоды не указаны как подлежащие включению в специальный стаж; не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с **.**.****, в соответствии с законодательством. Период этого же отпуска по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** зачтен в специальный стаж в календарном исчислении. Также в календарном исчислении зачли в специальный стаж истца периоды отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** При условии зачета в специальный стаж оспариваемых периодов, в т.ч. и в льготном исчислении, стажа для назначения досрочной трудовой пенсии истцу будет недостаточно, так как ей необходимо иметь 30 лет специального стажа. Представитель 3-его лица на стороне ответчика – ГБУ «Далматовская районная больница» в судебные заседания не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя больницы. Представитель 3-его лиц на стороне ответчика Администрации Смирновского сельсовета в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации, в предварительном судебном заседании суду пояснила, что истец в **.**.**** г. работала заведующей Подкорытовского ФАПа, который относился к Администрации Смирновского сельСовета, одновременно истец исполняла и обязанности фельдшера, но работу истца принимала Далматовская ЦРБ. Заслушав доводы сторон, представителя 3-его лица, исследовав письменные материалы гражданского и пенсионного дел, нахожу, что иск следует рассмотреть по существу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей 3-их лиц, а исковые требования Язовских Н.А. суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. К указанным выводам суд пришел на основании нижеследующего: В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 указанного ФЗ). Согласно Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 были утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включены учреждения - «больницы всех наименований» и должности среднего медицинского персонала - заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом – медицинская сестра (фельдшер) и медицинская сестра. Согласно п.п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и 3 месяца. В соответствии с требованиями Постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги. Следует учитывать, что в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. также были предусмотрены наименования учреждений – больницы (всех наименований) и должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер, медицинским пунктом – медицинская сестра (или фельдшер) и медицинская сестра. В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, право на пенсию за выслугу лет давала работа в качестве врачей и среднего медицинского персонала, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, в период действия указанного Списка до 1.11.1999 г. работа в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях давала право на пенсию за выслугу лет в должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования такой должности. В соответствии с Номенклатурой должностей врачебного и среднего медицинского персонала, утв. приказом Минздрава РФ от 23.11.92 г. № 301, к среднему медицинскому персоналу относятся должности фельдшера и медицинской сестры. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 при этом было предусмотрено, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (как 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке; среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров исчисление сроков выслуги лет для назначения досрочной трудовой пенсии производится из расчета: один год работы в этих должностях и подразделениях как 1 год и 6 месяцев. При этом в отношении отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком, имевшимся в период такой работы, законодательство не предусматривает иного порядка исчисления специального стажа. Из решения об отказе в установлении пенсии ГУ УПФР в Далматовском районе от **.**.**** №* п. 3 следует, что согласно пункта 1 в специальный трудовой стаж Язовских Н.А., принятый к зачету ГУ УПФР в Далматовском районе для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, включены периоды работы с **.**.**** по **.**.**** общей продолжительностью 24 года 11 месяцев 03 дня. Периоды отпуска по беременности и родам со **.**.**** по **.**.****, отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет - с **.**.**** по **.**.****, отпуска по беременности и родам - с **.**.**** по **.**.****, отпуска по уходу за ребенком - с **.**.**** по **.**.**** – включены в специальный стаж в истца календарном исчислении. Согласно п. 2 решения, истцу было отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы общей продолжительностью 5 лет и 5 дней, в том числе: со **.**.**** по **.**.****, так как не подтверждено, что работа в должности «заведующая Подкорытовским ФП» относилась к среднему медицинскому персоналу на основании постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464; с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** – курсы повышения квалификации, в соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 и п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516; с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** – отпуска по уходу за ребенком на основании п. 21 Постановления Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29, Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1. В соответствии с пунктом 3 указанного решения Язовских Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа медицинской деятельности. Следует учитывать, что в оспоренный истцом период работы со **.**.**** по **.**.**** действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397; согласно указанного Перечня работа в должностях фельдшера и акушерки в больничных учреждениях всех типов и наименований, в том числе в здравпунктах, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, давала право на пенсию за выслугу лет; а работа в указанных должностях и учреждениях, если она протекала в сельской местности и поселках городского типа, согласно п. 5 вышеназванного Положения, засчитывалась в стаж в льготном исчислении. Согласно записям в трудовой книжке Язовских (Усольцевой) Н.А., **.**.**** она была принята на работу в Далматовскую ЦРБ на должность заведующей Подкорытовским ФП по приказу №* от **.**.****, **.**.**** – переведена медсестрой приемного отделения, согласно приказа №* от **.**.****; с **.**.**** - переведена постовой медсестрой хирургического отделения Далматовской ЦРБ в соответствии с приказом №* от **.**.****; с **.**.**** - переведена в этой же больнице медсестрой физкабинета по приказу №* от **.**.****, продолжает работать в указанной должности. Таким образом, следует сделать вывод, что вся трудовая деятельность истца проходила на должностях среднего медицинского персонала районной больницы. Смена фамилии истца с Усольцевой на Язовских подтверждается копией свидетельства о заключении брака от **.**.**** Доводы истца о том, что в оспоренный период работы в Далматовской районной больнице в должности «заведующей Подкорытовским ФП», она фактически исполняла обязанности заведующей сельским ФАПом с одновременным исполнением обязанностей фельдшера нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего иска в суде. Так, диплом, выданный Усольцевой Н.А. **.**.**** Данные Изъяты, свидетельствует, что она обучалась в названном училище в период с **.**.**** по специальности фельдшерская и получила квалификацию фельдшера. Приказ №* от **.**.**** § 5 по Далматовской центральной районной больнице подтверждает, что выпускница Данные Изъяты Усольцева Н.А. была принята на должность заведующей Подкорытовским ФП-ом со **.**.****. В соответствии с приказом №* от **.**.**** § 10 Далматовской центральной районной больницы, Усольцева Н.А., фельдшер Подкорытовского ФП-а была переведена медсестрой приемного отделения с **.**.**** постоянно. Согласно приказу №* от **.**.**** § 15 по Далматовской центральной районной больнице Язовских Н.А. медсестра приемного отделения, переведена медсестрой хирургического отделения с **.**.**** По приказу №* от **.**.**** § 8 по Далматовской ЦРБ Язовских Н.А., постовая медсестра хирургического отделения переведена медсестрой физкабинета с **.**.**** Копия личной карточки по кадрам в отношении Язовских Н.А., представленная Далматовской ЦРБ, свидетельствует, что истец значится по основной должности как фельдшер, что соответствовало ее специальности по диплому. В разделе прием на работу и переводы на другую работу указано, что **.**.**** принята на должность заведующей Подкорытовским ФП., с **.**.**** – медсестра приемного отделения, с **.**.**** – медсестра постовая хирургического отделения, с **.**.**** значится в должности медсестры по физиотерапии физ. кабинета, других переводов по работе не отмечено. Согласно архивных выписок архивного отдела Администрации Далматовского района от **.**.**** №*, №* и №*, а также представленных архивных копий тарификационных списков среднего медицинского персонала фельдшерско–акушерских пунктов по состоянию на **.**.**** под № 19 значится Подкорытовский ФП, в штате которого числятся заведующая мед. пунктом со специальностью (квалификацией) фельдшера, а также санитарка, иные медицинские работники в штате ФАПа отсутствуют; из штанного расписания на **.**.**** указанного ФП установлено, что к Смирновскому сельсовету относился Подкорытовский ФАП в состав которого входило две штатные единицы: зав. мед. пунктом – 1 ставка с окладом ****. и санитарка 0,5 ставки. Согласно представленной копии должностной инструкции заведующей фельдшерско-акушерским пунктом МУ «Далматовская ЦРБ», утв. в **.**.**** г., в должностные обязанности заведующего фельдшерским пунктом входит, как административная работа – организация лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы пункта, составление и утверждение планов работы и статических отчетов, обеспечение инфекционной безопасности пациентов и персонала, так и работа по лечебной деятельности - амбулаторный прием, выполнение профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, проведение электрокардиографических исследований, введение лекарственных препаратов, противошоковых средств больным, проведение консервативных методов лечения, определение показаний для госпитализации, проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациента, назначение лечения, выписка рецептов, организация лечения и медицинского ухода на дому, оказание первой неотложной помощи при острых состояниях, выполнение врачебных назначений, участие в диспансеризации населения, проведение профилактических прививок. Аналогичные должностные обязанности были предусмотрены и типовой должностной инструкцией для персонала фельдшерско-акушерского пункта по должности заведующего ФАПом (фельдшера) в соответствии с Положением о фельдшерско-акушерском пункте, утв. Приказом Минздрава СССР № 566 от 27.07.1973 г. При этом на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера мог быть назначен специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушера. Копии карточек-справок в отношении Усольцевой Н.А. подтверждают, что по Смирновскому сельскому совету за **.**.**** г. должность истца указана как фельдшер Подкорытовского м/п со ставкой ****. Таким образом, из изложенного следует сделать вывод, что истец в период со **.**.**** по **.**.**** работала в должности заведующей сельского фельдшерско-акушерского пункта – фельдшера, наименование ее должности в трудовой книжке указано ошибочно, поэтому весь указанный период подлежит зачету в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении, то есть как 1 год и 3 месяца за 1 год работы. Суд учитывает, что период работы истца с **.**.**** по **.**.**** засчитан ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев в бесспорном порядке, как работа в должности медсестры хирургического отделения стационара, при этом истец находилась в отпусках по беременности и родам и отпусках по уходу за ребенком со **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, которые УПФ зачтены в специальный стаж истца в календарном исчислении, однако иного порядка исчисления специального стажа для периода отпуска по уходу за ребенком и отпуска по беременности и родам законодательством не предусмотрено, поэтому данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца также в льготном исчислении за 1 год работы - 1 год и 6 месяцев. Период отпуска по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** не включен ответчиком в специальный стаж Язовских Н.А., несмотря на тот факт, что согласно приказа Далматовской ЦРБ №* от **.**.****, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет был предоставлен истцу как медсестре хирургического отделения единым периодом с **.**.**** по **.**.****. Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей на момент предоставления указанного частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком Язовских Н.А., предусматривала, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" было предусмотрено, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» и вступлением его в силу с 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Но на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком истец не могла знать на будущее об изменении законодательства и вправе была рассчитывать на зачет всего периода отпуска по уходу за ребенком в ее специальный стаж для назначения трудовой пенсии. В силу требований ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, поэтому право женщины на зачет периода отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж должно уважаться государством и не должно быть нарушено. В силу изложенного, отпуск по уходу за ребенком должен быть зачтен в специальный стаж Язовских Н.А. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в полном объеме с учетом льготного исчисления стажа, из расчета за 1 год работы – 1 год и 6 месяцев, поскольку периоды непосредственно предшествующие такому отпуску и непосредственно следующие за ним включены в УПФ в специальный стаж именно в таком порядке. В соответствии со ст. 184, 198 КЗоТ РСФСР, действовавшей до 1.02.2002 года и действующей после указанной даты ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом заработная плата, в том числе и за период обучения на курсах повышения квалификации, является объектом обложения страховыми взносами (ст. 22 ТК РФ, ст. 237 КЗоТ РСФСР). Согласно справки ГБУ Далматовская центральная районная больница от **.**.****, копий приказов по Далматовской центральной районной больнице: №* от **.**.**** § 2: Язовских Н.А. медсестра хирургического отделения, была командирована в Адрес Обезличен в областную больницу на усовершенствование по курсу «медсестра по физиотерапии» с **.**.**** по **.**.****; за №*-с от **.**.**** - Язовских Н.А. медицинская сестра по физиотерапии была направлена в командировку для усовершенствования в Адрес Обезличен базовый мед. колледж, с сохранением средней заработной платы с **.**.**** по **.**.****; за №*-с от **.**.**** и дополнительного соглашения №* от **.**.**** к трудовому договору от **.**.****, Язовских Н.А. медицинская сестра по физиотерапии была направлена на курсы повышения квалификации в Адрес Обезличен с **.**.**** по **.**.**** за счет средств местного бюджета, с сохранением средней зарплаты. Копия личной карточки работника МУ Далматовская ЦРБ – Язовских Н.А. также подтверждает факт ее нахождения на курсах повышения квалификации в вышеуказанные периоды. Прохождение повышения квалификации Язовских Н.А. в оспоренные периоды подтверждены также свидетельствами и удостоверениями, выданными истцу Данные Изъяты больницей, карточками-справками и контрольными карточками Далматовской ЦРБ за **.**.**** г., **.**.**** г., **.**.**** г. Язовских Н.А., где указанные выше периоды курсов повышения квалификации отражены, а также указано о начислении за эти периоды заработной платы в полном объеме. Согласно выписки лицевого счета застрахованного лица Язовских Н.А., имеющейся в материалах пенсионного дела, страховые взносы работодателем за истца перечислены по период до **.**.****, а страховой стаж истца на указанную дату составляет 27 лет 2 месяца 28 дней. Статья 3 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 10 указанного Закона предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев, установленных названными Правилами (п. 5) При этом судом также учитывается, что в соответствии с п. 1 оспоренного решения, ГУ УПФ в Далматовском районе в специальный стаж истца включены периоды ее работы в должности постовой медсестры хирургического отделения и медсестры физкабинета, как непосредственно предшествующие курсам повышения квалификации, так и непосредственно следующие за ними. Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. периоды обучения на курсах повышения квалификации из специального трудового стажа не исключены. Ссылку представителя ответчика в этой части на Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года №* и утвержденные им Правила суд считает несостоятельной, т.к. указанные нормативные документы не содержат норм, обязывающих исключать из специального стажа работников медицинских учреждений периоды курсов повышения квалификации. Более того, в соответствии с п. 4 и 5 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. За период курсов повышения квалификации страховые взносы в ПФ РФ работодателем за Язовских Н.А. внесены, исходя из размера сохраненной в полном объеме заработной платы. Таким образом, следует сделать вывод, что Язовских Н.А. в период нахождения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** состояла в трудовых отношениях с работодателем – Далматовской ЦРБ, за истцом была сохранена занимаемая должность, средняя заработная плата по этой должности, с которой произведены обязательные отчисления страховых взносов в ПФ РФ, поэтому указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в календарном порядке, общей продолжительностью в 3 месяца 13 дней. Из материалов пенсионного дела Язовских Н.А. судья установил, что истец обратилась за назначением пенсии **.**.****, в заявлении стоит отметка о принятии у нее необходимых документов, дополнительных документов УПФ представить не предложено. Требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом не заявлено, суд учитывает, что с учетом включения в специальный стаж истца всех оспоренных ею периодов, в том числе и в порядке льготного исчисления стажа, ее специальный стаж не являлся достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При установленных судом обстоятельствах суд находит, что оспоренное истцом решение ГУ УПФР в Далматовском районе от **.**.**** №* п. 3 является незаконным (недействительным) частично – в части пунктов 1 и 2, а требования истца по включению оспариваемых периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению в полном объеме. С учетом изложенного судом разрешается и вопрос о распределении судебных расходов между сторонами, в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ, при подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 98 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Язовских Надежды Анатольевны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда России в Далматовском районе Курганской области о признании частично незаконным решения ГУ УПФ об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы и курсов повышения квалификации в специальный трудовой стаж удовлетворить: Признать частично незаконным (недействительным) решение об отказе в установлении пенсии ГУ – Управление ПФР в Далматовском районе Курганской области от **.**.**** №* п. 3: в части пункта 1 указанного решения – по зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периодов со **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в календарном исчислении, в части пункта 2 указанного решения – по отказу зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периодов работы: со **.**.**** по **.**.**** – в должности заведующая Подкорытовским ФП – в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - курсов повышения квалификации, с **.**.**** по **.**.**** – отпуска по уходу за ребенком. Обязать ГУ Управление ПФР в Далматовском районе Курганской области зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п. 1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Язовских Надежде Анатольевне периоды: курсов повышения квалификации с **.**.**** по **.**.**** (1 месяц 29 дней), с **.**.**** по **.**.**** (19 дней), с **.**.**** по **.**.**** (25 дней) – в календарном исчислении, общей продолжительностью 3 месяца 13 дней, работы в должности заведующей Подкорытовским фельдшерским пунктом – фельдшера со **.**.**** по **.**.**** - в льготном исчислении за 1 год работы - 1 год и 3 месяца, общей продолжительностью в льготном исчислении 1 год 6 месяцев 21 день, отпуск по беременности и родам со **.**.**** по **.**.**** – в льготном исчислении за 1 год работы – 1 год и 6 месяцев, продолжительностью в льготном исчислении 5 месяцев 19 дней, отпуск по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** – в льготном исчислении за 1 год работы – 1 год и 6 месяцев, продолжительностью в льготном исчислении 1 год 25 дней, отпуск по беременности и родам с **.**.**** по **.**.**** – в льготном исчислении за 1 год работы – 1 год и 6 месяцев, продолжительностью в льготном исчислении 7 месяцев, отпуск по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** - в льготном исчислении за 1 год работы – 1 год и 6 месяцев, продолжительностью в льготном исчислении 9 месяцев 18 дней, отпуск по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** - в льготном исчислении за 1 год работы – 1 год и 6 месяцев, продолжительностью в льготном исчислении 11 месяцев 24 дня. Взыскать с ГУ УПФР в Далматовском районе Курганской области в пользу Язовских Надежды Анатольевны в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 1 месяца, начиная с **.**.****, путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд. Судья Л.В. Пономарева Решение вступило в законную силу