Решение по делу о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проведению аттестации рабочих мест



Дело № 2-308\****

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Далматово Курганской области **.**.****

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Соколовой Е.В.,

с участием зам. прокурора Далматовского района Домрачевой М.А.,

при секретаре Ворваниной О.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района, Администрации Параткульского сельсовета Далматовского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проведению аттестации рабочих мест и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Далматовского района обратился в суд с исковыми заявлениям в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области и Администрации Параткульского сельсовета Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по проведению аттестации рабочих мест и обязании провести аттестацию рабочих мест, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда были установлены нарушения законодательства об охране труда, допущенные Администрацией Уксянского сельсовета и Администрацией Параткульского сельсовета, а именно- не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда- Администрацией Параткульского сельсовета на должности главы сельсовета, старшего инспектора, по организационной работе, главного специалиста по бухгалтерскому учету и отчетности; Администрацией Уксянского сельсовета- на должность главы администрации, старшего инспектора, главного специалиста по организационной работе, инспектора ВУС, инженера-строителя.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности. В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда. Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31 августа 2007 года, закреплено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются не реже одного раза в пять лет. Просит признать бездействие ответчиков незаконным и обязать их провести аттестацию рабочих мест в срок до **.**.****.

Определением суда от **.**.**** указанные иски были объединены в одном производстве, как имеющие общие доказательства и предъявленные прокурором по аналогичным основаниям.

**.**.**** определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены работники, которые приняты на рабочие места, на которых не проведена аттестация рабочих мест- в Администрации Уксянского сельсовета- Липнягова И.Г., Тлейбаева Е.В., Барабанова А.Г, Зайкова Н.Г., в Администрации Параткульского сельсовета- Коптелов А.В., Коптелова Т.А., Берсенева С.В.

В судебном заседании заместитель прокурора Далматовского района Домрачева М.А. свои требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.

Представители ответчиков Администрации Уксянского сельсовета и Параткульского сельсовета, третье лицо Барабанова А.Г. не явились, предварительно были извещены надлежащим образом. Глава Администрации Параткульского сельсовета и третье лицо Коптелов А.В. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования признает.

Третьи лица Коптелова Т.А., Берсенева С.В. в судебное заседание не явились, предварительно были извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что явиться не могут ввиду занятости на работе. Аттестация рабочих мест не проводилась ввиду отсутствия денежных средств.

Третье лицо Тлейбаева Е.В. пояснила, что она работает главным специалистом по организационной работе в Администрации Уксянского сельсовета, разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда. Как работника её на рабочем месте все устраивает. На **.**.**** г. в бюджете не были предусмотрены расходы на проведение аттестации рабочих мест, на следующий год Администрация сельсовета предусмотрит в бюджет расходы и проведёт аттестацию рабочих мест. Считает, что срок до **.**.**** недостаточен для проведения аттестации рабочих мест, но в какой срок возможно проведение всех мероприятий сказать не может.

Третье лицо Липнягова И.Г. пояснила, что разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда, она работает в должности старшего инспектора, как работника её все устраивает, у всех работников имеется отдельный кабинет для работы, в здании тепло, есть вентиляторы и оргтехника.

Третье лицо Зайкова Н.Г. пояснила, что работает инспектором военно- учетного стола, как работник она всем обеспечена, имеется отдельный кабинет, в здании тепло.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит требования прокурора Далматовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Уксянского сельсовета, Администрацией Параткульского сельсовета о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по проведению аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Из Устава муниципального образования Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области, следует, что Администрация Уксянского сельсовета, расположена в с. Уксянское Далматовского района Курганской области.

Согласно штатным расписаниям, утвержденным **.**.****, в Уксянском сельсовете имеются должности: инженера – строителя в количестве 1 ставки, инспектора ВУС - 1 ставка, главы администрации 1 ставка, главного специалиста по организационной работе 1 ставка, старшего инспектора -1 ставка.

Согласно распоряжения Главы Администрации Уксянского сельсовета №*-р/п от **.**.**** на должность старшего инспектора с **.**.**** переведена Липнягова И.Г.

Согласно распоряжению Главы Администрации Уксянского сельсовета №*-р/п от **.**.**** на должность главного специалиста по организационной работе с **.**.**** переведена Тлейбаева Е.В.

Согласно распоряжения Главы администрации Уксянского сельсовета №*-р/л от **.**.**** на должность инженера-строителя администрации Уксянского сельсовета с испытательным сроком на 1 месяц с **.**.**** принята Барабанова А.Г.

Согласно распоряжению Главы администрации Уксянского сельсовета №* р-п от **.**.**** на работу в должности инспектора ВУС с **.**.**** принята Зайкова Н.Г.

Согласно постановлению Администрации Уксянского сельсовета №* от **.**.**** к исполнению полномочий Главы сельсовета с **.**.**** приступил Богдашов Ю.В.

Из Устава муниципального образования Параткульского сельсовета Далматовского района Курганской области, следует, что Администрация Параткульского сельсовета, расположена в Адрес Обезличен.

Согласно штатным расписаниям, утвержденным **.**.****, в Параткульском сельсовете имеются должности: главы сельсовета в количестве 1 ставки, старшего инспектора по организационной работе - 1 ставка, главного специалиста по бухгалтерскому учету и отчетности - 1 ставка.

Согласно постановления Администрации Параткульского сельсовета №* от **.**.**** к исполнению полномочий главы Параткульского сельсовета с **.**.**** приступил Коптелов А.В.

Согласно распоряжения №*-рл от **.**.**** на должность главного специалиста по бухгалтерскому учету и отчетности с **.**.**** принята Коптелова Т.А.

Согласно распоряжения №*-рл от **.**.**** на должность старшего инспектора по организационной работе с **.**.**** принята Берсенева С.В.

Согласно справок Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района №* от **.**.**** и Администрации Параткульского сельсовета №* от **.**.**** аттестация рабочих мест не проводилась.

В соответствии с п.30 Устава МО Уксянского сельсовета, Администрация Уксянского сельсовета- исполнительно-распорядительный орган Уксянского сельсовета, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Уксянского сельсовета федеральными законами и законами Курганской области. Администрацией Уксянского сельсовета руководит Глава Администрации Уксянского сельсовета на принципах единоначалия. Глава Уксянского сельсовета обладает правом найма и увольнения работников администрации Уксянского сельсовета, налагает дисциплинарные взыскания на работников, решает вопросы о поощрении.

В соответствии с п.30 Устава МО Параткульского сельсовета, Администрация Параткульского сельсовета- исполнительно-распорядительный орган Параткульского сельсовета, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Параткульского сельсовета федеральными законами и законами Курганской области. Администрацией Параткульского сельсовета руководит Глава Администрации Параткульского сельсовета на принципах единоначалия. Глава Параткульского сельсовета обладает правом найма и увольнения работников администрации Параткульского сельсовета, налагает дисциплинарные взыскания на работников, решает вопросы о поощрении.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с ч.9 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Под аттестацией рабочих мест по условиям труда в соответствии с ч.12 ст. 209 ТК РФ понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утвержден порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок).

Согласно указанному Порядку, аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

В соответствии с п.6 указанного Порядка, обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (п.2 Порядка).

Результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей (п.3 Порядка).

В п. 8 Порядка установлены сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которому каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

По состоянию на **.**.**** аттестация рабочих мест по условиям труда ответчиками-Администрацией Уксянского сельского совета и Администрацией Параткульского сельского совета не проведена.

Сам факт отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что ответчики Администрация Уксянского сельсовета и Администрация Параткульского сельсовета проявили бездействие, поэтому заявленные прокурором Далматовского района исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, учитывая, что ответчики возражений по сроку исполнения не представили, установления другого срока не просили, суд устанавливает данный срок до **.**.****, считая его достаточным и разумным для исполнения решения суда.

Согласно ч.1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района, Администрации Параткульского сельсовета Далматовского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проведению аттестации рабочих мест и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Уксянского сельского совета Далматовского района Курганской области в части непринятия мер по проведению аттестации пяти рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда незаконным.

Признать незаконным бездействие Администрации Параткульского сельского совета Далматовского района Курганской области в части непринятия мер по проведению аттестации трех рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда незаконным.

Обязать Администрацию Уксянского сельского совета Далматовского района Курганской области в срок до **.**.**** провести аттестацию рабочих мест: главы администрации сельского совета, старшего инспектора, главного специалиста по организационной работе, инспектора ВУС, инженера-строителя.

Обязать Администрацию Параткульского сельского совета Далматовского района Курганской области в срок до **.**.**** провести аттестацию рабочих мест: главы сельсовета, старшего инспектора по организационной работе, главного специалиста по бухгалтерскому учету и отчетности.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 1 месяца, начиная с **.**.**** путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья Е.В. Соколова

Решение вступило в законную силу