Дело № 2-273\**** РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Далматово, Курганской области «**.**.****» Далматовский районный суд Курганской области в составе: Председательствующего судьи Пономаревой Л.В., при секретаре Порошиной Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в защиту неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат «Тагил» о признании незаконным бездействия ответчика по проведению производственного лабораторного контроля вырабатываемой в хлебном цехе продукции, возложении обязанности по разработке программы производственного контроля и обеспечении проведения производственного лабораторного контроля, Установил: **.**.**** Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее Роспотребнадзор) обратилось в Далматовский районный суд с иском к ответчику – обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат «Тагил» о признании бездействия указанного ООО по проведению производственного лабораторного контроля вырабатываемой продукции в хлебном цехе по адресу: Адрес Обезличен, незаконным и обязании ответчика разработать программу производственного контроля на предприятии пищевой промышленности по производству хлеба и хлебобулочных изделий с учетом объектов производственного контроля, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний); обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за качеством вырабатываемой продукции, соблюдением технологических и санитарно-гигиенических режимов производства хлеба и хлебобулочных изделий, в соответствии с программой производственного контроля – с **.**.**** и постоянно. В обоснование исковых требований истец указывает, что общество с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат «Тагил» (далее ООО «Агрокомбинат «Тагил») в хлебном цехе по вышеуказанному адресу вырабатывает хлебобулочную продукцию с целью дальнейшей ее реализации населению. Согласно полученной информации от Государственного казенного учреждения «Далматовская зональная ветеринарная лаборатория», ООО «Агрокомбинат «Тагил» за период **.**.**** г – первый квартал **.**.**** г. лабораторные исследования готовой продукции (хлеб пшеничный 1 сорт, хлеб ржано-пшеничный) производил единожды в **.**.****. По данным филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Катайском, Далматовском районах ответчик договор на производственный контроль в хлебном цехе на **.**.**** г., **.**.**** не заключал; в **.**.**** г. и 1 квартале **.**.**** г. выпускаемому (готовую) продукцию не исследовали, исследования объектов внешней среды (вода, смывы) в хлебном цехе не проводили, контроль за условиями труда на рабочих местах также не осуществлялся. **.**.**** территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах направлен запрос в адрес ООО «Агрокомбинат «Тагил» о предоставлении информации по ассортиментному перечню вырабатываемой продукции, документах, подтверждающих качество и безопасность вырабатываемой продукции, программы производственного контроля, с предоставлением протоколов лабораторных исследований, копий свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ и о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ. ООО «Агрокомбинат «Тагил» запрашиваемые данные в установленный территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах в срок до **.**.**** не представлены. Таким образом, ответчиком не исполняются обязательные требования, предусмотренные законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а именно ст. 11, 15, 32, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г, ст. 4, 15 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29, СанПиН 2.3.4545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий». Неисполнение установленных требований, а именно не проведение санитарно-профилактических мероприятий, в том числе производственного контроля может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения, перечисленные нарушения являются существенными и могут принести вред здоровью населения. Иск Управлением Роспотребнадзора, в связи с нарушением санитарного законодательства предъявлен в соответствии со ст. 51 ФЗ от 30.03.1999 г., ч. 4 п. 12 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области № 162 от 15.06.2006 г. и ст. 46 ГПК РФ. В судебном заседании представитель истца Максимов Н.Г. требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что представленная ответчиком после предъявления иска программа производственного контроля пекарни ООО «Агрокомбинат «Тагил» не соответствует требованиям законодательства, подлежит доработке; в ней отсутствуют договоры, заключенные ответчиком с исполнительной лабораторией, протоколы лабораторных исследований, фактически лабораторный контроль так и не проводится, поэтому требования просительной части искового заявления просил удовлетворить, обязать ООО «Агрокомбинат «Тагил» обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за качеством вырабатываемой продукции с **.**.**** и постоянно. Представитель 3-его лица – УДОКМС Администрации Далматовского района в судебное заседание не явился, представив отзыв с просьбой о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие представителя Управления, сообщил, что УДОКМС не состоит в каких-либо договорных отношениях с ответчиком, а МКОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» является самостоятельным юридическим лицом и самостоятельно заключает договоры на поставку продуктов питания. Представители ответчика – ООО «Агрокомбинат «Тагил», 3-их лиц МКОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» и Администрации Крутихинского сельсовета в судебное заседание не явились, отзыва по иску не предоставили, о причинах неявки суд не уведомили. Заслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что Управлением Роспотребнадзора заявлены законные и обоснованные требования, подлежащие удовлетворению, но в части обеспечения проведения производственного лабораторного контроля за качеством вырабатываемой продукции суд считает необходимым указать о возложении такой обязанности на ответчика, начиная с даты вступления решения суда в законную силу и постоянно, так как обязать выполнять данные действия на истекшую дату невозможно. Дело подлежит разрешению по существу в отсутствие представителей ответчика и 3-их лиц, так как представленных истцом доказательств достаточно для принятия решения по делу. К выводам о законности и обоснованности заявленных истцом требований суд пришел на основании нижеследующего: В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Согласно п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. Пунктами 1 и 2 ст. 31 анализируемого ФЗ предусматривается, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг; производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 г.). Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено в ст. 4, что качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством: проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества); применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений. Ст. 15 этого же Федерального закона предусмотрено, что предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений (ч. 1). Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 25 сентября 1996 г. N 20, предусматривают, что за качеством воды, подаваемой в резервуары и производственные цеха должен быть установлен систематический контроль в соответствии с ГОСТом "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством" в сроки, установленные органами госсанэпиднадзора (химический анализ проводится не реже одного раза в квартал, бактериологический - не реже одного раза в месяц) (п. 3.3.5); выборочный контроль показателей безопасности в готовых изделиях хлебопекарной и кондитерской промышленности осуществляется в соответствии с порядком, установленным производителем продукции по согласованию с органами госсанэпиднадзора и гарантирующих безопасность продукции (п. 3.10.3); лабораторный контроль заключается в проверке качества сырья, вспомогательных материалов, готовой продукции и соблюдения технологических и санитарно-гигиенических режимов производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и проводится аккредитованной лабораторией предприятия, а при отсутствии лаборатории контроль может осуществляться по хоздоговору с органами и учреждениями госсанэпиднадзора или лабораториями, аккредитованными органами госсанэпиднадзора и Госстандарта (п. 3.12.1). Из запросов территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Катайском, Далматовском районах и ответов на них судом установлено, что филиал ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в Катайском, Далматовском районах сообщил в Управление Роспотребнадзора о том, что ООО «Агрокомбинат «Тагил» (Адрес Обезличен) в **.**.**** и на **.**.**** год не заключил договор на производственный контроль продукции с вышеназванным филиалом; Информация, предоставленная истцу из ГКУ «Далматовская зональная ветеринарная лаборатория» подтверждает, что пробы в целях проведения производственного лабораторного контроля продукции от ответчика последний раз поступали по видам продукции: хлеб пшеничный 1 сорта, хлеб ржано-пшеничный в августе **.**.****. В соответствии с Уставом ООО «Агрокомбинат «Тагил», общество является юридическим лицом, целями его деятельности являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом; к предметам деятельности ООО относится в том числе, и оптовая, розничная торговля, посредническая деятельность, иная коммерческая деятельность. Все перечисленные виды деятельности должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством РФ (п. 2.1-2.3 Устава). Наличие статуса действующего юридического лица у ответчика подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ, копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица и о постановке его на учет в налоговом органе. Копия счет-фактуры №* от **.**.**** подтверждает, что Управление по делам образования, молодежи и спорта администрации Далматовского района является покупателем продукции – хлеба пшеничного у ООО «Агрокомбинат «Тагил», что подтверждает доводы истца о том, что ответчик и в настоящее время в хлебном цехе с нарушением требований вышепроанализированного законодательства вырабатывает хлебобулочную продукцию с целью дальнейшей ее реализации населению и организациям. При рассмотрении дела установлено, что хлебная продукция ответчиком поставляется и в магазины для реализации населению. Поскольку соблюдение требований санитарного законодательства является обязательным для предприятий и индивидуальных предпринимателей, вырабатывающих и реализующих хлебобулочную продукцию, на ответчика следует возложить обязанности по соблюдению требований законодательства, а бездействие ООО «Агрокомбинат «Тагил» по проведению производственного лабораторного контроля вырабатываемой продукции в хлебном цехе – признать незаконным, поскольку неисполнение требований санитарного законодательства, не проведение санитарно-профилактических мероприятий, производственного контроля продукции может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения, то есть установленное нарушение является существенным и может принести вред здоровью неопределенного круга потребителей. Суд находит обоснованными доводы представителя истца о том, что представленная ответчиком уже после предъявления иска Программа производственного контроля пекарни ООО «Агрокомбинат «Тагил» не соответствует требованиям законодательства, в ней отсутствуют заключенные договоры с исполнительной лабораторией по контролю за продукцией, водой, смывов на БККП и дез.растворы, протоколы проведенных лабораторных исследований. Таким образом, представленной программой реально производственный контроль продукции, исходных материалов и рабочих мест не обеспечен. Поэтому иск подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 103 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в защиту неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат «Тагил» о признании незаконным бездействия ответчика по проведению производственного лабораторного контроля вырабатываемой в хлебном цехе продукции, возложении обязанности по разработке программы производственного контроля и обеспечении проведения производственного лабораторного контроля удовлетворить: Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат «Тагил» по проведению производственного лабораторного контроля вырабатываемой продукции в хлебном цехе, расположенном по адресу: Адрес Обезличен – незаконным. Обязать ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат «Тагил»: - разработать программу производственного контроля на предприятии пищевой промышленности по производству хлеба и хлебобулочных изделий с учетом объектов производственного контроля, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний) в соответствии с действующим законодательством, - обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за качеством вырабатываемой продукции, соблюдением технологических и санитарно-гигиенических режимов производства хлеба и хлебобулочных изделий, в соответствии с программой производственного контроля – с даты вступления решения суда в законную силу и постоянно. Взыскать с ООО «Агрокомбинат «Тагил» государственную пошлину в сумме 200 рублей в бюджет МО Далматовского района. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 1 месяца, начиная с **.**.****, путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд. Разъяснить сторонам, что с мотивированным решением суда они могут ознакомиться в Далматовском районном суде с 15 час. **.**.****. Судья Л.В. Пономарева Решение вступило в законную силу