Дело №* г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Далматово, Курганской области **.**.****
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.
при секретаре Вахрушевой Е.С.
с участием заместителя прокурора Далматовского района Бургазлиева В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по искам прокурора Далматовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Крестовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Тамакульского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Верхнеярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Мясниковского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области о признании незаконным бездействия ответчиков по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию подземных резервуаров для воды,
установил:
Прокурор Далматовского района **.**.**** обратился в Далматовский районный суд с исковыми заявлениями к ответчикам Администрации Крестовского сельского Совета Далматовского района, Курганской области, Администрации Тамакульского сельского Совета Далматовского района, Курганской области, Администрации Верхнеярского сельского Совета Далматовского района, Курганской области, Администрации Мясниковского сельского Совета Далматовского района, Курганской области о признании незаконным бездействия ответчиков по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию противопожарных водоемов подъездами для пожарных автомобилей и забора воды (пирсами).
**.**.**** прокурор изменил предмет исковых требований, представил в суд соответствующие исковые заявления, в которых просит признать незаконным бездействие всех ответчиков по созданию в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, обязать ответчиков оборудовать водоемы в виде подземных резервуаров для воды объемом не менее 27 м3 , горловина которых должна состоять их двух крышек, должна быть утеплена на зимний период, оборудовать подъезд к указанным резервуарам для двух пожарных автомобилей: Администрацию Мясниковского сельского Совета – на территории с. Мясниково, Далматовского района, Администрацию Верхнеярского сельского Совета - на территории с. Верхний Яр, Далматовского района, Администрацию Крестовского сельского Совета - на территории с. Крестовка, Далматовского района и Администрацию Тамакульского сельского Совета – на территории д. Падерино, Далматовского района. В исковых заявлениях прокурор указывает, что прокуратурой Далматовского района была проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего порядок содержания пожарных водоемов на территории указанных сельских Советов, в результате которой установлено, что вопреки требованиям действующего законодательства – п. 94 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 и требованиям СНиП 2.04.02-84*, в названных населенных пунктах не оборудованы пожарные водоемы. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам возлагается на органы местного самоуправления.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бургазлиев В.В. исковые требования и доводы исковых заявлений поддержал в полном объеме и пояснил, что просит обязать ответчиков – Администрации сельских Советов оборудовать на территории населенных пунктов пожарные искусственные водоемы – резервуары емкостью не менее 27 м3, горловина которых должна быть утеплена в зимний период – для забора воды в случае возникновения пожаров, так как указанный вопрос относится к вопросам местного значения, а выполнение противопожарных правил является обязательным. Поскольку нормы СНиП не содержат обязательных требований к оборудованию резервуара двумя горловинами и подъездами для двух пожарных машин, данные требования в судебном заседании не поддержал.
Представитель ответчика – глава Администрации Верхнеярского сельского Совета Качалкова Е.Н. исковые требования прокурора признала, о чем представила суду соответствующее письменное заявление, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика – глава Администрации Тамакульского сельского Совета Бабинов А.И. исковые требования признал, о признании иска представил письменное заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – глава Администрации Мясниковского сельского Совета – Пашкова Р.Н. исковые требования прокурора признала полностью, представила заявление о признании иска в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Все представители ответчиков в заявлениях о признании иска указали, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ им разъяснены и понятны.
Представитель ответчика – Администрации Крестовского сельского Совета Т.К. Коурова в судебном заседании также признала исковые требования прокурора, показала, что на естественном водоеме – речке, которая имеется в селе, оборудовать противопожарный пирс невозможно, вследствие ее мелководья. В целях пожаротушения необходим резервуар, знает, что ранее на его установку были предусмотрены расходы в сельском бюджете на **.**.****, но резервуар так и не был установлен. При установке резервуара возникает проблема заполнения его водой, знает, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории сельского Совета относится к вопросу местного значения; после избрания ее на должность главы она эти вопросы не решала.
Представитель 3-его лица – отдела ГПН по Далматовскому району в судебное заседание не явился, был своевременно и надлежаще извещен судом о месте и времени проведения судебного заседания, отзыва по искам не представил.
Представитель 3-его лица на стороне ответчиков – Финансового управления Администрации Далматовского района Останина Е.А. представила отзыв по иску, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, указала, что вышеуказанные виды расходов на **.**.**** не были запланированы в бюджетах Администраций сельских Советов; на основании ст. 83 БК РФ финансирование новых видов расходов бюджета может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в решение Думы о бюджете, либо в текущем году, после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете, при наличии источников дополнительных поступлений в бюджет, при этом не допускается увеличение дефицита бюджета; бюджеты сельских Советов являются дотационными.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора Далматовского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Кроме того, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, при установленных судом обстоятельствах признание иска ответчиками следует принять и исковые требования прокурора, поддержанные в судебном заседании, удовлетворить.
К выводу об обоснованности заявленных прокурором требований суд пришел на основании нижеследующего:
Заключениями специалиста по вопросам пожарной безопасности от **.**.**** установлены нарушения по указанным в исковых заявлениях прокурора населенным пунктам, Далматовского района в области соблюдения законодательства по пожарной безопасности, а именно в населенных пунктах - с. Крестовка, д. Озеро Казанское, д. Падерино, с. Верхний Яр, с. Мясниковское, Далматовского района при наличии естественных водоисточников к ним не обустроены подъезды с площадками (пирсы) с твердым покрытием не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, отсутствует запас воды в целях пожаротушения, указанными документами выявлены и другие нарушения в области пожарной безопасности населенных пунктов.
Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 названного ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 52 указанного ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
Из Устава МО Мясниковского сельСовета, Далматовского района Курганской области судом установлено, что в состав территории Мясниковского сельсовета входит территория населенного пункта села Мясниково и прилегающие к нему земли общего пользования (ст. 4 п. 2); к вопросам местного значения Мясниковского сельсовета относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Мясниковского сельсовета (п. 10 ст. 6).
Согласно Устава МО Тамакульского сельсовета Далматовского района Курганской области в состав территории Тамакульского сельсовета входят территории населенных пунктов: села Тамакульское, деревни Бабинова и села Падерино и прилегающие к ним земли общего пользования (п. 2 ст. 4); к вопросам местного значения Тамакульского сельсовета относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Тамакульского сельсовета (п. 10 ст. 6).
Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Поскольку в соответствии со ст. 1 указанного ФЗ, пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, в силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности, так как в случае возникновения пожара на территории населенных пунктов создается реальная угроза жизни, здоровью и имуществу значительного количества граждан, численность и персональный состав которых установить невозможно.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 г. № 4838 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Согласно п. 9.27 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» предусмотрено, что хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примечании 1 к п. 2.11. Пункт 1 примечания к п. 2.11 определяет, что допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований п.п. 9.27-9.33 для населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. человек.
В соответствии п. 9.28 и примечаний к нему, объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п.п. 2.12-2.17 и 2.24; к пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог согласно п. 14.6.
Согласно п. 9.29 указанного СНиП количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать по п. 9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. П. 9.30 предусматривает, что пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов – 200м, при наличии мотопомп – 100-150 м в зависимости от их типа.
Расчет объемов воды для целей пожаротушения в рассматриваемых населенных пунктах произведен заместителем начальника отдела ГПН Далматовского района в соответствии с п. 2.11 и 2.12 СНиП 2.04.02.84*.
Таким образом, следует сделать вывод, что требования ППБ 01-03 и СНиП 2.04.02-84* в области пожарной безопасности являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Поскольку ответчики и после проведения проверки в сентябре 2010 года до момента разрешения исков судом не приняли надлежащих мер к созданию в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения – не оборудовали в населенных пунктах подземные резервуары для воды в целях пожаротушения, такое бездействие следует признать незаконным.
Из представленных суду письменных доказательств следует, что по состоянию на **.**.**** на территории с. Верхний Яр проживали 483 человека, в с. Крестовка - 217 человек, в д. Падерино - 105 человек, в с. Мясниковское - 298 человек.
Следует возложить обязанность на ответчиков по соблюдению требований в области пожарной безопасности - оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 на Администрацию Крестовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области - на территории с. Крестовка, Далматовского района, на Администрацию Тамакульского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области - на территории с. Падерино, Далматовского района, на Администрацию Мясниковского сельского Совета, Далматовского района - на территории с. Мясниково, Далматовского района, на Администрацию Верхнеярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области - на территории с. Верхний Яр, Далматовского района, горловины которых должны быть утеплены на зимний период (для забора воды в целях пожаротушения в любое время года).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. 194 – 199, 173, 103 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Далматовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Крестовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Тамакульского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Верхнеярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Мясниковского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области о признании незаконным бездействия ответчиков по созданию условий пожаротушения, возложении обязанности по оборудованию подземных резервуаров для воды удовлетворить:
Признать незаконным бездействие ответчиков - Администрации Крестовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Тамакульского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Верхнеярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Мясниковского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области по созданию условий в целях пожаротушения для забора воды из источников наружного водоснабжения.
Возложить обязанность на Администрацию Крестовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 на территории с. Крестовка, Далматовского района, Курганской области, горловина которого должна быть утеплена на зимний период.
Возложить обязанность на Администрацию Тамакульского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 на территории с. Падерино, Далматовского района, Курганской области, горловина которого должна быть утеплена на зимний период.
Возложить обязанность на Администрацию Верхнеярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать на территории с. Верхний Яр, Далматовского района, Курганской области подземный резервуар для воды объемом не менее 27 м3, горловина которого должна быть утеплена на зимний период.
Возложить обязанность на Администрацию Мясниковского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области оборудовать подземный резервуар емкостью не менее 27 м3 на территории с. Мясниково, Далматовского района, Курганской области, горловина которого должна быть утеплена на зимний период.
Взыскать с Администрации Крестовского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Тамакульского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Верхнеярского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области, Администрации Мясниковского сельского Совета, Далматовского района, Курганской области государственную пошлину в бюджет муниципального образования Далматовский район, от уплаты которой был освобожден истец при предъявлении исков, в сумме по 200 рублей с каждого ответчика.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья Л.В. Пономарева
Решение вступило в законную силу