Дело №* год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ**.**.**** г. Далматово, Курганской области
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.,
при секретаре Шабановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Курганской области к Ассоциации крестьянских хозяйств «Нива» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области обратилось **.**.**** в Далматовский районный суд с иском к некоммерческой организации - Ассоциации крестьянских хозяйств «Нива» о ликвидации и исключении данных из Единого государственного реестра юридических лиц. В исковом заявлении истец указал, что АКХ «Нива» зарегистрирована в качестве юридического лица **.**.****. В соответствии с информацией, предоставленной организацией в Управление **.**.****, руководителем организации является Колясников В.И. Орган, принимающий решение о государственной регистрации некоммерческих организаций (в настоящее время - Управление), в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательству РФ. Согласно п. 3.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, учредителями которых не являются иностранные граждане и организации либо лица без гражданства, не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, представляют в уполномоченный орган заявление и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом, а также в соответствии с п. 3 указанной статьи – отчет о деятельности, персональном составе руководящих органов организации. Срок преставления указанных документов определен постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Форма представления указанных документов определена приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». В нарушение указанных положений законодательства в установленный срок (не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным) вышеуказанные документы за **.**.**** годы организацией в уполномоченный орган не представлены. Из материалов учетного дела организации следует, что ответчику по факту непредставления в установленный срок документов, предусмотренных ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократно выносились письменные предупреждения, требования которых организацией не исполнены; кроме того, предупреждения от **.**.**** и от **.**.**** вернулись в Управление с отметками об отсутствии такой организации по указанному адресу. Согласно п. 7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», они обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе об изменении адреса (места нахождения). Таким образом, установлено неоднократное нарушение п. 3 и 7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», что дает истцу право в соответствии с п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» на обращение в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Представитель истца, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которого истец просит дело рассмотреть без участия своего представителя, настаивает на исковых требованиях, изложенных в исковом заявлении. В возражении на отзыв 3-его лица представитель истца сообщает, что наличие задолженности перед бюджетами разных уровней не является препятствием для исключения организации из ЕГРЮЛ, о чем неоднократно указывалось Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, поэтому доводы Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области в этой части считает несостоятельными, просит рассмотреть иск в свое отсутствие.
Представитель ответчика Колясников В.И. исковые требования признал, пояснил, что фактически ассоциация крестьянских хозяйств «Нива» свою деятельность прекратила около 2-х лет назад; в Адрес Обезличен им выделялся для деятельности земельный участок, межевание которого не было завершено; всю сельскохозяйственную технику по ветхости списали и сдали в металлолом; поэтому по юридическому адресу организации не существует. Учредителями ассоциации являются граждане РФ, поступлений от международных организаций и иностранных граждан не имели, из-за чего не предоставляли отчеты за **.**.****. в уполномоченный орган, сведения о расходовании денежных средств и использовании имущества. Ликвидировать организацию по решению общего собрания не имеется возможности, так как учредители выехали с места жительства и собрать кворум общего собрания невозможно.
Представитель 3-го лица – Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области в судебное заседание не явился, представил отзыв по иску, в котором просит рассмотреть дело без их участия, а также сообщает, что возражает против указанного иска, поскольку по данным подведомственной инспекции –Межрайонной ИМНС России № 2 по Курганской области АКХ «Нива» по состоянию на **.**.**** имеет задолженность перед бюджетом в сумме ******., в том числе по налогам – ******., пени- ******., штрафам – ******. Считает, что ликвидация организации возможна в соответствии со ст. 61, 63 ГК РФ с возложением обязанностей по ликвидации на учредителей.
3-и лица на стороне ответчика – учредители юридического лица: Лавров А.В., Воронин И.М. и Белослудцев А.Н. исковые требования о ликвидации организации признали в полном объеме, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Учредитель Мальцев И.П. Данные Изъяты **.**.****, о чем суду представлена копия Данные Изъяты от **.**.**** Остальные учредители, привлеченные судом к участию в деле в качестве 3-их лиц на стороне ответчика, в судебные заседания не явились, возражений по иску не представили, о причинах своей неявки суд не уведомили.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.
К выводам об обоснованности исковых требований суд пришел на основании нижеследующего:
Из свидетельства о государственной регистрации и Устава Ассоциации крестьянских хозяйств «Нива» судом установлено, что устав зарегистрирован постановлением администрации Далматовского района **.**.****; данная ассоциация является общественной организацией граждан, добровольно объединившихся на основе коллективного членства с целью содействия успешной деятельности крестьянских хозяйств, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, образована с целью развития производственной инфраструктуры необходимой для эффективной деятельности крестьянских хозяйств, оказывает своим членам посреднические услуги, представляет интересы своих членов в Советах всех уровней, государственных и общественных организациях и других органах. Деятельность Ассоциации строится на принципах самоуправления и самофинансирования. Ассоциация осуществляет учет своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном действующим положением и несет ответственность за их достоверность. В соответствии с разделом 11 Устава, реорганизация и прекращение деятельности организации производится по решению общего собрания и другим основаниям, предусмотренными действующим законодательством.
Согласно предупреждений за №* от **.**.****, за №* от **.**.****, за №* от **.**.****, АКХ «Нива» была предупреждена Управлением МЮ РФ о неоднократном нарушении требований п. 3 и п. 3.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и о сроках предоставления документов, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», а именно указано, что не были представлены в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за **.**.****. В письменных предупреждениях указаны сроки устранения допущенных нарушений, также указано на то, что в случае не устранения указанных нарушений в установленный срок к организации могут быть применены меры, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Согласно обратных почтовых уведомлений предупреждения, направленные в адрес ответчика в **.**.**** и **.**.****, возращены без вручения адресату по причине отсутствия организации в Адрес Обезличен.
Служебная записка специалиста Управления МЮ РФ от **.**.****, адресованная начальнику Управления Министерства юстиции РФ по Курганской области, подтверждает доводы искового заявления.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Согласно п. 3, 3.1 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Пункт 5 ст. 32 указанного Федерального закона от 12.01.1996 устанавливает, что уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; 4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном уполномоченным органом; 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
В соответствии с п. 10 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Таким образом, судом установлено, что вопреки требованиям письменных предупреждений ассоциация крестьянских хозяйств «Нива» не устранила допущенных нарушений норм ФЗ «О некоммерческих организациях», что является правовым основанием для обращения Управления МЮ РФ в суд с заявлением о ликвидации такой организации, также судом установлено, что фактически ответчик является недействующим юридическим лицом.
Доводы 3-его лица о невозможности ликвидации ответчика, в связи с наличием у него задолженности перед бюджетом по налоговым платежам, суд считает не состоятельными, так как нормы проанализированного Федерального закона таких ограничений не предусматривают, а в п. 1 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» указано, что «исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней».
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец при предъявлении искового заявления в суд в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины. При этом в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, подлежит уплате государственная пошлина по требованиям неимущественного характера с организаций 4000 рублей. Поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей, от которой был освобожден истец по данному иску.
Руководствуясь ст. 194-199, 103 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Курганской области к Ассоциации крестьянских хозяйств «Нива» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить:
Ликвидировать Ассоциацию крестьянских хозяйств «Нива» по вступлению решения суда в законную силу и исключить данные об Ассоциации крестьянских хозяйств «Нива» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Ассоциации крестьянских хозяйств «Нива» в доход бюджета муниципального образования Адрес Обезличен государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья Л.В. Пономарева
Решение вступило в законную силу