Дело №* г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Далматово, Курганской области **.**.****
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.
при секретаре Никулиной О.В.,
с участием помощника прокурора Далматовского района Бородина А.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по искам прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МДОУ «Красноисетский детский сад», МДОУ «Затеченский детский сад», МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» о признании незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности и возложении обязанности по получению лицензий,
установил:
Прокурор Далматовского района **.**.**** обратился в Далматовский районный суд с исками к ответчикам МДОУ «Красноисетский детский сад», МДОУ «Затеченский детский сад», МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида», Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района (далее - УДОКМС), Администрации Далматовского района о признании незаконным бездействия муниципальных дошкольных образовательных учреждений и УДОКМС Администрации Далматовского района по непринятию мер к получению лицензий на осуществление образовательной деятельности и возложении обязанности на муниципальные дошкольные образовательные учреждения по получению лицензий на право осуществлений образовательной деятельности, на Администрацию Далматовского района – произвести финансирование мероприятий, необходимых для получения МДОУ лицензий на право осуществления образовательной деятельности.
Определением суда от **.**.**** названные иски были соединены в одном производстве, как имеющие общие доказательства и предъявленные прокурором по аналогичным основаниям и с аналогичными требованиями к одним и тем же ответчикам, которым также к участию в настоящем деле привлечен финансовый орган Далматовского района – Финансовое управление Администрации Далматовского района.
В соответствии с определением суда от **.**.**** по результатам судебного заседания к участию в настоящем гражданском деле привлечены в качестве 3-их лиц на стороне истца: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области с лице территориального отдела в Катайском и Далматовском районах, Управление государственного пожарного надзора в лице отделения надзорной деятельности по Далматовскому району, как органы, выдающие заключения образовательным учреждениям, являющиеся обязательными документами при получении лицензий, Управление экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, как орган управляющий муниципальным имуществом района.
**.**.**** прокурором представлены в суд новые исковые заявления к ответчикам муниципальным дошкольным образовательным учреждениям, которыми изменен предмет исковых требований, прокурор просит признать незаконным предоставление образовательных услуг МДОУ без лицензии на право осуществления образовательной деятельности и обязать каждого ответчика получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, привлек УДОКМС Администрации Далматовского района и Администрацию Далматовского района к участию в деле в качестве 3-их лиц на стороне ответчика, в обоснование иска указывает, что прокуратурой Далматовского района проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности муниципальными дошкольными образовательными учреждениями Далматовского района, в результате которой установлено, что **.**.**** и **.**.**** ответчикам были выданы лицензии на осуществление образовательной деятельности, срок действия которых истек **.**.**** и **.**.****, при этом деятельность в сфере дошкольного образования детские сады по настоящее время не прекратили. Отсутствие лицензий не подтверждает государственный статус образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых ими образовательных программ, что существенно нарушает права детей, поскольку согласно ч. 2 п. 3 ст. 19 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается по истечении срока е действия. П. 6, 7 ст. 33 ФЗ «Об образовании» предусматривают, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). В очереди в детские сады Далматовского района в настоящее время состоит 220 детей; с отсутствием лицензий деятельность МДОУ должна быть прекращена, поэтому непринятие мер к лицензированию деятельности дошкольных образовательных учреждений может привести к нарушению гарантированных ст. 43 Конституции РФ прав граждан на общедоступное и бесплатное образование, численный состав которых определить не представляется возможным, так как списочный состав детей, обучающихся в МДОУ не является неизменным.
**.**.**** суду предоставлены копии лицензий на право ведения образовательной деятельности, выданные МДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида» на срок по **.**.**** и МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» на срок по **.**.****. В связи с чем, прокурор отказался от иска к указанным ответчикам, определением суда от **.**.**** прекращено производством данное гражданское дело в части исковых требований прокурора к МДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида» и МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал и дал объяснения и заключение, соответствующие по содержанию исковым заявлениям.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» исковые требования признала, суду показала, что своевременно не сумели получить лицензию на право ведения образовательной деятельности из-за отсутствия необходимого пакета документов, но в настоящее время все документы на получение лицензии сданы в лицензирующий орган, однако, срок их рассмотрения составляет 45 дней.
Заведующая МДОУ «Красноисетский детский сад» представила в суд заявление с просьбой о рассмотрении данного дела в ее отсутствие.
Представитель МДОУ «Затеченский детский сад» исковые требования признала и показала, что детский сад в настоящее время, действительно, предоставляет образовательные услуги без лицензии, так как не имеется возможности ее получить, отсутствуют положительные заключения органов Роспотребнадзора и Госпожнадзора. Это связано с недостаточностью помещений для функционирования детского сада, необходимости правильного обустройства работы пищеблока и групповых раздевалок для детей, требуется выделение дополнительных помещений. Эти вопросы решаются, но выделение помещений потребует оформления правоустанавливающих документов на вновь выделенные помещения.
Представитель Администрации Далматовского района и Управления экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Первухин А.С. исковые требования признал, показал, что дошкольные муниципальные образовательные учреждения финансируются за счет средств бюджета Далматовского района, в который всегда стараются заложить все необходимые для их содержания средства, но при утверждении бюджета его существенно «урезают»; поэтому возникают проблемы с финансированием всех необходимых мероприятий по выполнению требований, предъявляемым к детским учреждениям. Образовательная деятельность подлежит лицензированию, поэтому ее осуществление без лицензий нарушает требования законодательства. Действительно, в Далматовском района имеется очередь на устройство детей в дошкольные учреждения.
Представитель УДОКМС Администрации Далматовского района Волынец Е.С. исковые требования признала и показала, что Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта является учредителем всех муниципальных дошкольных образовательных учреждений района, участвует в их финансировании. Денежных средств выделяется недостаточно, чтобы выполнять все требования санитарных и противопожарных правил. Так в Красноисетском детском саду отсутствует пожарная сигнализация, поэтому детский сад не может получить заключение Госпожнадзора и сдать документы на лицензирование. Понимает, что предоставление образовательных услуг без лицензии является незаконным. Бюджетные средства для оплаты государственной пошлины по лицензированию выделяются в необходимых объемах.
Представители 3-их лиц – органов Роспотребнадзора и Госпожнадзора в судебное заседание не явились, отзывов по искам не предоставили, были судом своевременно и надлежаще извещены о месте и времени проведения судебного заседания.
Руководитель финансового управления Администрации Далматовского района представила отзыв по иску, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, сообщает, что районный бюджет является дотационным, доля собственных доходов в общем объеме доходов в **.**.**** составляет 34 %. Выделение денежных средств из районного бюджета для получения лицензий на осуществление общеобразовательной деятельности планируется согласно утвержденных смет расходов УДОКМС.
Заслушав доводы сторон, объяснения представителей 3-их лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, нахожу, что прокурором Далматовского района предъявлены законные и обоснованные требования к муниципальным дошкольным образовательным учреждениям, подлежащие удовлетворению.
К выводу об обоснованности предъявленных исковых требований суд пришел на основании нижеследующего:
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
П. 6 и 7 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» от 10июля1992года N3266-1, в редакции, действовавшей на момент предъявления рассматриваемых исков, устанавливали, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения); лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии (с 01.01.2011 года статья утратила силу).
Согласно п. 1, 2, 4 ст. 33.1 вышеназванного Закона «Об образовании», в редакции действующей с 1 января 2011 года, установлено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования (введена ФЗ от 08.11.2010 N 293-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (п. 1). Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2). Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием (п. 3). К образовательным относятся и дошкольные учреждения (п.п. 1 п. 4).
Порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе и по программе дошкольного образования, установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
Согласно абз. 3 п. 29 вышеуказанного Положения, лицензия на новый срок выдается лицензиату в порядке, установленном настоящим Положением для ее получения. При этом заявление и прилагаемые к нему документы направляются в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии.
Пункт 46 Положения устанавливает, что за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).
Согласно представленных свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на учет Российской организации в налоговом органе, Уставов, все ответчики по делу являются юридическими лицами, учредителями их является Администрация Далматовского района, полномочия учредителя осуществляет Управление образования, культуры, молодежи и спорта. Отношения между учредителем и МДОУ осуществляются на основании договоров.
Государственный статус дошкольных образовательных учреждений (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливаются при их государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 1.3 Уставов). В соответствии с п. 1.9 Уставов, право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у МДОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Согласно п. 8.3 Уставов МДОУ, ликвидация МДОУ может осуществляться по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии.
Таким образом, осуществление образовательной деятельности может осуществляться учреждением при наличии лицензии на право ведения такой деятельности, отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности запрещено законом под страхом применения гражданско-правовой ответственности в виде прекращения деятельности такого учреждения (ликвидации).
Срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданной **.**.**** Главным Управлением образования Курганской области МДОУ «Красноисетский детский сад» истек **.**.****, лицензий, выданных **.**.**** МДОУ «Затеченский детский сад» и МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» - истек **.**.****.
Согласно информации предоставленной УДОКМС Администрации Далматовского района **.**.****, МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида», МДОУ «Затеченский детский сад» и МДОУ «Красноисетский детский сад» продолжают осуществлять образовательную деятельность, при этом детский сад № 1 и Красноисетский детский сад не имели на указанную дату заключений Госпожнадзора, Затеченский детский сад – заключений Госпожнадзора и Роспотребнадзора.
Все ответчики по делу и на день разрешения иска продолжают осуществлять образовательную деятельность при отсутствии у них лицензий на право ее ведения, что безусловно, является нарушением действующего законодательства, проанализированного судом, поэтому следует признать незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности в МДОУ «Красноисетский детский сад», МДОУ «Затеченский детский сад», МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» и обязать ответчиков: получить лицензии на право ведения образовательной деятельности, поскольку в случае применения гражданско-правовой санкции на их ликвидацию будет нарушено право значительного числа граждан на получение общедоступного и бесплатного образования.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому суд взыскивает с ответчиков сумму государственной пошлины, от оплаты которой был освобожден прокурор при предъявлении указанных исков, согласно норм НК РФ,
Руководствуясь ст. 194 – 199, 103 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МДОУ «Красноисетский детский сад», МДОУ «Затеченский детский сад», МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» о признании незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности и возложении обязанности по получению лицензий удовлетворить:
Признать незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности МДОУ «Красноисетский детский сад», МДОУ «Затеченский детский сад», МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» и обязать ответчиков: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Красноисетский детский сад», с местом нахождения – Адрес Обезличен, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Затеченский детский сад», с местом нахождения – Адрес Обезличен и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида», с местом нахождения Адрес Обезличен, каждого - получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Взыскать с МДОУ «Красноисетский детский сад», МДОУ «Затеченский детский сад», МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» государственную пошлину в бюджет муниципального образования Далматовский район, от уплаты которой был освобожден истец при предъявлении исков, в сумме по 200 рублей с каждого ответчика.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья Л.В. Пономарева
Решение вступило в законную силу
Дело №* г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Далматово, Курганской области **.**.****
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.
при секретаре Никулиной О.В.,
с участием помощника прокурора Далматовского района Бородина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МДОУ «Красноисетский детский сад», МДОУ «Затеченский детский сад», МДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» о признании незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности и возложении обязанности по получению лицензий,
установил:
Прокурор Далматовского района обратился в Далматовский районный суд с указанными исками в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц **.**.****.
Определением от **.**.**** указанные иски были соединены в одном производстве, как иски одного истца, предъявленные по аналогичному основанию и с аналогичным предметом к муниципальным дошкольным образовательным учреждениям для наиболее быстрого и правильного разрешения.
Исковыми заявлениями от **.**.**** прокурор изменил предмет требований по указанным искам.
**.**.**** соответственно МДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида» и МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» представлены в суд копии лицензий на право ведения образовательной деятельности от **.**.****, выданные соответственно на срок до **.**.**** и **.**.****.
Прокурором Далматовского района представлены в суд заявления о прекращении производством настоящего гражданского дела в отношении ответчиков МДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», в связи с отказом от иска, так как требования исковых заявлений удовлетворены в добровольном порядке.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бородин А.Ю. требования заявлений об отказе от иска к ответчикам МДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», поддержал, так как лицензии получены, требования исков удовлетворены.
Последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 220-221 ГПК РФ прокурору понятны.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Считаю, что заявление прокурора об отказе от требований исковых заявлений к ответчикам МДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» при установленных судом обстоятельствах, следует принять, поскольку такой отказ от иска требований законодательства и прав сторон, других лиц не нарушает.
В соответствии со ст. 221 ГПК РФ, производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В остальной части предъявленные прокурором иски судом разрешаются по существу путем принятия решения.
Руководствуясь ст. 39, 220, 221 ГПК РФ, суд
Определил:
Прекратить производством гражданское дело по искам прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида», МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» о признании незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности и возложении обязанности по получению лицензий, в связи с отказом истца от иска и принятия отказа от иска судом.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток с момента его вынесения.
Судья Л.В. Пономарева
Определение вступило в законную силу