Дело №*
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГород Далматово, Курганской области **.**.****
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.
при секретаре Вахрушевой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании
дело по иску Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области к Фисуну Валерию Владимировичу и Администрации Крутихинского сельского Совета, Далматовского района о признании недействительной регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета,
установил:
УФМС по Курганской области обратилось в суд с исковым заявлением к Фисун В.В. о признании недействительной его регистрации по месту жительства по адресу: Адрес Обезличен и снятии его с регистрационного учета по указанному адресу. Истец указывает, что в **.**.**** в ОУФМС по Курганской области в Далматовском районе обратился Фисун В.В. **.**.**** года рождения, уроженец Адрес Обезличен; им был предъявлен паспорт образца №* от **.**.****, выданный Адрес Обезличен. Отметки о принадлежности владельца к какому-либо гражданству в паспорте отсутствуют. В результате проверки принадлежности Фисуна В.В. к гражданству РФ было установлено, что он является лицом без гражданства. Однако, в паспорте был поставлен штамп о регистрации в Адрес Обезличен с **.**.****. В результате проверки установлено, что Фисун В.В. в **.**.**** прибыл в Адрес Обезличен. **.**.**** был зарегистрирован по месту жительства в Адрес Обезличен по паспорту гражданина СССР. По сведениям ИЦ УВД Курганской области Фисун В.В. в **.**.**** отбывал наказание в Адрес Обезличен. **.**.**** ПВС Шадринского РОВД Фисун В.В. при поступлении сообщения из следственного изолятора был снят с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ на основании п.п. В п. 31 Постановления от 17.07.1995 г. № 713. В **.**.**** Фисун В.В. был освобожден из мест заключения, по вопросу регистрации по месту жительства обратился только в **.**.****. Фисун В.В. был зарегистрирован по месту жительства **.**.**** в Адрес Обезличен в нарушение действующего законодательства, так как Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ на граждан бывшего СССР, прибывших из государств – участников СНГ и государств Балтии уже не распространялись и не подлежали применению. Заключением служебной проверки от **.**.**** регистрация по месту жительства Фисун В.В. была признана неправомерной.
На основании отзыва ответчика Фисун В.В., заявления представителя истца, судом было вынесено определение от **.**.**** о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Администрацию Крутихинского сельского Совета.
В судебном заседании представитель УФМС по Курганской области Гусева С.М. исковые требования поддержала в полном объеме и дала суду показания, полностью соответствующие доводам искового заявления. Дополнительно пояснила, что снятие Фисуна В.В. с регистрационного учета в **.**.**** было произведено по сообщению органа, исполняющего наказание, такая практика была признана неправомерной, в связи с вынесенным Конституционным Судом РФ Постановлением о сохранении за гражданином права на жилое помещение на весь период срока отбытия наказания, поэтому ответчик может обратиться в суд с иском о признании такого снятия его с регистрационного учета незаконным и восстановить первоначальную регистрацию по месту жительства, которая была произведена правомерно.
Ответчик Фисун В.В. предъявленный к нему иск признал, поддержал доводы представленного им отзыва по иску, пояснил, что в **.**.**** прибыл на территорию России с паспортом Данные Изъяты. В Адрес Обезличен был зарегистрирован в дом, который приобрели в собственность родители. В период отбытия наказания сам с регистрационного учета по месту жительства не снимался, отметку поставили в местах лишения свободы. В **.**.**** вновь обратился в Администрацию Крутихинского сельского Совета и его вновь специалист зарегистрировала по этому же адресу. Регистрационные действия производила специалист Администрации, сам не знал, что Правила регистрации для граждан бывшего СССР не применяются. Гражданства РФ не принимал, понимает, что является в настоящее время лицом без гражданства, но желает принять гражданство Российской Федерации.
Представитель ответчика – Администрации Крутихинского сельского Совета Далматовского района Усольцева Н.Н. исковые требования УФМС по Курганской области признала, суду показала, что ответственной за вопросы регистрации по месту жительства является специалист сельской Администрации; она в **.**.****, действительно, поставила Фисун штамп о регистрации по месту жительства, так как в их карточке прописки он не значился выписанным, а в паспорте стояла отметка о снятии с учета. Извещения о снятии Фисун с учета в **.**.**** не получали. Первоначально Фисун был поставлен на регистрационный учет в **.**.****, тогда семье родителей ответчика предоставил квартиру СПК, позднее они сами купили дом, то есть имеют собственное жилое помещение.
Представитель 3-его лица – Шадринского РОВД в судебное заседание не явился, отзыва или возражения по иску не предоставил, был судом своевременно и надлежаще извещен о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки в суд не сообщил.
Представитель ФБУ ИЗ-45\2 УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв, согласно которого сообщено, что Фисун В.В. содержался в Адрес Обезличен в период с **.**.**** по **.**.**** и был этапирован для дальнейшего отбытия наказания в Адрес Обезличен. Следственный изолятор не занимался постановкой или снятием с регистрационного учета лиц, содержащихся в СИЗО, но на основании приказа МЮ РФ от 18.05.2001 года направлял уведомления в паспортно-визовые службы ОВД по месту регистрации осужденных, приговор в отношении которых вступил в законную силу.
Заслушав доводы представителя истца, ответчика, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования УФМС по Курганской области к ответчикам Администрации Крутихинского сельского Совета и Фисун В.В. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, иск подлежит удовлетворению и вследствие признания его ответчиками (ст. 173 ГПК РФ).
Так, согласно заключения служебной проверки от **.**.****, регистрация по месту жительства Фисуна В.В. с **.**.**** считается оформленной в нарушение Постановления Правительства РФ № 295 от 08.05.2002 г. и подлежит аннулированию. Фисуну В.В. рекомендовано обратиться в территориальный орган ФМС по месту фактического проживания для оформления разрешения на временное проживание в РФ с последующим приемом в гражданство РФ, а отделу кадрового и правового обеспечения УФМС России по Курганской области - обратиться в суд с иском о снятии Фисуна В.В. с регистрационного учета.
Из письменных объяснений ФИО5 от **.**.****, полученных в ходе проведения служебной проверки, установлено, что она работает специалистом Крутихинской сельской Администрации с **.**.****. В **.**.**** семья Фисун переехала из Адрес Обезличен. **.**.**** зарегистрировала Фисун В.В. по месту жительства, предварительно выписав его по запросу из Адрес Обезличен. В **.**.**** он вновь обратился за регистрацией и предоставил тот же паспорт гражданина СССР, только с отметкой о снятии с регистрационного учета **.**.**** в Адрес Обезличен. В карточке прописки отметки с снятии с учета Фисун не было, он значился прописанным с **.**.****. По правилам знала, что за судимыми сохраняется жилье, поэтому поставила штамп о прописке с **.**.****.
Из копии карточки регистрации Фисун В.В., копии его паспорта судом установлено, что ответчик был зарегистрирован в Адрес Обезличен с **.**.****, данная отметка о регистрации имеется как в паспорте, так и в карточке прописки; далее в паспорте ответчика проставлен штамп о снятии с регистрационного учета **.**.**** ПВС Шадринского ГОВД, которого в карточке прописки Администрации сельского Совета не имеется; следующим поставлен штамп Администрации Крутихинского сельСовета о регистрации по месту жительства с **.**.**** в Адрес Обезличен, имеющийся как в карточке прописки, так и в паспорте Фисуна В.В.
Фисун В.В. **.**.**** года рождения уроженец Адрес Обезличен имеет паспорт №*, выданный **.**.**** ОВД Адрес Обезличен. Отметки о принадлежности владельца паспорта к гражданству какого-либо государства не имеется.
Справка №* от **.**.****, выданная учреждением ОФ-73/1, постановление Далматовского районного суда от **.**.****, приговор Кетовского районного суда от **.**.**** подтверждают, что Фисун В.В. отбывал наказание в местах лишения свободы с **.**.**** по **.**.****, освобожден по отбытии наказания, следует к месту жительства в Адрес Обезличен.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию; в соответствии с п. 15 указанных Правил, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (п. 18 Правил). Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда (п.п. «Ж» п. 31 Правил).
Согласно постановления от 12 марта 1997 г. N 290 было распространено действие указанных Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств – участников - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии.
Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. N 295 было признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 290 "О распространении действия Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии".
Таким образом, на момент регистрации ответчика на территории РФ по состоянию на 5 февраля 2008 года вышеизложенные Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета для Фисуна В.В., как лица без гражданства были неприменимы, так как в соответствии со своим правовым положением, не приняв гражданство РФ, Казахстана или другого государства, он являлся и является лицом без гражданства.
Согласно Федерального Закона РФ N109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Статья 2 данного Закона устанавливает, что местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства – это фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства; учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим ФЗ органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
Согласно ст. 3 указанного ФЗ правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 8 данного Федерального Закона, правила, и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 ФЗ, миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством РФ. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 1. рассматриваемого ФЗ, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции имеет полномочие за миграционным учетом, контролем за соблюдением иностранными гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета; Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет такие полномочия, как регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; обращение в установленном порядке в суд с заявлением об отмене регистрации иностранного гражданина по месту жительства; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Статьей 7 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, при разрешении иска судом установлено, что истец имеет право на обращение с таким исковым заявлением в суд, действуя в соответствии со своими полномочиями, а ответчик Фисун В.В. был зарегистрирован в Адрес Обезличен **.**.**** в нарушение действующего законодательства РФ, т.е. в результате неправомерных действий должностного лица Администрации Крутихинского сельского Совета - без документов, подтверждающих законность его пребывания на территории РФ и без правовых оснований для регистрации по месту жительства лица без гражданства, поэтому данную регистрацию следует признать недействительной и снять ответчика Фисуна В.В. с регистрационного учета по адресу: Адрес Обезличен, в соответствии с требованиями ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 г.
Кроме того, согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. При установленных выше обстоятельствах, считаю, что признание иска ответчиками следует принять, т.к. такое признание иска прав сторон и норм законодательства не нарушает.
Вопрос о государственной пошлине судом разрешается в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, согласно которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Поскольку незаконные действия по регистрации ответчика Фисун были совершены Администрацией Крутихинского сельского Совета именно с нее и подлежит взысканию сумма государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области к Фисуну Валерию Владимировичу и Администрации Крутихинского сельского Совета, Далматовского района о признании недействительной регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета о признании недействительной регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета удовлетворить:
Признать недействительной регистрацию по месту жительства Фисун Валерия Владимировича от **.**.**** по адресу: Адрес Обезличен, произведенную Администрацией Крутихинского сельСовета Далматовского района Курганской области.
Снять с регистрационного учета Фисун Валерия Владимировича **.**.**** года рождения по адресу: Адрес Обезличен.
Взыскать с Администрации Крутихинского сельского Совета государственную пошлину в сумме 200 рублей в бюджет муниципального образования Далматовский район.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья Л.В. Пономарева
Решение вступило в законную силу