Решение по делу о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-254\****.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Далматово, Курганской области **.**.****

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Л.В.

при секретаре Вахрушевой Е.С.,

с участием помощника прокурора Далматовского района Бородина А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Далматовского района в интересах Савельева Игоря Эдуардовича к Администрации города Далматово о предоставлении жилого помещения,

установил:

**.**.**** прокурор Далматовского района обратился в Далматовский районный суд с иском в интересах Савельева И.Э. к Администрации г. Далматово о возложении обязанности на Администрацию г. Далматово по предоставлению Савельеву И.Э. отдельного (изолированного) жилого помещения, расположенного в черте г. Далматово, соответствующего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м. В исковом заявлении указал, что прокуратурой Далматовского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе, которой установлено, что не все лица, имеющие право на предоставление жилья, его получили. Так в Администрации г. Далматово на учете для получения жилой площади с **.**.**** состоит Савельев И.Э. **.**.**** рождения (внеочередной список, очередность 21). В настоящее время Савельев И.Э. зарегистрирован по адресу Адрес Обезличен, закрепленного жилого помещения не имеет.

Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, были привлечены: Главное управление образования Курганской области, Финансовое управление Курганской области, Финансовое управление Администрации Далматовского района.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что Савельев И.Э. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как они были лишены родительских прав. Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на предоставление жилой площади вне очереди. При определении в детское учреждение жилая площадь за истцом закреплена не была. Савельев И.Э. зарегистрирован на территории г. Далматово, где состоит на очереди в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Просил возложить обязанность на Администрацию города Далматово предоставить истцу в черте Адрес Обезличен отдельное жилое помещение площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарно-техническим требованиям.

Истец Савельев И.Э. в судебном заседании требования искового заявления поддержал и суду показал, что его родители были лишены родительских прав. Где они проживали ранее, он в силу возраста не помнит. В настоящее время проживает в Адрес Обезличен у друга без регистрации, своего жилого помещения не имеет. До **.**.**** учился в Данные Изъяты, по адресу которой имеет до настоящего времени регистрацию по месту жительства, затем в Адрес Обезличен в профессиональном училище, но был отчислен. Затем был осужден и в местах лишения свободы окончил обучение и получил образование. Освободился из мест лишения свободы **.**.****, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации г. Далматово состоит с **.**.****, но до настоящего времени жильем не обеспечен. Просит предоставить жилое помещение не территории Адрес Обезличен.

Представитель ответчика Администрации г. Далматово Ильиных А.В. иск прокурора признал и пояснил, что истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение Распоряжением Администрации г. Далматово от **.**.**** №*-р, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав по решению суда, когда ему было Данные Изъяты. В учетном деле есть информация, что Савельев И.Э. недвижимого имущества в собственности не имеет, и в приватизации жилого помещения не участвовал. Во внеочередной список истец включен на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Жильем обеспечен не был. Документов о том, что за ним закреплено другое жилое помещение нет. Адрес Обезличен входит в состав МО г. Далматово. Жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретается на бюджетные денежные средства субъекта РФ - субвенции, распределяемые Главным управлением образования Курганской области, которые по реестру переводятся в муниципальный район, затем жилое помещение приобретается в собственность по конкурсу. По договору социального найма жилье предоставляется детям-сиротам Управлением экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района. Федеральное и областное законодательство имеют коллизии в применении, но так как федеральное законодательство закрепляет обязанность за органом местного самоуправления в постановке на учет таких лиц и обеспечении их жилым помещением, а Администрация района таким органом не является, Администрация г. Далматово иск признает. Проблем в исполнении не возникает.

Представитель 3-го лица - УДОКМС Администрации Далматовского района (органа опеки и попечительства) Коротких Н.С. исковые требования поддержала, суду показала, что истец закрепленного жилого помещения не имеет. В настоящее время получил право на предоставление жилого помещения в соответствии с законом, так как окончил учебное заведение и освободился из мест лишения свободы.

Представитель 3-его лица - Управления экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Аносов А.Г. требования иска признал, суду пояснил, что Управление экономики, имущественных и земельных отношений фактически осуществляет приобретение жилых помещений по конкурсу для данной категории граждан и их предоставление по договору социального найма. Порядок предоставления жилья для данной категории граждан в Далматовском районе не изменился. Право Савельева И.Э. на предоставление жилого помещения не оспаривает. Администрация Далматовского района в соответствии с законодательством не является органом, который осуществляет поставку таких лиц на учет и предоставление жилых помещений.

3-е лицо на стороне ответчика – Главное Управление образования Курганской области в отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя; указывает, что в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 г. № 288, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями является полномочием органов местного самоуправления. В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Курганской области было принято постановление от 24.12.2007 года № 633 «Об утверждении порядков расходования субвенций местными бюджетам и областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству». Вышеуказанный порядок определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Порядком на основании ежеквартальных заявок Главного управления образования Курганской области Финансовое управление образования Курганской области не позднее 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 30 декабря текущего финансового года перечисляет Главному управлению образования Курганской области субвенции для последующего их перечисления бюджетам муниципальных образований. Субвенции зачисляются в бюджеты муниципальных образований на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

Представитель 3-го лица - Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, представил отзыв с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие. Считает надлежащим ответчиком по делу Администрацию города Далматово. Указывает, что Закон Курганской области от 31.12.2004 года № 6 устанавливает дополнительные виды социальной поддержки проживающих на территории Курганской области детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на обеспечение вне очереди жилым помещением. Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочием по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями. Органы местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных отдельных государственных полномочий Курганской области в соответствии с действующим законодательством. Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий по опеке и попечительству в случаях и порядке, предусмотренных Уставом муниципального образования.

Представитель 3-го лица - Правительства Курганской области, в судебное не явился, представил отзыв по иску, в котором просит дело рассмотреть без его участия. Сообщает, что в соответствии с Законом Курганской области от 05.10.2007 года № 288 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области наделяются таким государственным полномочием Курганской области по опеке и попечительству, как обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилым помещением. Исковые требования должны быть предъявлены к органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Курганской области. Согласно приложению № 1 к Закону Курганской области № 288 указанное полномочие передано МО Далматовский район, считает, что Администрация города Далматово является ненадлежащим ответчиком по делу. Законом Курганской области № 78 «Об областном бюджете на **.**.**** и плановый период **.**.**** и **.**.**** годов» предусмотрено выделение субвенции в **.**.**** на обеспечение жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Далматовскому району в размере Данные Изъяты. В настоящее время правоотношения по финансированию предоставления указанной категории граждан жилых помещений регулируется постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 года № 633 «Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству».

Представитель 3-го лица - Финансового управления Администрации Далматовского района в судебное заседание не явился, руководителем представлен отзыв, согласно которого просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя управления, указывает, что согласно п. 44. ст. 3 и ст. 8 Закона Курганской области от 15.10.2007 г. № 288, финансовое обеспечение полномочий, по опеке и попечительству, в том числе и по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд считает, что прокурором заявлены законные и обоснованные требования в интересах истца Савельева И.Э. к ответчику – Администрации города Далматово о предоставлении жилого помещения, подлежащие удовлетворению.

Судом установлено, что на момент предъявления и разрешения иска Савельев И.Э. зарегистрирован в помещении по адресу: Адрес Обезличен, которое является юридическим адресом Данные Изъяты (копия паспорта Савельева И.Э., справка ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Данные Изъяты» от **.**.**** №*). Савельев И.Э. фактически проживает в Адрес Обезличен,т.е. на территории Адрес Обезличен, так как огласно ч. 1 ст. 4 Устава МО г. Далматово, принятого решением городской Думы от 27.02.2010 г. № 54, территорию МО г. Далматово составляют исторически сложившиеся земли города Далматово, сельских населенных пунктов – Адрес Обезличен и прилегающие к ним земли общего пользования.

Согласно копии актовой записи о рождении Савельева А.Э. **.**.**** года рождения за №* от **.**.****, родителями истца являются ФИО2 и ФИО3.

Заочным решением Верх – Исетского районного суда г. Екатеринбурга от **.**.****, вступившим в законную силу с **.**.****, ФИО3 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении детей Савельевых Анны **.**.****, Андрея **.**.****, Сергея **.**.****, Игоря **.**.****.

Согласно копии свидетельства о смерти №* от **.**.**** ФИО2 умер **.**.****.

В соответствии с Постановлением Администрации Далматовского района от 07.05.2002 г. № 166, несовершеннолетние Савельевы Сергей, Игорь, Анна и Андрей были определены в один из детских домов области, закрепить за ними жилое помещение не представилось возможным, в связи с тем, что жилье не пригодно для проживания.

Из справок №* от **.**.**** и №* от **.**.**** установлено, что Савельев И.Э. **.**.**** рождения, являлся воспитанником детского дома при ГООУСТ для детей, нуждающихся в длительном лечении «Данные Изъяты» с **.**.**** по **.**.**** (с 1 по 9 класс) и находился на полном государственном обеспечении. Был зарегистрирован по адресу школы: Адрес Обезличен, в связи с тем, что жилье, в котором проживали его родители в Адрес Обезличен было непригодно для проживания.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Савельев И.Э. относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.

Согласно сведений о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей и лицах из их числа, находящихся на муниципальном учете на получение жилья вне очереди по Далматовскому району по состоянию на **.**.**** Савельев И.Э. состоит в указанной очереди под №*, на момент постановки на учет являлся учащимся Данные Изъяты.

Из распоряжения Администрации города Далматово № 37-р от 13.03.2008 года «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» судом установлено, что Савельев И.Э. на основании ст. 57 ЖК РФ, по статусу ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей, имеющий регистрацию в Адрес Обезличен, принят на учет граждан, имеющих право на внеочередной предоставление жилого помещения по договору социального найма, в Администрации г. Далматово с составом семьи 1 чел. с учетным номером 35. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Савельев И.Э. обратился **.**.****

Право Савельева И.Э. на внеочередное обеспечение жилой площадью не оспаривается ответчиком и 3-ими лицами по делу и гарантируется ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, согласно которой, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, а также п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилое помещение по договору социального найма предоставляется вне очереди.

Постановлением Администрации Далматовского района № 700 от 09 сентября 2010 года «Об уполномоченном органе» Управление экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района определено как уполномоченный орган, осуществляющий отдельные государственные полномочия Курганской области по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Финансовому управлению Финансовому управлению Администрации Далматовского района поручено осуществлять соответствующее финансирование Управления экономики, имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района.

Согласно справке №* от **.**.**** Савельев И.Э. отбывал наказание в местах лишения свободы с **.**.**** по **.**.**** освобожден по постановлению Курганского городского суда от **.**.**** условно досрочно на не отбытой срок 8 мес. 6 дней.

В соответствии с копией свидетельства №* Федерального бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище №*, решением Государственной аттестационной комиссии от **.**.**** Савельеву И.Э. присвоена квалификация - резчик по дереву и бересте 2 разряда.

На основании изложенных доказательств, следует сделать вывод, что истец возвратился из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы в **.**.****, окончил учебное заведение, поэтому имеются все правовые основания для обеспечения Савельева И.Э. жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В настоящее время Савельев И.Э жилых помещений в собственности на территории Курганской области не имеет, в приватизации жилых помещений не участвовал, что подтверждено соответствующими уведомлениями Далматовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области №* от **.**.****, №* от **.**.****, и справками Далматовского филиала ГП Курганской области «Кургантехинвентаризация» от **.**.****, **.**.****, **.**.****,

В соответствии с Решением Далматовской городской Думы от 29.12.2005 г. № 96 установлены: норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой будет определяться размер общей площади жилого помещения, предоставленного по договору социального найма в жилом фонде МО города Далматово в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, и учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в Администрацию города Далматово в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Поскольку истец в соответствии с действующим федеральным законодательством включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации города Далматово – по месту своей регистрации, правомерность постановки на учет Савельева И.Э., как нуждающегося в жилом помещении, согласно представленных документов, сомнений у суда не вызывает, оснований для снятия Савельева И.Э. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется (ст. 56 ЖК РФ). В соответствии со ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Таким образом, на основании анализа доказательств и норм законодательства следует сделать вывод, что Савельев И.Э. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, которым гарантируются права и социальные льготы Федеральным Законом от 21.12.1996 года за № 159-ФЗ; на момент постановки на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, и в настоящее время истец зарегистрирован в Адрес Обезличен, которое за истцом не было закреплено (юридический адрес Далматовской санаторной школы), другого жилого помещения за истцом также закреплено не было; жилое помещение, в котором истец фактически проживает, ему не принадлежит, в браке он не состоит, проживает в данном помещении без регистрации, т.е. без правовых оснований. Сведений о площади ранее занимаемого истцом жилого помещения также не имеется.

Право истца на внеочередное предоставление жилого помещения нарушается, жилое помещение Администрацией города Далматово после возвращения из мест лишения свободы Савельеву не предоставляется более 5 месяцев, поэтому в силу ст. 3, 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился суд в интересах Савельева И.Э. за защитой его нарушенного права. Право прокурора обращаться в суд за защитой прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено и ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку право Савельева И.Э. на получение жилого помещения является внеочередным, иск судом должен быть разрешен по существу вне зависимости от того, получили ли жилые помещение другие лица, имеющие аналогичное право, вставшие на учет ранее истца.

Ст. 49 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. ЖК РФ не содержит в настоящее время указаний на то, что по договору социального найма должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, но предоставляемое жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим нормам, т.е. быть пригодным для проживания.

Ст. 49, 52, 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, определяют, что учет, распределение и предоставление жилых помещений гражданам рассматриваемой категории, возложены на органы местного самоуправления. В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса. Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочием по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства Савельев И.Э. должен быть обеспечен жилым помещением во внеочередном порядке Администрацией города Далматово, которую и следует признать надлежащим ответчиком по делу. Следует обязать Администрацию города Далматово предоставить истцу отдельное (изолированное) жилое помещение, расположенное в черте Адрес Обезличен, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.

Вопрос о судебных расходах судом решается в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194-199, 103 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Далматовского района в интересах Савельева Игоря Эдуардовича к Администрации города Далматово о предоставлении жилого помещения удовлетворить:

Обязать Администрацию города Далматово, Курганской области предоставить Савельеву Игорю Эдуардовичу **.**.**** рождения отдельное (изолированное) жилое помещение, расположенное в черте Адрес Обезличен, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.

Взыскать с Администрации города Далматово государственную пошлину, от которой был освобожден истец по данному гражданскому делу, в сумме 200 рублей в бюджет муниципального образования Далматовский район.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья Л.В. Пономарева

Решение вступило в законную силу