Решение о признании бездействия Главы администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области при рассмотрении обращения незаконным.



копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2011 года                                                                                  р.п. Дальнеконстантиново

Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего по делу судьи Кляина А.В., секретаря судебного заседания Соболевой С.В., с участием заявителя Кирюхова В.А., представителя заинтересованного лица Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Чванова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Кирюхова В.А. о признании бездействия Главы администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамова А.Д. при рассмотрении обращения депутата Земского собрания Дальнеконстантиновского района Нижегородской области по избирательному округу № 10 незаконным, нарушающим положение ФЗ - № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», нарушающим право на свободное и своевременное получение информации

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Кирюхов В.А. пояснил, что является депутатом Земского собрания Дальнеконстантиновского района Нижегородской области по избирательному округу № 10. Действуя в рамках депутатских полномочий, по полученным от избирателей наказам и обращениям, 05.03.2011 года направил Главе администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамову А.Д. депутатское обращение по вопросам электроснабжения и водоснабжения населённого пункта ст. Суроватиха.

На заседании земского собрания 21.04.2011 года он обратился с устным вопросом к Абрамову А.Д. по поводу ответа на депутатское обращение, но ответа или разъяснений не получил. Ответ на своё обращение он получил только 10.06.2011 года за подписью Главы администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамова А.Д..

Заявитель считает, что Глава администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамов А.Д. нарушил положение ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", где установлен срок 30 дней для предоставления ответа (информации). Продление срока возможно только по письменному мотивированному постановлению должностного лица с вручением такого документа заявителю, но не более чем на 30 дней.

Заявитель считает, что полученный с двухмесячным нарушением срока рассмотрения ответ должностного лица не может свидетельствовать, что права лица подавшего обращение не нарушены. Нарушено не только его право депутата на своевременное получение информации, но и его избирателей, перед которыми он должен отчитываться по результатам своей работы по поступившим наказам и обращениям.

Заявитель просит суд признать незаконным бездействие Главы Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамова А.Д. выразившееся в нарушении сроков установленных положением ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", «Устава Дальнеконстантиновского района Нижегородской области» от 28.06.2005 года № 35/45, Постановлением Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области от 31.03.2008 года № 15 «Об Административном регламенте рассмотрения обращения граждан в администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области», при рассмотрении обращения депутата Земского собрания Дальнеконстантиновского района Нижегородской области по избирательному округу № 10 Кирюхова В.А., нарушающим право на свободное и своевременное получение информации.

Представитель заинтересованного лица Чванов В.А. пояснил в судебном заседании, что 05.03.2011 года на имя Главы администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамова А.Д. поступило обращение депутата Земского собрания Кирюхова В.А.. Обращение было зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции. Главой района обращение было передано для исполнения начальнику управления сельского хозяйства Денисову Н.К. и заведующему отделом ЖКХ Серову А.Н., контроль по исполнению должен осуществлять глава администрации либо лицо его замещающее. Обращение было утеряно и не могли его найти. При передаче дел от Серова А.Н. переходящего на другую должность новый руководитель Белянина Л.И. нашла это обращение и был дан официальный ответ.

Представитель заинтересованного лица пояснил, что сроки рассмотрения обращения депутата Кирюхова В.А. предусмотренные федеральным, муниципальным законодательством, а также Уставом района, нарушены. Администрация района понимает, что за ошибки муниципальных служащих ответственность несёт Глава администрации.

Заслушав стороны, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

Заявитель и представитель заинтересованного лица подтвердили в судебном заседании возможность рассмотрения дела без участия Главы администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамова А.Д.. У суда нет оснований настаивать на обязательной явке Главы администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамова А.Д. в судебное заседание.

Стороны заявили суду, что считают представленные доказательства достаточными для вынесения решения по делу, дополнительные доказательства предоставлять не желают.

Из положения ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" следует:

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Из положения ст. 32 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует:

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 16 «Устава Дальнеконстантиновского района Нижегородской области» от 28.06.2005 года № 35/45 предусмотрено:

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

3. За нарушение порядка и срока рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области от 31.03.2008 года № 15 «Об Административном регламенте рассмотрения обращения граждан в администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области» пункт 3 предусматривает:

3.2 Орган местного самоуправления или должностное лицо:

3.2.1 Обеспечивает объективное всестороннее рассмотрение обращения в течениё 30 дней со дня регистрации, в исключительных случаях срок может быть продлён должностным лицом, но не более чем на 30 дней.

3.22 даёт письменный ответ по существу поставленных вопросов.

3.3 Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или другому должностному лицу.

3.4 Ответы исполнителей на обращения подписываются руководителем органа местного самоуправления должностным лицом либо уполномоченным на то лицом, регистрируются, учитываются и анализируются в управлении делами, отправляются по почте заявителю.

3.5 Продление сроков исполнения поручений возможно только должностным лицом, установившим срок исполнения.

3.6 Заявление или обращение снимается с контроля: - если вопрос решён положительно; - если органом местного самоуправления района дан обоснованный отказ в выполнении требования гражданина и должностное лицо, давшее поручение рассмотреть обращение, согласно с доводами исполнителя.

3.7 Управление делами администрации района регулярно (ежемесячно) информирует главу администрации района о количестве, характере обращений, о соблюдении сроков и результатах рассмотрения обращений.

3.9 Управление делами проводит работу по контролю за сроками подготовки ответов на обращения, по обобщению результатов работы по рассмотрению обращений, своевременно готовит соответствующие отчёты по работе с обращениями граждан главе администрации района и в вышестоящие органы.

Из положения ст. 47 Регламента Земского собрания Дальнеконстантиновского района Нижегородской области следует:

  1. Депутат Земского собрания по вопросам, связанным с осуществлением

своих полномочий вправе направить письменное обращение в органы местного самоуправления, а также организации и учреждения, расположенные на территории района.

  1. Ответ на обращение депутата, запрашиваемые документы и сведения

предоставляются руководителями и должностными лицами в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. При этом предоставление сведений осуществляется в порядке установленном законодательством РФ.

Согласно представленных суду ксерокопий записей в журнале регистрации входящей и исходящей корреспонденции администрации района следует, что обращение депутата Кирюхова В.А. зарегистрировано 05.03.2011 года за № 897, с отметкой о передаче главой администрации документа на исполнение Денисову Н.К. - начальнику управления сельского хозяйства района и Серову А.Н. - заведующему отделом ЖКХ администрации (на тот момент), а ответ направлен за подписью Беляниной Л.И. 10.06.2011 года (№ регистрации 1288).

Как разъяснил в Постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 Пленум Верховного Суда РФ «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ»:

пункт 25: - При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

пункт 28: - Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Стороной заявителя доказано в судебном заседании, что имело место нарушение положения федерального и муниципального законодательства Главой администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамова А.Д., выразившееся в нарушении сроков рассмотрения письменного обращения депутата Земского собрания района.

Срок обращения в суд установленный ст. 256 ГПК РФ заявителем не пропущен.

В судебном заседании установлено и признано представителем заинтересованной стороны, что Глава администрации района несёт ответственность за исполнение федерального и муниципального законодательства, Устава района, в части работы с обращениями граждан и депутатскими запросами. Именно его обязанность осуществлять контроль за работой с обращениями граждан.

Направленный заявителю со значительным нарушением срока рассмотрения ответ на его обращение, не является основанием устраняющим ответственность должностного лица за допущенное нарушение закона.

Суд не считает необходимым возлагать в силу положения ст. 206 ГПК РФ на Главу администрации района обязанность устранить допущенное нарушение закона, поскольку оно устранено до подачи жалобы в суд.

Руководствуясь ст.ст. 254, 255, 257, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Главы Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Абрамова А.Д. выразившееся в нарушении сроков установленных положением ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", «Устава Дальнеконстантиновского района Нижегородской области» от 28.06.2005 года № 35/45, Постановлением Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области от 31.03.2008 года № 15 «Об Административном регламенте рассмотрения обращения граждан в администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области», при рассмотрении обращения депутата Земского собрания Дальнеконстантиновского района Нижегородской области по избирательному округу № 10 Кирюхова В.А., нарушающим право на свободное и своевременное получение информации.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                  А.В. Кляин

***