По делу ~~ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Д-Константиново 12 марта 2012 года Д-Константиновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Логиновой О.Л., при секретаре судебного заседания Мосеевой Т.А., с участием истца Ефремовой В.И., представителем истца - адвоката Плешкан И.А., представителя войсковой части № 32193-Вязуна Г.А., Лысовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремовой В.И. к администрации Д-Константиновского района Нижегородской области, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, войсковой части 32193, ФГ КЭУ «82 КЭЧ»о признании незаконным действия (бездействия) по не включению в списки участников подпрограммы, по не включению в сводные списки граждан, изъявивших желание получить сертификат, о признании участником подпрограммы, о признании приобретшей право на получение государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, УСТАНОВИЛ: Ефремова В.И. обратилась в суд с иском к администрации Д-Конс-тантиновского района Нижегородской области, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, войсковой части 32193, ФГ КЭУ «82 КЭЧ»о признании незаконным действия (бездействия) по невключению в списки участников подпрограммы, по невключению в сводные списки граждан, изъявивших желание получить сертификат, о признании участником подпрограммы, о признании приобретшей право на получение государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, мотивируя свои требования тем, что она является гражданским лицом - пенсионером по старости, не военнослужащей, фактически проживающей в закрытом военном городке Дальнее Константиново-5. Законодателем данный населенный пункт отнесет к категории закрытого военного городка - Распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N 752-р. Она является нанимателем жилого помещения по адресу своего проживания - .... Заседанием жилищной комиссии в/ч 32193 согласно протокола № 14 от 14.11.2005 года она включена в списки кандидатов ГСЖ. В течение времени с момента включения ее в списки кандидатов на получение ГЖС до настоящего момента, она не стала обладателем такового в силу нарушений, допущенных ответчиками. Учитывая допущенные нарушения по не предоставлению сертификата с целью приобретения иного жилого помещения за пределами закрытого военного городка, она намерена привлечь ответчиков к гражданско-правовой ответственности путем признания бездействий (действий) незаконными и возложения обязанности предоставить соответствующий сертификат. Изначально ее право на участие в подпрограмме "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ" НА 2004 - 2010 ГОДЫ, ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ закреплено в 4 пункте правил выпуска и погашения.,,, как: Кроме того, право на получение сертификата имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). А в последующем подтверждено Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в связи с утратой силы предыдущего постановления, что отражено в п.5 Правил п.п. «Б». В соответствии с п. 6 она изъявила желание участвовать в подпрограмме. В соответствии с п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения в отношении ее равен 33 кв.м., при применении п. п. б п. 16.1 Правил. В соответствии с п. 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют в отношении истца: Федеральный орган исполнительной власти, в котором законодательством РФ предусмотрена военная служба. В соответствии с п. 19 Правил истец подала в в\ч заявление об участии по форме согласно приложения с приложением всей достаточных и необходимых документов по п.п. А п. 19 Правил. В соответствии с п. 21 органы исполнительной власти организуют работу по проверке документов, предоставленных по п. 19 Правил. И кроме того, вторым абзацем данного пункта 21 - по результатам проверки принимается решение о признании либо отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Истец была включена в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Истец подлежала включению в сводный список. Орган местного самоуправления подлежал информированию по п. 30 Правил и вследствие этого до нее подлежала донесению информация о включении в список. С целью реализации в МО РФ постановления Правительства издан приказ № 215 от 20.06.2006 года. В сентябре 2011 года ей стало известно, что ее документы не приняты для рассмотрения Управлением жилищного обеспечения МО РФ безмотивно. Таким образом, до настоящего времени она, являясь одиноко проживающим пенсионером, испытывая трудности с реализацией Конституционных прав, в т.ч. на жилье и другие, не получила ГЖС и не имеет информации о возможности его получения в соответствии с нормативно-правовыми актами. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ. Представитель истца Плешкан И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и дал пояснения в соответствии с ними. Представитель в/ч 32193 Вязун Г.А. исковые требования не признал и пояснил, что заседанием жилищной комиссии войсковой части 32193, протокол № 14 от 14.11.2005 года Ефремова В.И. включена в списки кандидатов на ГЖС, согласно подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. Одна из категорий граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в подпрограмме - это граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, к данной категории была отнесена и истец Ефремова В.И.. Во-вторых, жилищной комиссией войсковой части 32193 в ФГ КЭУ «82 КЭЧ района» г. Балабаново был направлен пакет документов истца исх. № Т/3231 от 9 декабря 2005 года для согласования списка на получение ГЖС. В-третьих, командованием войсковой части 32193 направлялись списки граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2011 году в войсковую часть 78469 г. Москва исх. т/2426 от 16 августа 2010 года и в ФГ КЭУ « 82 КЭЧ района» г. Балабаново исх. т/2425 от 16 августа 2010 года. Согласно Указаниям заместителя Министра обороны Российской Федерации Шевцовой Т.В. от 24.06.2011 года № 194/01/4743 учетные дела всех участников подпрограммы на получение ГЖС по Д-Константиновскому гарнизону были представлены во 2- ой отдел «Западрегионжилье» г. Нижний Новгород исх т/1916 от 09.08.2011 года. Указанное учреждение не приняло учетные дела в отношении гражданского населения Д- Константиново - 5. Таким образом, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10.06.2006 года № 215 жилищной комиссией войсковой части были предприняты все действия, в пределах ее полномочий, поэтому войсковая часть 32193 не может являться ответчиком по исковому заявлению Ефремовой В.И.. Представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГ КЭУ «82 КЭЧ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Администрация Д-Константиновского района Нижегородской области в судебное заседание не явилась, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, поскольку участники надлежащим образом извещены о времени и месте слушания данного дела, истец согласен на рассмотрение дела в их отсутствие, то суд считает возможным рассмотреть данное дело без их участия. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Ефремова В.И. зарегистрирована по месту жительства в закрытом военном городке Д-Константиново-5, ..., Д-Конс-тантиновского района Нижегородской области. Согласно ордеру, выданному Ефремовой В.И.., данное жилое помещение является служебным (л.д. 28-29) Доказательств иного суду не представлено. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р, военный городок Д-Константиново-5 включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ. Ефремова В.И. является гражданским лицом, пенсионером, не военнослужащей, проживающей в закрытом военном городке. В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы Ефремова В.И. имеет право на получение государственного жилищного сертификата, как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а»-«д» и «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации ГЖС, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан-участников подпрограммы не имеющими жилых помещений является: - отсутствие жилых помещений для постоянного проживания, - проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; - проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. В отношении Ефремовой В.И. имеются основания для признания ее, не имеющей жилого помещения, поскольку она проживает в закрытом военном городке в жилом помещении специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Во исполнение постановления Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» приказом Министра обороны РФ № 215 от 10 июня 2006 года утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатом и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи ГЖС. Для участия в подпрограмме граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, подают заявление (рапорт) по установленной форме, в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. Указанное заявление (рапорт) подлежит регистрации в установленном порядке. Вместе с заявлением предоставляется соответствующий пакет документов. Командир войсковой части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений. Документы, указанные в п. 2 данного Порядка, и содержащиеся в них сведения, проверяются в довольствующей квартирно-эксплуатационной части района. По итогам проверки жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 01 января по 01 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году. Жилищная комиссия воинской части до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список формируется по каждой категории граждан в той хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь. Данные сведения направляются командирами воинских частей до 01 сентября года, предшествующего планируемому, в управление военных округов, иные органы военного управления. Органы военного управления до 01 сентября года, предшествующего планируемому, представляют сведения о количестве граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ. В Управлении по реализации жилищных программ готовятся сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год, которые в установленном порядке представляются до 01 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы. В двухнедельный срок после получения от государственного заказчика подпрограммы контрольных цифр бюджетных средств по категориям граждан, предусматриваемых к выделению Министерству обороны на планируемый год, в Управлении по реализации жилищных программ на основании полученных сведений о количестве граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, прогноза о количестве военнослужащих, подлежащих увольнению в планируемом году и признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений, а также нормативов стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, подготавливается план распределения сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году, между органами военного управления, который предоставляется на утверждение начальнику Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ. Выписки из утвержденного плана распределения на год доводятся до соответствующих органов военного управления. После получения выписки орган военного управления в двухнедельный срок распределяет сертификаты между подчиненными воинскими частями и доводит до них сведения о количестве сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году. При получении сведений о количестве сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году, жилищная комиссия воинской части на основании списков граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в двухнедельный срок формирует список состоящих на учете в воинской части граждан - получателей сертификатов в планируемом году (список получателей сертификатов). Одновременно формируется список граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в планируемом году. Списки получателей сертификатов и списки резерва формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели ГЖС были поставлены в воинской части на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков - в последовательности, в какой их заявления на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в списки получателей сертификатов и списки резерва ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том же году, но не имеющим права на получение сертификата в первую очередь. Список получателей сертификатов и список резерва направляется воинской частью на проверку и согласование в довольствующую КЭЧ района. Органы военного управления, руководствуясь списками получателей сертификатов, по установленной в них очередности составляют сводные списки граждан-получателей сертификатов на соответствующий период. Указанные сводные списки направляются в Управление по реализации жилищных программ для проверки. Представленный сводный список получателей сертификатов по органу военного управления является основанием для включения граждан в сводный список граждан-получателей сертификатов по Министерству обороны РФ. В случае, если при проверке в Управлении по реализации жилищных программ сводных списков получателей ГЖС по органам военного управления выявлены несоответствия в сведениях по отдельным гражданам - участникам подпрограммы, указанным управлением подготавливается решение, которое направляется в орган военного управления, представивший этот список для устранения выявленных нарушений. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обеспечивает и организует получение бланков сертификатов. В ходе рассмотрения дела установлено, что Ефремова В.И. решением жилищной комиссии в/ч 32193 включена в список на получение ГЖС по войсковой части №32193 в 2011 году (л.д.51-53). Ефремова В.И. состоит в очереди на получение ГЖС с 06.09.2005 года. Список кандидатов на получение ГЖС с кандидатурой Ефремовой В.И. направлялся в Министерство обороны РФ. Однако со времени включения ее в списки кандидатов на получение ГЖС Министерством обороны сертификаты не выдаются на граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков. Согласно ответу ВРИО командира войсковой части 95501-И (л.д. 104-105 ) на основании заявления от 06.09.2005 г. Ефремова В.И. была включена в число участников Подпрограммы как подлежащая переселению из закрытого военного городка. К подлежащим в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации Подпрограммы» обеспечению государственными жилищными сертификатами в первоочередном порядке гражданам, признанным в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилых помещений, Ефремова В.И. не относится, так как обеспечена двухкомнатной квартирой для постоянного проживания № ... ...(общей площадью 47,34 кв.м.). Должностными лицами 82 квартирно-эксплуатационной части списки граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка Дальнее- Константиново-5, представлены в инженерно-техническое управление Ракетных войск стратегического назначения (копия приложения к указанному списку прилагается). Во исполнение требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 г. № 215 «Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов» инженерно-техническое управление РВСН ежегодно представляло в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны (до 2010 года ФГУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих») сведения о потребности Ракетных войск стратегического назначения в государственных жилищных сертификатах, в том числе в отношении граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Вместе с тем, в связи с ограниченным финансированием подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», руководителями указанных ведомств принимались решения о первоочередном направлении выделенных средств на обеспечение государственными жилищными сертификатами граждан, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений, увольняемых (уволенных) с военной службы, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих. В соответствии с указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации Т.В.Шевцовой от 12 ноября 2010 г. № 205/2/751, в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны были представлены сводные списки граждан-получателей сертификатов от Ракетных войск стратегического назначения, в том числе списки граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка Дальнее-Константиново-5 (копии указаний и списка прилагаются). Вместе с тем, оформление государственных жилищных сертификатов было произведено только в отношении граждан, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений, имеющих в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации Подпрограммы» право на первоочередное обеспечение жилищными сертификатами. Оформление сертификатов для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не было произведено в связи с нехваткой денежных средств. В 2011 году оформление и выдача государственных жилищных сертификатов производились Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации через свои региональные управления. Между тем, Ефремова В.И., как гражданин - участник подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», подлежащая переселению из закрытого военного городка, кроме того, проживающий в служебном жилом помещении и не имеющий другого жилого помещения для постоянного проживания, пенсионер, утративший связь с министерством обороны РФ, имеет право на социальные выплаты для обеспечения жилым помещением в первоочередном порядке. Данное право Ефремовой В.И. нарушено бездействием Министерства обороны РФ, выразившемся в непредставлении заявителю Государственного жилищного сертификата. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения дела установлено, что бездействием должностных лиц Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения нарушены права гражданки Ефремовой В.И., а именно ее право на жилище. При таких обстоятельствах заявление Ефремовой В.И. является обоснованным и подлежит удовлетворению в части обязания выдать государственный жилищный сертификат. В остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку они заявлены не обоснованно, в силу их исполнения соответствующими органами. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ефремова В.И. к администрации Д-Константиновского района Нижегородской области, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, войсковой части 32193, ФГ КЭУ «82 КЭЧ» о признании незаконным действия (бездействия) по не включению в списки участников подпрограммы, по не включению в сводные списки граждан, изъявивших желание получить сертификат, о признании участником подпрограммы, о признании приобретшей право на получение государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, удовлетворить частично. Признать бездействие Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в невыдаче Ефремовой В.И. государственного жилищного сертификата, незаконным, нарушающим права гражданина. Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Д-Константиновский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления его в окончательной форме. Судья О.Л.Логинова