Решение о о возложении обязанности выполнить действия по оформлению в собственность объекта недвижимого имущества



копия

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

21 мая 2012 года                                                                                     р.п. Дальнеконстантиново

Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кляина А.В., секретаря судебного заседания Соболевой С.В., в присутствии: помошника прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Носковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области

-о возложении обязанности выполнить действия по оформлению в собственность Нижегородской области бесхозяйного скотомогильника (захоронения биометрических отходов), расположенного на территории Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области;

-о возложении обязанности принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, выразившихся в организации приведения сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории Дальнеконстантиновского района Нижегородской области рядом с д. Бугры, в соответствии с требованием действующего законодательства, - оградить скотомогильник двухметровым глухим забором, исключающим случайный доступ людей и животных, обозначить скотомогильник табличкой с надписью «Сибирская язва», по всему периметру скотомогильника проложить траншею;

-установления в соответствии с о ст. 206 ГПК РФ срока для совершения вышеуказанных действий;

третьи лица: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Нижегородская сельская администрация Дальнеконстантиновского района Нижегородской области

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предъявил иск в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода к Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности выполнить действия по оформлению в собственность Нижегородской области бесхозяйного скотомогильника (захоронения биометрических отходов), расположенного на территории Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области; третье лицо: Нижегородская сельская администрация Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

Определением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08.11.2011 года по ходатайству стороны истца произведена замена ответчика с Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на Правительство Нижегородской области, дело передано по подсудности в Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Определением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 01.2012 года дело передано по подсудности в Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области.

03.05.2012 года в порядке ст. 39 ГПК РФ в суд поступило исковое заявление прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, выразившихся в организации приведения сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории Дальнеконстантиновского района Нижегородской области рядом с д. Бугры, в соответствии с требованием действующего законодательства, - оградить скотомогильник двухметровым глухим забором, исключающим случайный доступ людей и животных, обозначить скотомогильник табличкой с надписью «Сибирская язва», по всему периметру скотомогильника проложить траншею;

третьи лица: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Нижегородская сельская администрация Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

В обоснование иска прокурора указал, что согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1. ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст. 11, 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Порядок утилизации, уничтожения, биологических отходов, а также правила размещения, строительства и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов (скотомогильников), регламентированы Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2-496 и санитарно-эпидемиологическими правилами СП 13.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила». В ходе проверки установлено, что на территории Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района, рядом с д. Бугры расположен бесхозяйный скотомогильник. В соответствии с выпиской Управления Федеральной регистрационной службы №12/008/2008-87 от 30.04.2008 года указанный объект внесен в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. В нарушение «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Р. Ф.от 04.12.1995 года 3-7-2/469 указанный скотомогильник не огорожен двухметровым глухим забором, исключающим случайный доступ людей и животных, не обозначен табличкой с надписью «Сибирская язва», по всему периметру скотомогильника нет траншеи. На основании ст. 21 ч 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. В силу подп.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий, согласно подп. «ц» п.2 ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, в субъекта Российской Федерации могут находится скотомогильники. В силу п. 7.1. СП 13.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 38 Устава Нижегородской области, правительство является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность. Из приведенных правовых норм следует, что обязанности по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с организаций приведения вышеназванного сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с требованиями действующего законодательства, возложена на Правительство Нижегородской области.

Неисполнение Правительством Нижегородской области обязанности по приведению сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с требованиями действующего законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании прокурор пояснил, что на ранее заявленном требовании к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности выполнить действия по оформлению в собственность Нижегородской области бесхозяйного скотомогильника (захоронения биометрических отходов), расположенного на территории Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, не настаивает.

На удовлетворении исковых требований о возложении обязанности принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, выразившихся в организации приведения сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории Дальнеконстантиновского района Нижегородской области рядом с д. Бугры, в соответствии с требованием действующего законодательства, - оградить скотомогильник двухметровым глухим забором, исключающим случайный доступ людей и животных, обозначить скотомогильник табличкой с надписью «Сибирская язва», по всему периметру скотомогильника проложить траншею, прокурор настаивает. Полностью подтверждает обоснование иска указанное в исковом заявлении от 03.05.2012 года.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. В заявлении указано, что ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не носит императивного характера, а лишь предусматривает возможность иметь в собственности субъекта РФ указанные объекты, но не предписывает обращать скотомогильники, не имеющие собственников, в собственность именно субъектов РФ.

В силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов N 2 13-7-2/469, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации, 04.12.1995 г., ответственность возлагается только на местную администрацию, в ведении которой находится такой объект.

Новое требование предъявлено в порядке ст. 39 ГПК РФ, его необходимо рассмотреть в отдельном производстве, в иске прокурору отказать.

От третьего лица Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области поступила телефонограмма о рассмотрении дела без их участия.

Третье лицо Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание представило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В заявлении указано, что требование предъявлено к ненадлежащему ответчику, таковым должно быть Территориальное управление Федерального агентство по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.

Прокурор согласен на рассмотрение дела в отсутствие ответчика и третьих лиц.

По правилу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика и третьих лиц.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Обращение в суд Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенно круга лиц вызвано несоблюдением требований действующего законодательства «Об устройстве, санитарном состоянии и оборудовании скотомогильника», что влечет угрозу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения. Отсутствие ограждений скотомогильника, а также соответствующих предупреждающих табличек представляет опасность для здоровья населения и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, приводит к ущемлению прав граждан на благоприятную окружающую; среду и на безопасные условия проживания, может причинить вред их жизни здоровью.

Судом установлено, что в ходе проведенной Прокурором проверки выявлено, что сибиреязвенный скотомогильник расположенный на     территории Дальнеконстантиновского района Нижегородской области рядом с д. Бугры, не огорожен двухметровым глухим забором, исключающим случайный доступ людей и животных, не обозначен табличками с надписью "Сибирская язва", отсутствует траншея по периметру скотомогильника, не соответствует требованиям законодательства.

Указанные нарушения подтверждаются Актом проверки сибиреязвенного скотомогильника рег. № С-20/20 от 02.05.2012 года, проведенной прокуратурой Дальнеконстантиновского района Нижегородской области совместно с главным Госветинспектором Арзамасского, Вадского, Дальнеконстантиновского, Шатковского районов и г. Арзамаса Морозовым Г.Д., главой Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Ивановой Л.Р.. Установлено, что сибиреязвенный скотомогильник имеет ветеринарно-санитарную карточку, расположен п адресу: Дальнеконстантиновский район, д. Бугры, около автотрассы Н-Новгород-Саранск на расстоянии 70 метров и 500 метров от пастбищных угодий. Общая площадь 100 кв.м.. Удаление от ближайшего населенного пункта д. Бугры 300 метров, от водоема 2 000 м. По периметру огорожен деревянными слегами. В ходе проверки выявлены нарушения: отсутствует глухое ограждение (забор), нет траншеи по периметру скотомогильника, отсутствует обозначение объекта - табличка с надписью «Сибирская язва», что является нарушением «ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» Утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, ч. 5 п. 5.6, зарегистрированы в Минюсте РФ 05.01.1996 г..

В Едином государственном реестре прав бесхозяйный скотомогильник сибиреязвенный зарегистрирован 30.04.2008 г.: кадастровый номер (условный) 52-52-12/008/2008-087; адрес: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, д. Бугры, № 350; назначение объекта: захоронение биометрических отходов.

Таким образом, скотомогильник бесхозяйный, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.

Согласно ст.ст. 5, 6 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий, согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники.

Возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.

В силу п. 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП р. 1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 1, 11 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 г. N 129-3 "О Правительстве Нижегородской области", Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области.

В силу ст. 16 указанного Закона, Правительство Нижегородской области принимает и реализует областные целевые программы в области охраны окружающей среды; участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами; осуществляет в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, природопользования и землепользования иные полномочия, установленные федеральными законами, законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Постановлением Правительства Нижегородской области утверждена областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011 - 2013 года", в рамках которой предусмотрено финансирование работ по выполнению проектов и дальнейшей консервации сибиреязвенных скотомогильников на территории Нижегородской области.

Изложенное свидетельствует о принятии правительством Нижегородской области мер по консервации бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников. Однако данные мероприятия предполагают проведение капитальных работ, связанных с оборудованием и консервацией скотомогильников.

Прокурор заявляет требования об организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, для чего просит обязать правительство организовать работы по возведению забора вокруг скотомогильника и установлению предупреждающих табличек, прокопать по периметру траншею.

Суд считает, что данные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как именно Правительство Нижегородской области, как исполнительная власть субъекта РФ, осуществляет организацию мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений.

Довод ответчика о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов N 2 13-7-2/469, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации, 04.12.1995 г., возлагается только на местную администрацию, в ведении которой находится такой объект, не может быть признан обоснованным, поскольку полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области не передавались.

Довод ответчика о необходимости рассмотрения измененного требования прокурора в отдельном производстве, не может быть признан обоснованным. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленным требованиям. Однако, суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет исковых требований определяет истец. Суд не может самостоятельно, по собственной инициативе изменять предмет и основания заявленного требования.

По смыслу ст. 9 ГК РФ, ст. ст. 3, 4, 39, 196 ГПК РФ, только истцу принадлежит право определять ответчика, предмет и основание иска, а суд рассматривает и разрешает заявленные требования по основаниям, указанным истцом.

Ходатайство третьего лица Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области о замене стороны ответчика с Правительства Нижегородской области на Территориальное управление Федерального агентство по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, удовлетворению не подлежит. Ответчик ходатайство о замене ненадлежащего ответчика не заявлял. Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области самостоятельных требований не заявляло, статус ответчика по делу не имеет (определение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08.11.2011 года о замене ответчика с Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на Правительство Нижегородской области).

Иск прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности выполнить действия по оформлению в собственность Нижегородской области бесхозяйного скотомогильника (захоронения биометрических отходов), расположенного на территории Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, удовлетворению не подлежит. Прокурор в судебном заседании заявил, что не настаивает на рассмотрении указанного иска.

В силу ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст. ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности выполнить действия по оформлению в собственность Нижегородской области бесхозяйного скотомогильника (захоронения биометрических отходов), расположенного на территории Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, отказать.

Возложить обязанность на Правительство Нижегородской области принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, выразившихся в организации приведения сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории Дальнеконстантиновского района Нижегородской области рядом с д. Бугры, в соответствии с требованием действующего законодательства, - оградить скотомогильник двухметровым глухим забором, исключающим случайный доступ людей и животных, обозначить скотомогильник табличкой с надписью «Сибирская язва», по всему периметру скотомогильника проложить траншею.

Установить Правительству Нижегородской области срок совершения вышеуказанных действий - 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                  А.В. Кляин

***