По делу № 2-314/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июня 2012 года р.п. Д-Константиново Д-Константиновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Логиновой О.Л., при секретаре судебного заседания Мосеевой Т.А., с участием старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В., представителя министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Щукина Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Белозёровского сельского Совета Д-Константиновского района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления и ликвидировать свалки твердых бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Белозёровского сельского Совета Д-Конс-тантиновского района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления и ликвидировать свалки твердых бытовых отходов, мотивируя тем, что в мае текущего года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории администрации Белозёровского сельсовета Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, в 800м восточнее с. Помра вдоль лесополосы организована свалка ТБО и строительных материалов. Объем свалки около 300 м куб., площадь занимаемая свалкой 85 кв.м., с левой стороны автомобильной дороги р.п. Дальнее Константинове - д. Устама на склоне оврага организована несанкционированная свалка бытовых отходов, свалка занимает площадь около 7 кв.м, объем свали около 30 куб.м. Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, т. к. разрешительная документация на указанные свалки отсутствует, земельные участки под размещение данных свалок надлежащим образом не отведены. Отходы складируются на незащищенных земельных участках, при взаимодействии, с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории администрации, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земли, грунтовых вод и др.) В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются: -предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; -обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности. Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом обследования территории, составленного специалистами Кстовского межрайонного отдела Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 12.05.2012 г. и фототаблицей. На указанные места складирования отходов отсутствуют утвержденные проекты с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст. 37 ч. 1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой строительство сооружений и иных объектов должно осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Кроме этого, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение вышеуказанных свалок, что является нарушением ст. 12 п.п. 1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды. Однако администрация Белозёровского сельсоветаДальне-константиновского района Нижегородской области исчерпывающих мер по получению разрешительной документации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов в вышеуказанном месте не принято. Таким образом, данные свалки являются экологически опасными объектами, складирование отходов в указанных местах не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. ст.1 закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.96 г. N45-3 следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации. В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на органы местного самоуправления поселений в области обращения с отходами возложены полномочия по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов. Аналогичные по содержанию нормы содержатся в ст. 4 п. 18 Устава Белозеровского сельсовета Дальнеконетантиновского района Нижегородской области. Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровью населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированной свалки в указанном месте не создаст опасность причинения вреда в будущем. Представитель истца - старший помощник прокурора Обухова Т.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, дав пояснения в соответствии с исковыми требованиями. Представитель ответчика Белозеровской сельской администрации Д-Константиновского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Поскольку Белозеровская сельская администрация Д-Константиновского района Нижегородской области надлежащим образом извещена о времени и месте слушания данного дела, истец согласен на рассмотрение дела в отсутствие ответчика, то суд считает возможным рассмотреть данное дело без участия представителя ответчика. Представитель министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Щукин Ю.Н. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в судебном заседании, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации. В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на органы местного самоуправления поселений в области обращения с отходами возложены полномочия по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются: -предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; -обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности. Ст. 37 ч. 1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой строительство сооружений и иных объектов должно осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Кроме этого, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение вышеуказанных свалок, что является нарушением ст. 12 п.п. 1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды»" эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды. Как установлено в судебном заседании на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории администрации Белозёровского сельсовета Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, в 800 м восточнее с. Помра вдоль лесополосы организована свалка ТБО и строительных материалов. Объем свалки около 300 м куб., площадь занимаемая свалкой 85 кв.м., с левой стороны автомобильной дороги р.п. Дальнее Константинове - д. Устама на склоне оврага организована несанкционированная свалка бытовых отходов, свалка занимает площадь около 7 кв.м, объем свали около 30 куб.м. Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, т. к. разрешительная документация на указанные свалки отсутствует, земельные участки под размещение данных свалок надлежащим образом не отведены. Отходы складируются на незащищенных земельных участках, при взаимодействии, с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории администрации, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земли, грунтовых вод и др.)- В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. На основании изложенного и с учетом признания иска ответчиком суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с его законностью и обоснованностью. Руководствуясь ст.ст. 45, 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Белозёровского сельского Совета Д-Константиновского района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления и ликвидировать свалки твердых бытовых отходов удовлетворить. Обязать администрациюБелозеровскогосельсовета Дальне-константиновского района Нижегородской области организовать мероприятия по сбору и вывозу отходов производства и потребления на территории администрации Белозеровского сельсовета Дальнеконстантивновского района Нижегородской области и ликвидировать свалки ТБО, расположенные в 800м восточнее с. Помра вдоль лесополосы имеется свалка ТБО и строительных материалов. Объем свалки около 300 м куб., площадь занимаемая свалкой 85 кв.м., с левой стороны автомобильной дороги р.п. Дальнее Константиново - д. Устама на склоне оврага имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, свалка занимает площадь около 7 кв.м, объем свалки около 30 куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении до 1 октября 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Д-Константиновский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья О.Л.Логинова