По делу № 2-289/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июня 2012 года р.п. Д-Константиново Д-Константиновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Логиновой О.Л., при секретаре судебного заседания Мосеевой Т.А., с участием истца Князевой О.Ю., представителя истца Белкина Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князевой О.Ю. к Администрации Д-Константиновского района об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Князева О.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Д-Конс-тантиновского района об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, мотивируя тем, что она является лицом из числа детей-сирот. Ее родители решениями Дальнеконстантиновского районного суда были лишены родительских прав. В период с 17.01.1996 г. по 31.08.2000 года Князева (Литвинова) О. Ю. находилась на полном государственном обеспечении в Богоявленском детском доме. С 2000 г. по 2003 г. обучалась в профессиональном училище в р. .... Жилое помещение за Князевой (Литвиновой) О. Ю. закреплено не было. В 2002 году была поставлена в очередь на получение жилья согласно ст. 8 ФЗ- 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Но в 2003 году была исключена из данной очереди по причине замужества. Несмотря на то, что замуж вышла 01.10.2004 года. В соответствие со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 13 Закона Нижегородской области № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения,по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, жилое помещение должно быть предоставлено Князевой (Литвиновой) О. Ю. администрацией Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области за счет средств областного бюджета. В силу Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Истица Князева О.Ю. в судебном заседании исковые требования дополнила в соответствии со ст. 39 ГПК РФ и просила признать ее нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, включить ее в сводный список детей-сирот и детей, нуждающихся в жилом помещении не ниже установленных социальных норм, по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истица Князева О.Ю. в судебном заседании свои исковые требования поддержала, и дала пояснения в соответствии с исковыми требованиями. Представитель истца Белкин Д.Е. исковые требования поддержал и дал пояснения в соответствии с исковыми требованиями. Представитель ответчика Администрации Д-Константиновского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласен. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Министерство социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явилось, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражали против удовлетворения исковых требований. Выслушав объяснения стороны истца, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Судом установлено, что Князева (Литвинова) О.Ю. ,,, года рождения осталась без попечения родителей: матери Литвиновой В.В., лишенной родительских прав решением Д-Константиновского районного суда от 23 мая 1995 года; отца - Литвинова Ю.В., признан безвестно отсутствующим с 01 января 1996 года решением Д-Константиновского районного суда Нижегородской области от 09 апреля 2003 года. Таким образом, судом установлено, что истец Князева (Литвинова) О.Ю., имела статус ребенка оставшегося без попечения родителей, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Князева (Литвинова) О.Ю. имеет возраст более 23-х лет. Как следует из преамбулы Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года№ 159-ФЗ, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, как и вступление в брак, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Судом установлено, что за несовершеннолетней Князевой (Литвиновой) О.Ю. не сохранено право пользования жилым помещением. В 2002 году она была поставлена на очередь на получение жилья, но в 2003 году была исключена из данной очереди по причине замужества, несмотря на то, что замуж вышла 01.10.2004 года. В 2003 году Князева (Литвинова) О.Ю. окончила обучение в профессиональном училище в р..... В настоящее время Князева (Литвинова) О.Ю. проживает в доме мужа. Согласно данным Кстовского отдела Управления Росреестра Нижегородской области Князева (Литвинова) О.Ю. какого-либо жилья на территории Д-Константиновского района Нижегородской области не имеет. В соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. В статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ № 122-ФЗ от 21 декабря 1996 года были внесены изменения, согласно которым «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области, предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области. Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети-сироты»), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 года № 147-3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления (далее - «дети сироты»), обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно. В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117, площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области». Согласно пункту 3 Методических рекомендаций жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список «детей-сирот» на соответствующий финансовый год. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области» сводный список «детей-сирот» составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков «детей-сирот», формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Согласно ч.ч. 2, 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас». В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 г. № 315 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета Согласно п. 1.2 Положения обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем: а) строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области; б) приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области. В соответствии с п. 1.3 указанного Положения жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета и субсидий из федерального бюджета, оформляются в собственность Нижегородской области и предоставляются детям-сиротам по договорам социального найма. В соответствии со ст. 1.4 Положения предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется министерством социальной политики Нижегородской области. В соответствии со ст.12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-З «О жилищной политике в нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере: 1) не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан; 2) не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек; 3) не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не может быть меньше величины, указанной в абзаце первом настоящей части, и не может превышать указанную величину более чем на 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Таким образом, в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям Д-Константиновского района, Нижегородской области и расположенное в черте Д-Константиновского района, Нижегородской области жилое помещение не менее 33 квадратных метров общей площади. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено предоставление лишь жилого помещения. Данным законом и Законом Нижегородской области не предусмотрено, что дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обеспечиваются жилым помещением с учетом членов их семьи. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению. С учетом установленных обстоятельств, Суд считает необходимым возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте Д-Константиновского района Нижегородской области общей площадью не менее 33 кв.метров. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые Князевой (Литвиновой) О.Ю. о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Признать Князеву (Литвинову) О.Ю. нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот. Включить Князеву (Литвинову) О.Ю. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, не ниже установленных социальных норм, по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию Д-Константиновского района Нижегородской области предоставить по договору социального найма Князевой (Литвиновой) О.Ю. жилое помещение в черте Д-Конс-тантиновского района Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Д-Константиновский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья О.Л.Логинова