Дело № 2-73-2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 февраля 2011 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего, судьи Елехина С.В..
при секретаре Ивановой Н.Н.
с участием пом. прокурора Цивильского района ЧР Ефимовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цивильского района Чувашской Республики в защиту интересов Дорониной Елены Николаевны к администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики, Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики о предоставления жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Дорониной Елены Николаевны обратился в суд с иском к администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики, Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что мать Дорониной Елены Николаевны, рождения ДД.ММ.ГГГГ - М., умерла ДД.ММ.ГГГГ. Оставшись без попечения родителей, Доронина Е.Н. в соответствии со ст.51 п.1 ЖК РФ состоит на учете на получение жилого помещения в Цивильском городском поселении Цивильского района Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени ей жилье не предоставлено. В соответствии со ст.57 ч.2 ЖК РФ она имеет право на получение жилья во внеочередном порядке.
Впоследствии прокурор Цивильского района Чувашской Республики уточнил исковые требования и просил обязанность по предоставлению Дорониной Е.Н. жилья во внеочередном порядке возложить на Рындинское сельское поселение Цивильского района Чувашской Республики, на территории которой с ДД.ММ.ГГГГ, она зарегистрирована.
Доронина Е.Н. исковые требования прокурора о предоставлении ей жилья во внеочередном порядке по месте ее проживания поддержала, при этом пояснила, что после смерти матери (отца она не знает), она осталась проживать с бабушкой в <адрес> Чувашской Республики. Окончив в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> среднюю школу, поступила учиться в «Профессиональное училище № <адрес>», где проучилась 3 (три) года. После ее окончания, ДД.ММ.ГГГГ, она родила дочь - А. и стала проживать в доме, принадлежащем отцу ребенка в <адрес>. Еще когда обучалась в школе, ее поставили на получение жилья в Цивильском городском поселении. С регистрации <адрес>, она снялась в конце декабря 2010 года, а фактически там не проживала с 2006 года в виду невозможности проживания..
Представитель ответчика - ведущий специалист-эксперт администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Васильева И.А. исковые требования прокурора о предоставлении жилья поддержала, но при этом уточнила, что в виду того, что истица в настоящее время зарегистирована в Рындинском сельском поселении, обязанность по предоставлению жилья, должно быть возложена на них. Утверждает, что действительно Доронина Е.Н. была поставлена на учет на получение жилого помещения в Цивильское городское поселение в июне 2002 года. В настоящее время все документы (учетное дело) переданы в Рындинское сельское поселение.
Представитель Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики - ведущий специалист-эксперт Алексеева Н.А. исковые требования прокурора о предоставлении жилья Дорониной Е.Н. также поддержала, но при этом указала, что последняя никогда не состояла на учете в получении жилого помещения в их (Булдеевском) сельском поселении. Доронина Е.Н. была лишь зарегистрирована на территории их сельского поселения, а фактически с 2006 года проживает на территории Рындинского сельского поселения.
Представитель Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики - глава Чернов С.А. исковые требования признал и суду пояснил, что при поступлении денежных средств из средств республиканского бюджета на указанные цели, администрацией будут приняты меры по предоставлению жилья Дорониной Е.Н. При этом просит учесть, что в настоящее время Дорониной Е.Н. исполнилось 23 года.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Цивильского районам Чувашской Республики, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился.
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики своего представителя в суд не направил, просит рассмотреть без их участия.
Выслушав обьяснения истца, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Названные конституционные положения свое развитие получили в части 3 статьи 49 Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субьекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом субьекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом субьекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилищных помещениях.
Так в соответствии со ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субьекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субьекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субьектов Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях.
Часть 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ содержит положения, что некоторые категории граждане обеспечиваются жилым помещением вне очереди. Так в соответствии с п.2. ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом «к» части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субьектов Российской Федерации.
Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» определены правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, данные вопросы отражены и в нормативно-правовых актов, органов, местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий, определенных ст.14 Жилищного Кодекса.
Так, в соответствии с ч.2 ст.11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года.
В соответствии с п.4 ст.11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями Российской Федерации, осуществляются за счет федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской республике ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
В соответствии со ст.17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 ч.1 ст.11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики, отдельными государственными полномочиями.
К одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно статье 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», относятся дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Данная норма закреплена также в ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишении свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей -сирот, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 1 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Как видно из материалов дела, мать Дорониной Елены Николаевны - М., умерла ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце в запись акта о рождении Дорониной Е.Н. записаны на основании заявления матери ребенка.
Постановлением главы Цивильской администрации Цивильского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетня Доронина Елена Николаевна, рождения ДД.ММ.ГГГГ, поставлена на учет на получение жилой площади в соответствии с п.1 ст.51 ЖК РФ.
Дорониной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 18 лет (для определения ее к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей) исполнилось ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, на ДД.ММ.ГГГГ, на момент постановки Дорониной Е.Н. на учет на получение жилой площади во внеочередном порядке, она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На момент рассмотрения данного спора истиц Доронина Е.Н. достигла возраста 23 лет, однако социальная поддержка для указанных лиц в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение 23-летнего возраста к моменту предъявления иска в суд не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение, поскольку, как видно из материалов дела, до достижения указанного возраста она уже состояла в очереди на получение жилья.
При таких обстоятельствах полагать, что истица утратила права на льготное обеспечение жильем в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субьектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субьектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субьектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субьекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субьектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субьектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субьектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Согласно п.1 ст.4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 года, 5 мая 2008 года, 1 июня 2009 года) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положениями п.5 ст.14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления. Аналогичные положения закреплены и в Уставе Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Рындинского сельского поселения от 17 ноября 2005 года.
Так, согласно ст.34 данного Устава право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией Рындинского сельского поселения.
Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью не одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.4 ст.12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан, в том числе и для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оставляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Постановлением главы Цивильской администрации Цивильского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетня Доронина Елена Николаевна, рождения ДД.ММ.ГГГГ, поставлена на учет в улучшение жилищных условий в соответствии с п.1 ст.51 ЖК РФ.
Согласно паспортных данных истицы Дорониной Е.Н., с ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в <адрес> Чувашской (Булдеевское сельское поселения Цивильского района Чувашской Республики) и снялась с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес> Чувашкой Республики (Рындинское сельское поселение). Как подтвердила сама истица, данное жилое помещение, где она зарегистрировано, принадлежит отцу ее ребенка, с которым она брак не зарегистрирован.
Согласно сообщения Управления федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, за М., какого-либо недвижимого имущества, в том числе жилого, не имеется.
Из ответа Министерства Финансов Чувашской Республики по запросу суда видно, что в соответствии Законом Чувашской Республики от 07 декабря 2009 года за №71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем по договорам социального найма детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей Цивильскому району Чувашской Республики предусмотрено в 2010 году предоставление субвенций в размере 742,4 тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, у администрации Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, где зарегистрирована истица Доронина Е.Н., имеется обязанность по обеспечению семьи Дорониной Е.Н. в составе двух человек жилым помещением по договору социального найма в размере, не менее 33 квадратных метра в черте населенного пункта, где она проживает, во внеочередном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ :
Обязать администрацию Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики предоставить Дорониной Елене Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на состав семьи из двух человек по установленным нормам.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 (десяти) дней со дня его вынесения.
Председательствующий, судья: подпись имеется С.В. Елехин