О признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости (курсы повышения квалификации - педагог) (вст. в з/с 17.06.2011)



Дело №2-344/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2011 года                                                                                                      г.Цивильск

Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Крыловой В.М.,

при секретаре Ярославлевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Зои Георгиевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии о включении периодов работы в специальный трудовой стаж,

У С Т А Н О В И Л :

Степанова З.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ          (ГУ) в Цивильском районе ЧР - Чувашии о включении периодов работы в специальный трудовой стаж. Исковые требования мотивированы тем, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано, ввиду отсутствия необходимого 25-летнего специального педагогического стажа. В подсчет специального стажа не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 мая 1989 года по 09 июня 1989 года, период нахождения в учебном отпуске с 01 апреля 1985 года по 30 апреля 1985 года. Полагает, что решение ответчика в указанной части является незаконным, указанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку в периоды нахождения в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Прохождение курсов повышения квалификации является обязанностью работника и непосредственно связано с трудовой функцией.

Просит признать решение УПФР в Цивильском районе ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за в указанной части незаконным, обязать УПФР в Цивильском районе включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, взыскать с ответчика в её пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Истица Степанова З.Г. на судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении просит рассмотреть дело без её участия, исковые требования поддерживает в части включения в специальный стаж периода нахождения в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации, в части взыскания расходов по оплате госпошлины от иска отказывается.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе Чувашской Республики-Чувашии Никонорова Э.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Степановой З.Г. не признала, и просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебном отпуске не могут быть включены в специальный трудовой стаж, поскольку педагогическая деятельность в течение полного рабочего дня истицей в эти периоды фактически не выполнялась.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за Степановой З.Г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 пп.19 Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в виду отсутствия требуемого специального трудового стажа.

При этом УПФР не включило в специальный трудовой стаж для исчисления пенсии период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 11 мая 1989 года по 09 июня 1989 года и в учебном отпуске с 01 апреля 1985 года по 30 апреля 1985 года.

Разрешая требования истицы Степановой З.Г. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что действительно в период с 11 мая 1989 года по 09 июня 1989 года истица Степанова З.Г. находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается приказом работодателя.

На данный период за ней сохранялись место работы и должность, в указанный период ей выплачивалась заработная плата, что подтверждается справкой о начислении заработной платы.

Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Прохождение курсов повышения квалификации для истицы Степановой З.Г. является обязательным условием выполнения её работы педагога, поскольку свидетельство о повышении квалификации является основанием для её допуска к осуществлению педагогической деятельности.

Трудовые отношения с истицей на период её нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, в указанные периоды ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления.

Поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года не содержат прямого запрета для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, согласно п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 об оплачиваемых учебных отпусках, периоды обучения приравниваются к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике, исходя также и из того, что трудовые отношения с работниками на период нахождения на курсах повышения квалификации не прерываются, в указанный период они находятся в командировке, им выплачивается заработная плата, из которой производятся все установленные законодательством отчисления, то указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При изложенных обстоятельствах, исключение периода нахождения Степановой З.Г. на курсах повышения квалификации с 11 мая 1989 года по 09 июня 1989 года из специального стажа для исчисления пенсии, суд считает незаконным.

Разрешая требование истицы Степановой З.Г. о включении в специальный трудовой стаж периода нахождения в учебном отпуске, суд исходит из следующего.

В судебном заседании также установлено, что истица Степанова З.Г. в период с 01 апреля 1985 года по 30 апреля 1985 года находилась в оплачиваемом учебном отпуске, что подтверждается приказом работодателя. В данный период за истицей сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата, что подтверждается справкой о начислении заработной платы в указанный период.

Трудовой кодекс РФ установил гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением. Статья 173 ТК РФ предусматривает предоставление таким работникам дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка.

Согласно п.п.4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

При изложенных обстоятельствах, решение Управления Пенсионного фонда об исключении периода нахождения Степановой З.Г. в учебном отпуске с 01 апреля 1985 года по 30 апреля 1985 года из специального стажа для исчисления пенсии суд также считает незаконным.

При таких обстоятельствах, требования истицы в части включения в специальный трудовой стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации и в учебном отпуске в календарном исчислении подлежат удовлетворению.

Определением суда производство по делу в части взыскания расходов по оплате госпошлины прекращено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Цивильском районе Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, Степановой Зои Георгиевны периода нахождения в учебном отпуске с 01 апреля 1985 года по 30 апреля 1985 года, периода нахождения на курсах повышения квалификации с 11 мая 1989 года по 09 июня 1989 года признать незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Цивильском районе Чувашской Республике - Чувашии включить вышеука-занные периоды работы Степановой Зои Георгиевны в специальный стаж работы при назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в календарном исчислении.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через Цивильский районный суд.

Председательствующий:        В.М.Крылова