О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии (вст. в з/с 02.08.2011)



Дело №2-365/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2011 года                                                                                               г.Цивильск

Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Крыловой В.М.,

при секретаре Ярославлевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Любови Вениаминовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Семенова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ)               в Цивильском районе ЧР - Чувашии о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Исковые требования мотивированы тем, что              решением УПФР в Цивильском районе ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального 25-летнего педагогического стажа на дату обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

В специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии не был включен период её работы в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы Цивильского района Чувашской Республики с 01 сентября 1985 года по 01 сентября 1986 года; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03 октября 1985 года по 02 ноября 1985 года, с 03 января 2001 года по 10 января 2001 года, с 12 марта 2001 года по 17 марта 2001 года, с 13 ноября 2006 года по 02 декабря 2006 года, с 28 марта 2011 года по 16 апреля 2011 года; период учебы в Чувашском государственном педагогическом институте им И.Я.Яковлева с 02 сентября 1986 года по 30 июня 1990 года.

Полагает, что вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку считает, что граждане, приобретшие свои пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют их в соответствии с действовавшим в то время законодательством. Указывает, что в период работы истицы в должности старшей пионервожатой и в период учебы в вузе действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР. От 17.12.1959 г. №1397, которое предусматривало включение в стаж работы по специальности период обучения в педагогических учебных заведениях при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках за ней сохранялось рабочее место, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились соответствующие отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд РФ, на курсы повышения квалификации её направлял работодатель, о чем издавались соответствующие приказы.

Просит признать решение УПФР незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы в должности старшей пионервожатой с 01 сентября 1985 года по 01 сентября 1986 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период учебы в Чувашском государственном педагогическом институте им И.Я.Яковлева, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня подачи заявления, т.е. с 12 мая 2011 года. Также просит взыскать с УПФР расходы по оплате услуг представителя в сумме 3000 рублей и по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Истица Семёнова Л.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явилась, в суд направила своего представителя.

           В судебном заседании представитель истицы Лаврентьев В.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования Семеновой Л.В. по изложенным основаниям.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР - Чувашии Игнатьева Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Семеновой Л.В. не признала, и просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что период работы в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы с 01 сентября 1985 года по 01 сентября 1986 года, не может быть засчитан в специальный трудовой стаж, поскольку данная должность не поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период учебы в Чувашском государственном педагогическом институте им.И.Я.Яковлева также не могут быть зачтены в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, т.к. педагогическая деятельность в течение полного рабочего дня истицей в указанные периоды не осуществлялась.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за Семеновой Л.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 пп.19 Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в виду отсутствия требуемого специального трудового стажа.

При этом УПФР не включило в специальный стаж для исчисления пенсии период работы в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы Чувашской Республики с 01 сентября 1985 года по 01 сентября 1986 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03 октября 1985 года по 02 ноября 1985 года, с 03 января 2001 года по 10 января 2001 года, с 12 марта 2001 года по 17 марта 2001 года, с 13 ноября 2006 года по 02 декабря 2006 года, с 28 марта 2011 года по 16 апреля 2011 года; периоды учебы в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я.Яковлева с 02 сентября 1986 года по 30 июня 1990 года.

В соответствии со ст.27 п.1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. №319-ФЗ), досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч.2 ст.55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

           В период работы Семёновой Л.В. в должности старшей пионервожатой действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за №1397, в соответствии с п.2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

           Таким образом, Семёнова Л.В. имеет право на зачет указанного периода в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

          Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

           При таких обстоятельствах периоды работы истицы в должности старшей пионервожатой в <данные изъяты> средней школе Цивильского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Также нельзя согласиться с исключением Управлением Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР - Чувашии из специального стажа Семёновой Л.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что действительно в периоды с 03 октября 1985 года по 02 ноября 1985 года, с 03 января 2001 года по 10 января 2001 года, с 12 марта 2001 года по 17 марта 2001 года, с 13 ноября 2006 года по 02 декабря 2006 года, с 28 марта 2011 года по 16 апреля 2011 года истица Семёнова Л.В. находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается приказами работодателя.

На данный период за ней сохранялись место работы и должность, в указанные периоды ей выплачивалась заработная плата.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Прохождение курсов повышения квалификации для истицы является обязательным условием выполнения его работы как педагога.

Поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года не содержат прямого запрета для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, согласно п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 об оплачиваемых учебных отпусках, периоды обучения приравниваются к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике, исходя также и из того, что трудовые отношения с работниками на период нахождения на курсах повышения квалификации не прерываются, в указанный период они находятся в командировке, им выплачивается заработная плата, из которой производятся все установленные законодательством отчисления, то указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Разрешая требование истицы Семёновой Л.В. о включении в специальный трудовой стаж периода учебы в Чувашском государственном педагогическом институте им.И.Я.Яковлева, суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что действительно в периоды с 02 сентября 1986 года 30 июня 1990 года истица Семёнова Л.В. обучалась в Чувашском государственном педагогическом институте им.И.Я.Яковлева по специальности «педагогика и методика начального обучения», что подтверждается копией диплома.

В спорные периоды учебы истца (до 01 октября 1993 года) действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым было утверждено Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".

Согласно пункту 2 вышеуказанного Положения зачету в педагогический стаж подлежало время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, при условии, если непосредственно этому периоду предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В силу п.4 Положения периоды, указанные в пунктах 1,2,3 подлежали включению при наличии не менее 2+3 специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии, что в соответствии с п.1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года «1-63-И составляло 16 лет 8 месяцев.

Из материалов дела следует, что на момент обращения истицы за назначение пенсии в УПФР в Цивильском районе ЧР специальный стаж составляет 20 лет 6 месяцев 7 дней, что составляет более требуемых 16 лет 8 месяцев.

Из копии трудовой книжки истицы видно, что до поступления на учебу работала старшей пионервожатой, а с 15 августа 1990 года Семёнова Л.В. назначена учительницей начальных классов в <данные изъяты> неполную среднюю школу Цивильского района Чувашской Республики.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что периоду учебы истицы непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, поэтому отказ УПФР в Цивильским районе ЧР - Чувашии во включении данного периода в специальный трудовой стаж также нельзя признать законным.

          Согласно ст.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Из материалов дела следует, что истица Семёнова Л.В. обратилась в УПФР в Цивильском районе ЧР - Чувашии с заявлением о назначении досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

На момент обращения истицы за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (с учетом включения в специальный стаж периода учебы в Чувашской государственном педагогическом институте им.И.Я.Яковлева, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода работы в должности старшей пионервожатой) Семёнова Л.В. выработала необходимый 25-летний специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым назначить Семеновой Л.В.       досрочную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением в УПФР в Цивильском районе ЧР - Чувашии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Истица Семенова Л.В. также просит взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме 3000 рублей и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. В обоснование понесенных расходов, истица представила расписку            о получении представителем денежных средств.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истица за услуги представителя оплатила 3000 рублей, что подтверждается распиской. Исходя из сложности рассматриваемого дела, а также с учетом требований разумности, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 рублей, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

С ответчика также подлежит взысканию в пользу истицы уплаченная ею государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за в части отказа Семеновой Любови Вениаминовне во включении в специальный трудовой стаж периода её работы в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы Чувашской Республики с 01 сентября 1985 года по 01 сентября 1986 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 03 октября 1985 года по 02 ноября 1985 года, с 03 января 2001 года по 10 января 2001 года, с 12 марта 2001 года по 17 марта 2001 года,          с 13 ноября 2006 года по 02 декабря 2006 года, с 28 марта 2011 года по 16 апреля 2011 года; периода учебы в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я.Яковлева с 02 сентября 1986 года по 30 июня 1990 года и в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии включить в специальный трудовой стаж Семеновой Любови Вениаминовны при назначении досрочной трудовой пенсии по старости вышеуказанные периоды работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать сУправления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии в пользу Семеновой Любови Вениаминовны судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 (две) тысячи рублей, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики             путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня вынесения его через Цивильский районный суд ЧР.

Председательствующий:                      В.М. Крылова