Дело № 2 -224/2011 именем Российской Федерации 30 мая 2011 года г. Цивильск Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Елёхина С.В. при секретаре Ивановой Н.Н.. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапуновой Глафиры Михайловны к Федеральному государственному учреждению государственный центр агрохимической службы «Чувашский» о признании приказа незаконным, о признании дополнительного соглашения недействительным, о понуждении заключить дополнительное соглашение с установленными персональным коэффициентом и произвести перерасчет заработной платы У С Т А Н О В И Л : Сапунова Г.М. первоначально обратилась в суд с иском к Федеральному государственному учреждению государственный центр агрохимической службы «Чувашский» (далее - ФГУ ГЦАС «Чувашский») о признании незаконным приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении ответчика заключить с ней дополнительное соглашение к трудовому в соответствии с утверждено Министерством социального развития РФ форме с установленным персональным повышающим коэффициентом, а также обязании ответчика произвести перерасчет заработной платы с учетом установленного персонального повышающего коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения. Исковые требования мотивированы тем, что в ФГУ ГЦАС «Чувашский» она работает с 1994 года в должности главного агрохимика по <адрес> Чувашской Республики, а с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ведущего агрохимика. Все это время она честно и добросовестно выполняет свои обязанности. В апреле 2009 года она оказалась в невыгодной для себя ситуации. Между ее работодателем и ОАО «Ццивильская сельхозхимия» возникли споры по поводу выполнения агрохимических работ. Она была вызвана в Арбитражный Суд Чувашской республики в качестве свидетеля, где дала правдивые показания. После этого со стороны руководства последовало давление, заставляли писать заявление об увольнении по собственному желанию. Обещая, что она обратится в суд, гонения прекратились. Впоследствии при получении заработной платы за 2009 и 2010 годы, она обнаружила, что ее заработная плата уменьшилась. До января 2011 года она думала, что это связано с переходом на новую систему оплаты труда в государственных учреждениях. В конце января 2011 года она узнала, что ее работодателем установлены персональные повышающие коэффициенты для работников, а ей не установлен в связи с тем, что якобы она не исполняла свои обязанности надлежащим образом. При этом ее никто не поставил в известность о наложении на нее какого-либо дисциплинарного взыскания, обьяснения с нее никто не истребовал. Обратившись через юриста к работодателю, ей выдали приказ № и № от ДД.ММ.ГГГГ и акт от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на положения ст.ст. 3, 129, 130, 144, 193, 238, 241,247, 248, 419 ТК РФ, считает действия работодателя незаконными и нарушающими ее права. Впоследствии истица Сапунова Г.М. уточнила свои исковые требования и в окончательном варианте просила суд признать приказы № и № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и понудить ответчика внести изменения в приказ в части установления ей повышающего коэффициента в размере 0,651, признать недействительным дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы с учетом установленного персонального повышающего коэффициента в размере 0,651 за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения, указывая что работодатель действительно ознакомил ее с уведомлением о предстоящем введении новой системы оплаты труда, при этом в чем суть изменений, каким образом измениться структура заработной платы и т.д., ее в известность никто не поставил. С какими-либо документами, разьясняющими порядок оплаты и структуры заработной платы, ее никто не занимал. Только в конце января 2011 года она случайно узнала, что работодателем установлены персональные повышающие коэффициенты для работников учреждения, а ей они не установлены. В ходе рассмотрения данного гражданского дела, за разрешением трудового спора она обратилась в комиссию по трудовым спорам, где ей отказали по мотивам пропуска исковой давности, отсутствия у комиссии полномочий по внесению сведений в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствия с ее стороны действий по отмене оспариваемого приказа. При этом ей никто не дал разьяснений, что для применения срока исковой давности необходимо учитывать длящийся характер трудовых правоотношений, что Трудовой Кодекс РФ не предусматривает возможности оспаривать приказ руководителя не соответствующий законодательству РФ, т.к. такой документ является ничтожным в силу закона, а дисциплинарное взыскание к ней не применялось. В силу отсутствия с ее стороны дисциплинарных проступков и дисциплинарного взыскания, действия работодателя по не установлению ей персонального повышающего коэффициента при наличии всех необходимых для его установления критериев являются незаконными и нарушающими ее трудовые права. Считает, что работодатель подверг ее дискриминации. В связи с переходом на новую систему оплаты труда согласно Постановления Правительства РФ от 5 августа №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», руководителем учреждения утверждено Положение об оплате труда работников ФГУ ГЦАС «Чувашский». Однако не все работники с данным Положением ознакомились. При этом в соответствии с пп.2.1, 2.1.1 к основным условиям оплаты труда относятся минимальные размеры окладов работников ответчика по ПКГ, также предусматривается установление работникам повышающих коэффициентов к минимальным окладам; повышающий коэффициент к минимальному окладу по занимаемой должности, персональный повышающий коэффициент к минимальному окладу. При этом первые рассчитываются на основе дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание ответчика; размер выплаты определяется путем умножения размера минимального оклада по должности на повышающий коэффициент; устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Персональный повышающий коэффициент к минимальному окладу устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности поставленных задач, стажа работы в Учреждении и других факторов; решение об установлении повышающего персонального коэффициента и его размерах принимается директором ответчика персонально в отношении конкретного работника; персональный повышающий коэффициент может быть снижен или отменен при невыполнении плановых заданий, работ, предусмотренных в положениях об отделах, должностных инструкциях, трудовых договорах, низкое качество выполняемых работ, нарушение трудовой дисциплины. ДД.ММ.ГГГГ она как и все ведущие агрохимики, были ознакомлены с должностной инструкцией, согласно которой все ведущие агрохимики ФГУ ГЦАС «Чувашский» имеют одинаковые должностные обязанности, различие состоит лишь в местонахождении рабочего места. В приказе № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении персональных повышающих коэффициентах», содержится сведения о размерах персонального повышающего коэффициента каждому из работников, при этом информации о Сапуновой Г.М. в данном документе отсутствует. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене повышающего персонального коэффициента», в отношении нее, не соответствует трудовому законодательству и принят с превышением полномочий руководителя, так как Положение об оплате труда и Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает возможности не установления персонального повышающего коэффициента, а лишь его снижение или отмену при определенных конкретных условиях. В виду того, что критерий для расчета персонального повышающего коэффициента от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, не изменялись, считает, что по критериям «стаж работы» и «образование» в указанный период ей необходимо установить по 0.15, всего - 0.3000, а «уровень подготовленности…» не конкретизирован и следовательно его определением возможно путем выведения среднего числа (сумму всех коэффициентов 7,013 разделить на количество работников в данной должности 20, получается 0,351. таким образом персональный повышающий коэффициент ей должен быть установлен в 0,651 и произведен перерасчет ее заработной платы. В судебном заседании истица Сапунова Г.М. и ее представитель Шабарина С.В. исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям. Представители ответчика - Корсакова И.Н., действующая на основании доверенность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) и Егоров В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38) исковые требования не признали. Егоров В.А. при этом суду пояснил, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в Учреждении были введены новые системы оплаты труда. О введении новых систем оплаты труда работники Учреждения были предупреждены за 2 месяца под роспись. Персональные повышающие коэффициенты к окладу сотрудникам Учреждения установлены приказом директора. Положением об оплате труда и Уставом учреждения право устанавливать персональный повышающий коэффициент предоставлено директору Учреждения в отношении каждого сотрудника персонально. Истце Сапуновой Г.М. данный персональный коэффициент не был установлен (отменен) ввиду ее недобросовестного отношения к труду, о чем имеется соответствующие приказы. С данными приказами истица ознакомлена под роспись. Просит в удовлетворении исковых требований истцы отказать как в виду необоснованности, так и по мотиву пропуска обращения в суд. Выслушав обьяснения истца Сапуновой Г.М. и ее представителя Шабариной С.В. и представителей ответчика Корсаковой И.Н. и Егорова В.А., изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательном и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Статьей 144 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 декабря 2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений (далее учреждения) и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно - работники, гражданский персонал), утверждено Положение об установлении систем оплаты труда федеральных бюджетных учреждений. Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений) в ред. Постановления Правительства РФ от 29 сентября 2008 года №725) предусмотрено, что системы оплаты труда оплаты работников федеральных бюджетных учреждений (далее соответственно - работники учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом: а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; в) государственных гарантий по оплате труда; г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ; д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ; е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета; з) мнения представительного органа работников. Размеры окладов (должностных окладов). Ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и обьема выполняемой работы. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации. Данным Положением предусмотрено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Как видно из материалов дела, в связи с переходом с ДД.ММ.ГГГГ на новую систему оплаты труда в ФГУ ГЦАС «Чувашский» было принято новое Положение об оплате труда работников ФГУ ГЦАС «Чувашский», которое было согласовано с профсоюзным органом и утверждено директором ДД.ММ.ГГГГ, утверждено новое штатное расписание от ДД.ММ.ГГГГ, которое введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом директора ФГУ ГЦАС «Чувашский» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание, которое введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Сапунова Г.М. об изменении системы оплаты труда работников учреждения была письменно уведомлена ДД.ММ.ГГГГ. С Сапуновой Г.М. руководитель ФГУ ГЦАС «Чувашский» ДД.ММ.ГГГГ заключил дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с которым ей был установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей. Приказом директора ФГУ ГЦАС «Чувашский» № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены с ДД.ММ.ГГГГ персональные повышающие коэффициенты сотрудникам Учреждения с учетом уровня их профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, согласно Приложения 1. Повышающий персональный коэффициент сотруднику может быть снижен или отменен при не выполнении плановых заданий, работ, предусмотренных в положениях об отделах, должностных инструкциях, трудовых договорах, низкое качество выполняемых работ, нарушение трудовой дисциплины. Приказом директора ФГУ ГЦАС «Чувашский» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене повышающего персонального коэффициента», в связи с халатным и безответственным отношением к своим служебным обязанностям ведущему агрохимику <адрес> Сапуновой Г.М. повышающий коэффициент не установлен. В обоснование изданного приказа, приложен акт от ДД.ММ.ГГГГ. С указанным приказом истица Сапунова г.м. ознакомлена, о чем имеется соответствующая подпись (л.д.53-54). Согласно п.2.1.1 Положения об оплате труда работников ФГУ ГЦАС «Чувашский» персональный повышающий коэффициент к минимальному окладу устанавливается работнику Учреждения с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в Учреждении и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к минимальному окладу по соответствующим ПКТ и его размерах принимается директором Учреждения персонально в отношении конкретного работника. Персональный повышающий коэффициент работнику сможет быть снижен или отменен при невыполнении плановых заданий, работ, предусмотренных в положениях об отделах, должностных инструкциях, трудовых договорах, низкое качество выполняемых работ, нарушение трудовой дисциплины. Из Положения следует, что персональный повышающий коэффициент к минимальным окладам устанавливается на определенный период в течение соответствующего календарного периода. Между тем, из материалов дела следует, что истцу Сапуновой Г.М. в 2009 году в установленном порядке персональный повышающий коэффициент к минимальному окладу не установлен в связи с халатным отношением к служебным обязанностям. Не установлен ей данный коэффициент и 2010 и 2011 годах. Из приведенных выше нормативных актов следует, что установление персонального повышающего коэффициента каждому конкретному работнику является прерогативой директора ФГУ ГЦАС «Чувашский», т.е. работодателя, а не судебных органов и устанавливается в течение соответствующего календарного года. В связи с этим доводы истца о не установлении ей персонального повышающего коэффициента, хотя другим работкам учреждения данный коэффициент установлен, что подтверждается материалами дела, не могут являться основанием для установления судебным решением персонального повышающего коэффициента в предложенном истцом размере и перерасчета в связи с эти размера ее заработной платы. В связи с истечением 2009 календарного года, а впоследствии и 2010 календарного года, когда истице Сапуновой Г.М. не установлен повышающий персональный коэффициент, истекли требования об установлении данного коэффициента, т.к. согласно Положения об оплате труда, повышающий персональный коэффициент устанавливается на определенный период в течение календарного года. В связи с эти фактически приказы № и № от ДД.ММ.ГГГГ утратили свое действие с связи с истечением 2009 календарного года. Довод истицы о том, что она не была ознакомлена с приказами об установлении и не установлении ей размера персонального повышающего коэффициента от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормами Трудового Кодекса РФ не влечет ее недействительность приказов, изданных работодателем. В материалах дела имеются сведения, что истица ознакомлена с данными приказами и с нею заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, отсутствуют сведения об установлении ей персонального повышающего коэффициента. Дополнительное соглашение ею в установленные законом сроки не были обжалованы. С учетом вышеизложенного, суд также не находит оснований для внесения изменений в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления повышающего коэффициента истице Сапуновой Г.М. в размере 0,651 и понуждении администрацию ФГУ ГЦАСС «Чувашский» заключить дополнительное соглашение с истицей об установлении ей указанного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда. В ходе судебного заседания представителями ответчика заявлено требование о применении срока пропуска срока обращения в суд. В соответствии со ст.382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорами судами. В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня со дня вручении ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Срок попуска обращения в суд является основанием для принятия судом решения об отказе в иске. Истицей Сапуновой М.Г. пропущен срок для обращения в суд с иском. О принятых решениях работодателем, ей было известно еще в апреле 2009 года. Каких-либо уважительных причин о восстановлении пропуска срока обращения в суд, ею не представлено. С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца Сапуновой Г.М. , Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении исковых требованийСапуновой Глафиры Михайловны к Федеральному государственному учреждению государственный центр агрохимической службы «Чувашский» о признании приказов № и № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, о признании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, о понуждении ответчика внести изменения в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления Сапуновой Глафире Михайловне персонального повышающего коэффициента в размере 0,651 и произвести перерасчет заработной платы с учетом установленного персонального повышающего коэффициента в размере 0, 651 за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 (десяти) дней со дня его вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 3 июня 2011 года. Председательствующий: