О возмещении материального и морального вреда, причиненного ДТП



Дело № 2-400/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года         гор. Цивильск

Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ильина В.Г., при секретаре Степановой С.В., истицы Григорьевой Р.В. и её представителя Бурковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Раисы Валериевны к Дрыгину Максиму Валентиновичу о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истица Григорьева Р.В. обратилась в суд с иском к Дрыгину М.В. о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> минут на <данные изъяты> км автодороги М-7 «Волга» ответчик, управляя технически исправным автомобилем <данные изъяты> с транзитным номером на основании доверенности от собственника автомашины С., двигался в направлении <адрес> по левой крайней полосе своего направления, где допустил наезд на её отца- пешехода А., который от полученных в ДТП, телесных повреждений скончался в реанимационном отделении МУЗ «Цивильская центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ. Погибший отец, после смерти матери, воспитывал её с восьмилетнего возраста один. Отец был единственным для неё родным человеком. В результате гибели отца, ей причинены нравственные страдания, она получила сильное нервное потрясение. Из-за преждевременной смерти А. она лишена душевного отцовского тепла и поддержки. Истица, обосновывая свои требования ст.ст. 151 и 1100 ГК РФ, просит обязать ответчика компенсировать, причиненный моральный вред, в заявленной сумме.

В судебном заседании истица Григорьева Р.В. и её представитель Буркова Н.В. исковое требование к Дрыгину М.В. о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей поддержали по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, истица пояснила, что отец был для него единственным близким человеком, они поддерживали до конца его жизни, родственные отношения. Потеря отца негативно сказалась на её здоровье.

Ответчик Дрыгин М.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия и поддержал письменные возражения своего представителя Матютина А.А..

Из письменных возражений представителя ответчика Матютина А.А., представленных суду следует, что на Дрыгине М.В. в силу закона, независимо от наличия вины, лежит обязанность возместить вред. Просит учесть при определении размера компенсации морального вреда требования разумности и справедливости, а также тяжелое имущественное ответчика, который в настоящее время является безработным, выплачивает алименты на содержание несовершеннолетнего сына, не имеет в собственности недвижимого имущества и транспортных средств, проживает с матерью. При этом, Матютиным А.А. указано, что Дрыгин М.В. готов возместить моральный вред в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, просит учесть грубую неосторожность пешехода А. и постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ответчика.

Третье лицо- С. просил рассмотреть дело без его участия в судебном заседании. Из его письменного отзыва на исковое заявление следует, что он считает требование истицы не обоснованными, поскольку при отсутствии вины Дрыгина М.В. в совершении ДТП, факт родственных отношении истицы и умершего А., не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.

Выслушав истицу и её представителя, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов ОВД по Цивильскому району Чувашской Республики (КУСП ) об отказе в возбуждении уголовного дела видно, что водитель Дрыгин М.В. около <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> км автодороги М-7 «Волга», управляя автомашиной <данные изъяты> с транзитным номером , по доверенности от собственника С., допустил наезд на пешехода А., в результате чего последний с телесными повреждениями был госпитализирован в реанимационное отделение МУЗ «Цивильская ЦРБ», где скончался ДД.ММ.ГГГГ.

Следователь посчитав, что водителем Дрыгиным М.В. не были нарушены правила дорожного движения, и согласно справке эксперта- автотехника от ДД.ММ.ГГГГ Дрыгин М.В. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода А., ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ответчика за отсутствием в его деянии состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Постановление следователя обжаловано не было и не отменено.

Из акта судебно- медицинского исследования трупа следует, что смерть А. наступила от сочетанной тупой травмы головы, грудной клетки, верхних конечностей.

Актовая запись о смерти А. составлена в отделе ЗАГС администрации Цивильского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о рождении истицы, свидетельства о регистрации брака с М., следует, что А. являлся её отцом.

В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Вышеприведенные доказательства свидетельствуют о наличии причинной связи между эксплуатацией ответчиком автомобиля- владельца источника повышенной опасности и наступлением смерти А..

Если смерть близкого родственника, наступила вследствие дорожно- транспортного происшествия с участием источника повышенной опасности, то это событие влечет негативные последствия для психического и психологического благополучия личности, поскольку потерпевший испытывает физические и нравственные страдания, т.к. каждый имеет право на уважение его семейной жизни.

При таких обстоятельствах, факт причинения ответчиком морального вреда истице предполагается и установлению подлежит только размер компенсации морального вреда.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с Дрыгина М.В. в пользу Григорьевой Р.В. суд учитывает, что смертью отца истица понесла невосполнимую утрату.

О близких родственных отношениях, имевшихся между истицей и погибшим А., свидетельствует справка главы Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ о совместном их проживании.

Кроме того, из справки главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что похороны А. были организованы истицей и за её счет. Также, представленные документы о расходах истицы на приобретение на поминальные обеды продуктов питания, свидетельствуют об уважительности Григорьевой Р.В. к памяти погибшего отца.

Также, суд учитывает, что наезд на пешехода А. был сопряжен с несоблюдением ответчиком требований абз.1 п. 10.1 Правил дорожного движения РФ (выбор безопасной скорости движения автотранспортного средства), а также поведение погибшего А. на проезжей части, не соблюдавшего требования п.п. 4.3, 4.5, 4.6 этих Правил (движение пешехода по проезжей части) (справка эксперта от ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из принципов разумности и справедливости, при определении размера компенсации морального вреда, требования истицы о компенсации морального вреда, суд считает подлежащими удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей.

Довод ответчика о его тяжелом материальном положении, суд оставляет без внимания, поскольку данное обстоятельство не имеет значения для правильного разрешения этого судебного спора.

В силу статьи 100 ч. 1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Полагаю, что сумма <данные изъяты> рублей - расходов по оплате услуг представителя Бурковой Н.В., подтвержденная квитанцией (т.1, л.д. 23), с учетом сложности дела, степени участия представителя в составлении иска, сбора им доказательств и участия в судебных заседаниях, является разумной и подлежит взысканию с ответчика.

Кроме того, в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу Григорьевой Р.В. уплаченная государственная пошлина за удовлетворенное исковое требование в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с Дрыгина Максима Валентиновича в пользу Григорьевой Раисы Валериевны в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Дрыгина Максима Валентиновича в пользу Григорьевой Раисы Валериевны расходы, понесенные на услуги представителя в сумме <данные изъяты> рублей и судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Цивильский районный суд.

Председательствующий, судья подпись Ильин В.Г.

Решение изготовлено в окончательной форме 03 августа 2011 года

Председательствующий, судья подпись Ильин В.Г.