О признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



Дело №2-610/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2011 года                                                                                                 г.Цивильск

Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Крыловой В.М.,

при секретаре Красновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Христофоровой Ираиды Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Цивильском районе Чувашской Республики о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Христофорова И.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Цивильском районе ЧР - Чувашии о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР - Чувашии        с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано, ввиду отсутствия необходимого 25-летнего специального педагогического стажа. В подсчет специального стажа не были включены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 13 июня 1991 года по 27 июня 1991 года, с 25 октября 1991 года по 05 ноября 1991 года, с 23 января 1995 года по 11 февраля 1995 года, с            22 ноября 1999 года по 18 декабря 1999 года, с 28 ноября 2005 года по 24 декабря 2005 года.

Полагает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж. Просит признать решение УПФР в Цивильском районе ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать УПФР в Цивильском районе ЧР - Чувашии включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня подачи заявления в УПФР, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства истица Христофорова И.Н. поддержала свои исковые требования в полном объеме, при этом дополнила, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились соответствующие отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. На курсы повышения квалификации её направлял работодатель, о чем издавались соответствующие приказы. Кроме того, систематическое повышение квалификации является обязательным условием её работы как педагога. Просила признать решение УПФР незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации, обязать УПФР назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня подачи заявления в УПФР, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР - Чувашии Никонорова Э.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Христофоровой И.Н. не признала, и просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный трудовой стаж, поскольку педагогическая деятельность в течение полного рабочего дня истицей в эти периоды фактически не выполнялась. Специальный стаж истицы на момент обращения в УПФР составляет 24 года 8 месяцев 24 дня.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения)        в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за Христофоровой И.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости         в соответствии со ст.27 п.1 пп.19 Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в виду отсутствия требуемого специального трудового стажа. При этом УПФР не включило в специальный трудовой стаж для исчисления пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13 июня 1991 года по 27 июня 1991 года, с 25 октября 1991 года по 05 ноября 1991 года, с 23 января 1995 года по             11 февраля 1995 года, с 22 ноября 1999 года по 18 декабря 1999 года, с 28 ноября 2005 года по 24 декабря 2005 года.

В соответствии со ст.27 п.1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях          в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. №319-ФЗ), досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что действительно в периоды с 13 июня 1991 года по 27 июня 1991 года, с 25 октября 1991 года по 05 ноября 1991 года, с 23 января 1995 года по 11 февраля 1995 года, с 22 ноября 1999 года по 18 декабря 1999 года, с 28 ноября 2005 года по 24 декабря 2005 года истица Христофорова И.Н. находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается выписками из приказов по <данные изъяты> средней школе Цивильского района Чувашской Республики, а также удостоверениями и свидетельствами о повышении квалификации.

Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Прохождение курсов повышения квалификации для истицы Христофоровой И.Н. является обязательным условием выполнения её работы как педагога, поскольку свидетельство о повышении квалификации является основанием для её допуска к осуществлению педагогической деятельности.

Трудовые отношения с истицей на периоды её нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, в указанные периоды ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления.

Поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года не содержат прямого запрета для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, согласно п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 об оплачиваемых учебных отпусках, периоды обучения приравниваются к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике, исходя также и из того, что трудовые отношения с работниками на период нахождения на курсах повышения квалификации не прерываются, в указанный период они находятся в командировке, им выплачивается заработная плата, из которой производятся все установленные законодательством отчисления, то указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При изложенных обстоятельствах, исключение периодов нахождения Христофоровой И.Н. на курсах повышения квалификации с 13 июня 1991 года по 27 июня 1991 года, с 25 октября 1991 года по 05 ноября 1991 года, с 23 января 1995 года по           11 февраля 1995 года, с 22 ноября 1999 года по 18 декабря 1999 года, с 28 ноября         2005 года по 24 декабря 2005 года из специального стажа для исчисления пенсии,            суд считает незаконным.

Согласно ст.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

На момент обращения истицы за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (с учетом включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации) истица Христофорова И.Н. выработала необходимый 25-летний специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика назначить Христофоровой И.Н. досрочную трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления в УПФР, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государст-венного учреждения) в Цивильском районе Чувашской Республике - Чувашии от               ДД.ММ.ГГГГ за об отказе Христофоровой Ираиде Николаевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности признать незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Цивильском районе Чувашской Республике - Чувашии включить периоды нахождения Христофоровой Ираиды Николаевны на курсах повышения квалификации              с 13 июня 1991 года по 27 июня 1991 года, с 25 октября 1991 года по 05 ноября 1991 года, с 23 января 1995 года по 11 февраля 1995 года, с 22 ноября 1999 года по 18 декабря 1999 года, с 28 ноября 2005 года по 24 декабря 2005 года в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через Цивильский районный суд.

Председательствующий:              В.М.Крылова