О признании отказа о включении в состав участников государственной подпрограммы незаконным и признании права на жилищный сертификат



Дело №2-743/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года                                                                                                   г.Цивильск

Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Крыловой В.М.,

при секретаре Ярославлевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопьева В.В. к администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации Цивильского городского поселения ЧР, Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным отказа администрации Цивильского района ЧР во включении в состав списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» ( в ред. ФЗ от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ),

У С Т А Н О В И Л :

Прокопьев В.В. обратился в суд с иском ( с учетом уточнений ) к администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации Цивильского городского поселения ЧР, Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным отказа администрации Цивильского района ЧР во включении в состав списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» ( в ред. ФЗ от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ). Исковые требования мотивированы тем, что решением Цивильского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в отделе внутренних дел по Цивильскому району Чувашской Республики. ДД.ММ.ГГГГ на основании п. «в» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» он был уволен в связи с выходом на пенсию. На момент увольнения общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляла 21 год 01 месяц 17 дней, из которых более 10 лет он содержался за счет федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон №342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Цивильского района направила в его адрес письмо с указанием перечня документов, необходимых для того, чтобы претендовать на включение в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В указанный в письме срок, он представил в администрацию района все необходимые документы. Однако, в последующем администрация Цивильского района отказала ему во включении в список участников программы и ему было предложено обратиться в федеральный орган исполнительной власти. Полагает, данный отказ незаконным.

В судебном заседании истец Прокопьев В.В. и его представитель Прокопьев В.В., допущенный к участию в деле по ходатайству истца, исковые требования ( с учетом уточнений ) поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

При этом истец Прокопьев В.В. суду пояснил, что он был принят на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, когда работал в органах внутренних дел. По месту работы он в очереди на получение жилья не состоял.

Представитель администрации Цивильского района ЧР Тимофеев Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Прокопьева В.В. не признал и просил в удовлетворении иска отказать, поскольку Прокопьев В.В. состоит в общей очереди на улучшение жилищных условий. Истец был уволен со службы после ДД.ММ.ГГГГ, потому не может быть участником Программы. Истцу было предложено предоставить документы для перерегистрации, а не для выдачи жилищного сертификата.

Представитель Цивильского городского поселения Цивильского рай она Чувашской Республики на судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.

Представитель Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.

Представитель Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Свеклова Т.В., действующая на основании доверенности, на судебное заседание не явилась, суду направила письменный отзыв, просила в удовлетворении исковых требований Прокопьеву В.В. отказать, рассмотреть дело без представителя МВД по ЧР. В письменном отзыве указала, что истец принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом РФ на общих основаниях, а не в соответствии с Правилами учета военнослужащих, потому Прокопьев В.В. не подпадает под категорию граждан, на которых распространяются положения ст. 2 ФЗ от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих». Дополнительным основанием для отказа в удовлетворении иска является тот факт, что закон, на который ссылается истец, распространяет свое действие только на сотрудников, которые были уволены до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Прокопьев Василий Витальевич проходил службу в органах внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 21 год 01 месяц 17 дней. Прокопьев В.В. более 10 лет содержался за счет федерального бюджета.

Решением Цивильского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев В.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев В.В. обратился к главе администрации Цивильского района Чувашской Республики с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Чувашии в соответствии с Федеральным законом №342-ФЗ от 08 декабря 2010 года, указав, что он относится к категории граждан, уволенных из органов внутренних дел РФ и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Цивильской городской администрации.

Согласно ответу и.о. главы администрации Цивильского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ граждане, уволенные с военной службы (службы) после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилыми помещениями федеральным органом исполнительной власти. Поскольку истец уволен со службы с ДД.ММ.ГГГГ, ему рекомендовано обратиться для решения жилищной проблемы в федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N 76-ФЗ (введенного Федеральным законом от 08.12.2010 года N 342-ФЗ и вступившего в действие с 01.01.2011 года), обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

- жилого помещения в собственность бесплатно;

- жилого помещения по договору социального найма;

- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом положениями ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ:

1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Порядок предоставлении гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена прилагаемая федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы и подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Согласно разделу II подпрограммы гражданами - участниками подпрограммы являются: граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).

Из буквального содержания статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ не ясно, на каком именно учете в органах местного самоуправления должен находиться гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, для целей применения положений ст.2 указанного Закона.

Законодатель ограничился лишь тем, что указал в законе, что гражданин должен состоять на жилищном учете в органах местного самоуправления.

Вместе с тем, законодательством предусмотрены разные виды жилищного учета - общий учет граждан по месту жительства, регламентируемый Правилами учета, утвержденными Постановлением Кабинета Министров ЧР от 26 июля 2000 года и специальный учет отдельных категорий граждан, регламентируемый Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09 августа 1998 года №1054.

В соответствии с п.1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 сентября 1998 года №1054 специальный учет ведется органами местного самоуправления и органами внутренних дел в целях соблюдения единого порядка предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

При этом специальные правила постановки на учет граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, существенно отличаются от общего порядка учета граждан по месту жительства, как по основаниям постановки на учет, основаниям отказа в постановке на учет, так и по порядку самого учета, по очередности и по процедуре предоставления жилья.

Из материалов дела видно, что истец Прокопьев В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Цивильскую городскую администрацию ( в Цивильский городской совет народных депутатов) с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по общим основаниям, по месту своего жительства.

Решением Президиума Цивильского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев В.В. включен в списки граждан <адрес> на получение жилой площади.

В силу ст. 30 ЖК РСФСР (действовавшего на момент принятия истца на жилищный учет) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденные Советом министров РСФСР №335 от 31 июля 1984 года (действовавшие до 01 марта 2005 года), предусматривали предоставление жилых помещений гражданам в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма и на условиях аренды, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

По основаниям и в порядке, предусмотренном Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09 сентября 1998 года №1054 истец Прокопьев В.В. на специальный учет не вставал, соответствующих документов для постановки на учет не предоставлял.

При изложенных обстоятельствах, отказ администрация Цивильского района ЧР во включении Прокопьева В.В. в состав списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы является обоснованным.

Таким образом, на Прокопьева В.В. не может быть распространена регламентация Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих» и оснований для удовлетворения исковых требований Прокопьева В.В. об обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, не имеется.

Доводы истца и его представителя о том, что администрации Цивильского района ЧР были выделены денежные средства для приобретения жилья гражданам, уволенным со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе и истцуПрокопьеву В.В., ссылка при этом на ст. 1 закона Чувашской Республики от 11 июля 2011 года №35 «О внесении изменений в закон ЧР « О республиканском бюджете ЧР на 2011 года и на плановый период 2012 и 2013 годов» суд находит не состоятельными, поскольку они какими-либо объективными данными не подтверждены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Прокопьева В.В. к администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации Цивильского городского поселения ЧР, Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным отказа администрации Цивильского района ЧР во включении в состав списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» ( в ред. ФЗ от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ), отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Цивильский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2011 года.

Председательствующий:                                                                                    В.М. Крылова