Решение по делу №2-321



Отметка об исполнении решения Гр.дело № 2-321/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19.05.2010г. г. Цимлянск

Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Г о р у к Н.М.,

пом. прокурора Цимлянского района Алдошкиной А.В.,

при секретаре Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цимлянского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к Администрации Маркинского сельского поселения об обязании зарегистрировать право собственности на объекты: монументальный памятник, памятник и 3 обелиска и принять меры к разработке паспорта военно-мемориального захоронения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Цимлянского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов РФ обратился в суд с иском к Администрации Маркинского сельского поселения об обязании зарегистрировать право собственности на монументальный памятник, расположенный в ..., памятник в ..., обелиск в ..., обелиск в ..., обелиск в ... и принять меры к разработке паспорта военно-мемориального объекта.

В обоснование своих исковых требований прокурор ссылался на то, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, установлено, что статья 1 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» предусматривает, что увековечению подлежит память погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; а также умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей.

Статья 2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 предусматривает следующие формы увековечивания памяти погибших при защите Отечества: сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества.

Статья 3 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 предусматривает, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Статьи 5-6 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 предусматривают, что воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями

Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и

общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

Согласно ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно ст.20 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

Согласно постановлению Главы Администрации Ростовской области № 74 от 04.04.1995 «О мерах по обеспечению в Ростовской области реализации закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» главам администраций городов и районов было поручено обеспечить реализацию мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. При этом, городским и районным администрациям на постоянной основе было поручено: оборудование и оформление могил погибших воинов, установление мемориальных знаков, составление паспортов воинских захоронений; завершение паспортизации и обследование мест воинских захоронений, мемориалов и памятников погибших при защите Родины и жертв Великой Отечественной войны на территории области, определение их технического состояния; обеспечение сохранности, благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, обелисков, других мемориальных объектов увековечивающих память погибших воинов.

Согласно справки Администрации Маркинского сельского поселения о наличии военно-мемориальных объектов, посвященных событиям Великой Отечественной войны, на монументальный памятник, расположенный в ..., памятник в ..., обелиск в ..., обелиск в ..., обелиск в ... право собственности на земельный участок не оформлено, паспорт военно-мемориального объекта отсутствует.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные ' права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем, проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что право собственности на земельный участок, на котором расположен военно-мемориальный объект - памятник «Павшим в Великой Отечественной войне»

право собственности на земельный участок не оформлено, паспорт до настоящего времени не зарегистрирован, сведения о праве собственности в Едином государственном реестре отсутствуют.

Согласно пунктам 3,4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены воинские захоронения, может явиться препятствием для реализации мер по сохранности данного воинского захоронения, а также мемориального комплекса расположенного на нем.

Согласно части 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса РФ любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на воинские захоронения и мемориальные комплексы на территории Калининского сельского поселения Цимлянского района препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта, что негативно сказывается на их техническом состоянии.

Во исполнение требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на данные воинские захоронения необходимо также составить паспорт.

В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, поскольку Администрацией муниципального образования «Калининское сельское поселение» нарушаются не только интересы неопределенного круга лиц, но и интересы Российской Федерации, прокурор Цимлянского района обращается с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

Представитель прокуратуры Цимлянского района Алдошкина А.В.- помощник прокурора Цимлянского района исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме, так как они направлены в суд в соответствии с требованиями действующего законодательства в этой части.

Представитель ответчика Глава Администрации Маркинского сельского поселения в судебное заседание не прибыл, о дне и часе судебного разбирательства был надлежащим образом извещен, о причине неявки суд уведомлен не был, в связи с чем, суд находит возможным удовлетворить ходатайство пом.прокурора Цимлянского района Алдошкиной А.В. и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования прокурора Цимлянского района об обязании зарегистрировать право собственности на военно-мемориальный объект, с принятием мер к разработке паспорта, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В ходе разбирательства дела по существу установлено следующее.

Согласно требований статьи 1 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» следует, что увековечению подлежит память погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; а также умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей.

При этом статья 2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 предусматривает следующие формы увековечивания памяти погибших при защите Отечества: сохранение и благоустройство воинских захоронений,. установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества.

Статья 3 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 предусматривает, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Статьи 5-6 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 предусматривают, что воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

Согласно ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно ст.20 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

Согласно постановлению Главы Администрации Ростовской области № 74 от 04.04.1995 «О мерах по обеспечению в Ростовской области реализации закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» главам администраций городов и районов было поручено обеспечить реализацию мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. При этом, городским и районным администрациям на постоянной основе было поручено: оборудование и оформление могил погибших воинов, установление мемориальных знаков, составление паспортов воинских захоронений; завершение паспортизации и обследование мест воинских захоронений, мемориалов и памятников погибших при защите Родины и жертв Великой Отечественной войны на территории области, определение их технического состояния; обеспечение сохранности, благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, обелисков, других мемориальных объектов увековечивающих память погибших воинов.

Согласно справки администрации Маркинского сельского поселения о наличии военно-мемориальных объектов, посвященных событиям Великой Отечественной войны, на территории поселения находятся монументальный памятник, расположенный в ..., памятник в ..., обелиск в ..., обелиск в ... обелиск в ... на которые право собственности на земельные участки и паспорта военно-мемориального объекта отсутствуют.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные ' права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем, проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что право собственности на земельные участки, на котором расположены вышеуказанные объекты до настоящего времени не зарегистрировано, сведения о праве собственности в Едином государственном реестре отсутствуют.

Согласно пунктам 3,4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены воинские захоронения, может явиться препятствием для реализации мер по сохранности данного воинского захоронения, а также мемориального комплекса расположенного на нем.

Согласно части 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса РФ любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на воинские захоронения и мемориальные комплексы на территории Маркинского сельского поселения Цимлянского района препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта, что негативно сказывается на их техническом состоянии.

Во исполнение требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на данные воинские захоронения необходимо также составить паспорт.

С учетом изложенных обстоятельств, исковые требования прокурора Цимлянского района подлежат бесспорному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 254 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

1. Обязать Администрацию муниципального образования «Маркинское сельское поселение» зарегистрировать право собственности на объекты недвижимого имущества - земельные участки на котором расположены : монументальный памятник, расположенный в ..., памятник в ..., обелиск в ..., обелиск в ..., обелиск в ..., Цимлянского района Ростовской области.

2. Обязать Администрацию муниципального образования «Маркинское сельское поселение» принять меры к разработке паспортов воинских захоронений:

-монументальный памятник, в ...

-памятник в ...

-обелиск в ...

-обелиск в ...

-обелиск в ..., Цимлянского района Ростовской области.

Решение может быть в десятидневный срок обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда путем подачи жалоб через Цимлянский районный суд.

Судья Н.М.Горук