Отметка об исполнении решения Гр.дело № 2-322/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19.05.2010г. г. Цимлянск
Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Г о р у к Н.М.,
пом. прокурора Цимлянского района Алдошкиной А.В.,
при секретаре Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к А.Н. сельского поселения об обязании зарегистрировать право собственности на военно-мемориальный объект, и принять меры к разработке паспорта военно-мемориального захоронения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Цимлянского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов РФ обратился в суд с иском к А.Н. сельского поселения об обязании зарегистрировать право собственности на военно-мемориальный объект- «Памятник павшим в Великой Отечественной войне, расположенный в ... по ... и принять меры к разработке паспорта военно-мемориального объекта.
В обоснование своих исковых требований прокурор ссылался на то, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, установлено, что статья 1 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» предусматривает, что увековечению подлежит память погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; а также умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей.
Статья 2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 предусматривает следующие формы увековечивания памяти погибших при защите Отечества: сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества.
Статья 3 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 предусматривает, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Статьи 5-6 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 предусматривают, что воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями
Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и
общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, создают резерв площадей для новых воинских захоронений.
Согласно ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст.20 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Согласно постановлению Главы Администрации Ростовской области Номер обезличен от Дата обезличена «О мерах по обеспечению в ... реализации закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» главам администраций городов и районов было поручено обеспечить реализацию мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. При этом, городским и районным администрациям на постоянной основе было поручено: оборудование и оформление могил погибших воинов, установление мемориальных знаков, составление паспортов воинских захоронений; завершение паспортизации и обследование мест воинских захоронений, мемориалов и памятников погибших при защите Родины и жертв Великой Отечественной войны на территории области, определение их технического состояния; обеспечение сохранности, благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, обелисков, других мемориальных объектов увековечивающих память погибших воинов.
Согласно справки А.Н. сельского поселения о наличии военно-мемориальных объектов, посвященных событиям Великой Отечественной войны, на военно-мемориальный объект - памятник «Павшим в Великой Отечественной войне», расположенный в ст...., ...
право собственности на земельный участок не оформлено, паспорт военно-мемориального объекта отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные ' права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем, проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что право собственности на земельный участок, на котором расположен военно-мемориальный объект - памятник «Павшим в Великой Отечественной войне»
право собственности на земельный участок не оформлено, паспорт
до настоящего времени не зарегистрирован, сведения о праве собственности в Едином государственном реестре отсутствуют.
Согласно пунктам 3,4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены воинские захоронения, может явиться препятствием для реализации мер по сохранности данного воинского захоронения, а также мемориального комплекса расположенного на нем.
Согласно части 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса РФ любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на воинские захоронения и мемориальные комплексы на территории ... ... препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта, что негативно сказывается на их техническом состоянии.
Во исполнение требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на данные воинские захоронения необходимо также составить паспорт.
В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, поскольку А.Н. ... нарушаются не только интересы неопределенного круга лиц, но и интересы Российской Федерации, прокурор ... обращается с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
Представитель прокуратуры Цимлянского района Алдошкина А.В.- помощник прокурора ... исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме, так как они направлены в суд в соответствии с требованиями действующего законодательства в этой части.
Представитель ответчика А.Н. не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора ...
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования прокурора ... об обязании зарегистрировать право собственности на военно-мемориальный объект, с принятием мер к разработке паспорта, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе разбирательства дела по существу установлено следующее.
Согласно требований статьи 1 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» следует, что увековечению подлежит память погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; а также умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей.
При этом статья 2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 предусматривает следующие формы увековечивания памяти погибших при защите Отечества: сохранение и благоустройство воинских захоронений,. установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества.
Статья 3 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 предусматривает, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Статьи 5-6 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 предусматривают, что воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, создают резерв площадей для новых воинских захоронений.
Согласно ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст.20 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Согласно постановлению Главы Администрации Ростовской области Номер обезличен от Дата обезличена «О мерах по обеспечению в ... реализации закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» главам администраций городов и районов было поручено обеспечить реализацию мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. При этом, городским и районным администрациям на постоянной основе было поручено: оборудование и оформление могил погибших воинов, установление мемориальных знаков, составление паспортов воинских захоронений; завершение паспортизации и обследование мест воинских захоронений, мемориалов и памятников погибших при защите Родины и жертв Великой Отечественной войны на территории области, определение их технического состояния; обеспечение сохранности, благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, обелисков, других мемориальных объектов увековечивающих память погибших воинов.
Согласно справки администрации Маркинского сельского поселения о наличии военно-мемориальных объектов, посвященных событиям Великой Отечественной войны, на территории ... по ..., расположен военно-мемориальный комплекс, посвященный событиям Великой Отечественной войны- памятник «Павшим в Великой Отечественной войне» на который право собственности на земельный участок и паспорт военно-мемориального объекта отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные ' права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем, проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что право собственности на земельный участок, на котором расположен военно-мемориальный объект- памятник «Павшим в Великой Отечественной войне», расположенный в ... по ... до настоящего времени не зарегистрировано, сведения о праве собственности в Едином государственном реестре отсутствуют.
Согласно пунктам 3,4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены воинские захоронения, может явиться препятствием для реализации мер по сохранности данного воинского захоронения, а также мемориального комплекса расположенного на нем.
Согласно части 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса РФ любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на воинские захоронения и мемориальные комплексы на территории ... ... препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта, что негативно сказывается на их техническом состоянии.
Во исполнение требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на данные воинские захоронения необходимо также составить паспорт.
С учетом изложенных обстоятельств, исковые требования прокурора ... подлежат бесспорному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 254 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
1. Обязать А.Н. муниципального образования ... зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок на котором расположен военно-мемориальный комплекс- памятник «Павшим в Великой Отечественной войне» в ст.... ... по ....
2. Обязать А.Н. муниципального образования А.Н.» принять меры к разработке паспорта военно-мемориального комплекса - памятника «Павшим в Великой Отечественной войне», расположенного по адресу: ..., ..., ..., ....
Решение может быть в десятидневный срок обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда путем подачи жалоб через Цимлянский районный суд.
Судья Н.М.Горук