отметка об исполнении решения 2-225/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
02.06.2011г. г. Цимлянск
Судья Цимлянского районного суда Ростовской области Чайковский Г.Б.
при секретаре Ермолиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Цимлянского района Ростовской области об обязании провести рекультивацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, по тем основаниям, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории Цимлянского района Ростовской области. По результатам указанной проверки выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, допускаемые администрацией Цимлянского района. Так, в ходе проверки установлено, что на земельном участке площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, расположена свалка твердых бытовых отходов, которая с мая 2010 года для размещения отходов производства и потребления не эксплуатируется. Согласно справке начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском районах от ДД.ММ.ГГГГ № Гордеева В.А. до указанного периода эксплуатацию свалки осуществляло 000 «Управляющая компания Цимлянскжилсервис» (в настоящее время общество ликвидировано) и 000 «ЭКО - Чистый город». Согласно той же справке указанная свалка твердых бытовых отходов (далее - свалка ТБО) не соответствует требованиям СП 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (копия справки прилагается) и является несанкционированным объектом размещения отходов. В соответствии с информацией администрации Цимлянского района от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная свалка ТБО состоит на балансе районной администрации. При осмотре свалки ТБО, проведенном сотрудником межрайонной природоохранной прокуратуры совместно с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском районах Гордеевым В.А., установлено, что:
- санитарно-техническое состояние свалки неудовлетворительное;
- имеет место открытое складирование отходов, укрытие отходов изолирующим слоем отсутствует (нарушение п.п. 5.1, 5.2 СП 2.1.71038-01);
- по периметру свалки ТБО отсутствует ограждение и (или) обваловка, прилегающие к свалке территории захламлены (нарушение п.п. 4.4, 5.3 СП 2.1.71038-01);
- отсутствует хозяйственная зона (нарушение п. 4.1 СП 2.1.71038-01);
- территория свалки не освещается (нарушение п. 4.5 СП 2.1.71038-01);
- не предусмотрено хозяйственно-бытовое водоснабжение (нарушение п. 4.1 СП 2.1.7103 8-01);
- производственный контроль, включающий в себя: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния свалки ТБО, как ранее так и в настоящее время не проводился (нарушение п. п. 6.4, 6.7, 6.8, 6.9 СП 2.1.71038-01).
Расстояние от свалки ТБО до ближайших жилых застроек составляет 400 метров, что не соответствует требованиям п. 3.2 СП 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», которым предусмотрено что размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона ТБО должен составлять 500 м. Кроме того, в ходе проверки установлено, что эксплуатация свалки ТБО в г. Цимлянске осуществлялась в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка правилам и нормам, без проведения геологических и гидрогеологических исследований, проведение которых в силу п. 3.1 СП 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» обязательно при выборе участка для размещения полигонов ТБО. Заключение государственной экологической экспертизы, на указанный объект не выдавалось. Вышеуказанная свалка ТБО в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, в эксплуатацию не вводилась, в нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в государственном реестре объектов размещения отходов не значится. В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено. В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение мест строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. Статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определено: экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и свалки ТБО в г. Цимлянске осуществлялась в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка санитарным правилам и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы (ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Согласно п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности; Нормами ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства, допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Таким образом, эксплуатация свалки ТБО, расположенной на земельном участке площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, осуществлялась в нарушение указанных норм законодательства и в настоящее время возобновление ее эксплуатации невозможно. Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района отнесеныорганизация утилизации и переработкибытовых и промышленных отходов. Частью 4 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местною самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. В ходе проверки установлено, что полномочия по утилизации и переработке отходов производства и потребления от администрации Цимлянского района администрации Цимлянского городского поселения в установленном законом порядке не передавались. Таким образом, в нарушение изложенных требований законодательства, администрацией Цимлянского района утилизация и переработка отходов производства и потребления на территории муниципального образования должным образом не организована, что подтверждается наличием несанкционированной свалки ТБО в границах г. Цимлянска. Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В силу ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель. Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Согласно ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» допускается возможность возмещения вреда, причиненного природной среде посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя вреда в соответствии с проектом восстановительных работ. В соответствии с Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» земли или земельные участки признаются нарушенными в случае, если они утратили свою хозяйственную ценность илиявляются источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности. Такие земли и земельные участки подлежат рекультивации. Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 2 приложения № 6 к Приказу Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»). По результатам проверки установлено, что земельный участок под свалкой ТБО, расположенной по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, право владения, пользования и распоряжения которым принадлежит Администрации Цимлянского района. Кроме того, эксплуатация данной свалки 000 «Управляющая компания Цимлянскжилсервис» и 000 «ЭКО - Чистый город» осуществлялась посредством предоставления администрацией района земельного участка в пользование указанным организациям. Таким образом, в силу ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» администрация Цимлянского района обязана организовать проведение работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га, так как нарушение требований природоохранного законодательства и захламление земельного участка отходами производства и потребления стали возможны в результате ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления обязанностей по организации утилизации и переработке отходов в границах муниципального образования «Цимлянский район». В указанной связи, администрация Цимлянского района привлекается в качестве ответчика. Размещение бытовых и производственных отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе, на территориях, не оборудованных для данных целей, т.е. на несанкционированных свалках, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека. Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации. Тем самым, нарушаются интересы муниципального образования «Цимлянский район», интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. На основании изложенного Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просил суд обязать администрацию Цимлянского района провести рекультивацию свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995г.
Представитель Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, помощник прокурора Цимлянского района Осипенко В.А., в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель Администрации Цимлянского района Сагаровский А.А., действующий по доверенности, в судебном заседании просил прекратить производство по данному делу по тем основаниям, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение Цимлянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. По указанному решению Администрация Цимлянского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана решить вопросы о строительстве полигона для твердых бытовых отходов, организации централизованных систем очистки сельских населенных пунктов, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на административной территории Цимлянского района Ростовской области. В случае если судом будет установлено, что предмет и основание иска в решении от ДД.ММ.ГГГГ и в данных исковых требованиях не совпадают, представитель ответчика просил учесть, что Администрацией Цимлянского района проводятся работы по выделению нового полигона. Полигон, расположенный по <адрес> в <адрес> закрыт. У ответчика в настоящий момент отсутствуют денежные средства на рекультивацию указанной свалки, изыскать дополнительные средства в 2011 году не представляется возможным. Вопрос о выделении денежных средств на рекультивацию свалки будет вынесен на обсуждение собрания депутатов Цимлянского района в 2012 году.
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском и Константиновском районах Гордеев В.А. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ООО «ЭКО - Чистый город» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении судебной повестки. С учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав представителя истца, представителя Администрации Цимлянского района, действующего по доверенности, Сагаровского А.А.., начальника Управления Роспотребнадзора Гордеева В.А., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В ходе проверки исполнения природоохранного законодательства на территории Цимлянского района Ростовской области, осуществленной Ростовским межрайонным природоохранным прокурором, выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, допускаемые администрацией Цимлянского района.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположена свалка твердых бытовых отходов, которая с мая 2010 года для размещения отходов производства и потребления не эксплуатируется.
Согласно справке Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № свалка твердых бытовых отходов не соответствует требованиям СП 2.1.71038-01 «Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и является несанкционированным объектом размещения отходов.
Согласно информации администрации Цимлянского района от ДД.ММ.ГГГГ № указанная свалка ТБО состоит на балансе администрации Цимлянского района.
При осмотре свалки ТБО, проведенной сотрудником межрайонной природоохранной прокуратуры совместно с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора Гордеевым В.А., установлен ряд нарушений требований санитарных правил.
Суд соглашается с доводами и мнением истца, что неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов и создает препятствия к их рациональной утилизации.
Доводы представителя прокурора Цимлянского района нашли свои подтверждение в судебном заседании при изучении материалов дела и опросе участников процесса.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в установленном законом порядке судом или арбитражным судом.
При таких обстоятельствах, анализируя исследованные доказательства, суд считает, что необходимо обязать Администрацию Цимлянского района Ростовской области провести рекультивацию свалки твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>.
Ходатайство представителя Администрации Цимлянского района о прекращении производство по данному делу по тем основаниям, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда от 05.06.2008г., удовлетворению не подлежит, так как в данном судебном акте не принималось решение о проведении рекультивации свалки. Указанным решением суда признана не отвечающей требованиям действующего законодательства работа Администрации Цимлянского района по организации утилизации бытовых отходов на свалке, расположенной в <адрес>, проведению мероприятий по рекультивации территорий данной свалки и очистке прилегающей территории. Администрация Цимлянского района в срок до 01.01.2009г. обязана была решить вопросы о строительстве полигона для твердых бытовых отходов, организации централизованных систем очистки сельских населенных пунктов, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на административной территории Цимлянского района Ростовской области.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора.
Обязать Администрацию Цимлянского района Ростовской области провести рекультивацию свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995г.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Цимлянский районный суд.
Судья
Мотивированное решение суда составлено 06.06.2011г.