о предоставлении жилого помещения вне очереди за счет средств субъекта РФ по договору социального найма



Дело № 2 - 1134/ 2010       ...

                                    Р Е Ш Е Н И Е                            Именем Российской Федерации

    г. Чусовой                                                                             14 декабря 2010 года

    Чусовской городской суд Пермского края в составе

Председательствующего судьи Фоминой Н.Н.

с участием помощников прокурора Садиловой Н.Н., Журавлевой Н.Ю.,

истца Галимовой А.А.,

представителя ответчика администрации Чусовского муниципального района Корневой Е.А.,

при секретаре Безводинских И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора в защиту интересов Галимовой А.А. к администрации Чусовского муниципального района, Министерству финансов Пермского края о предоставлении жилья,

                                               установил:

Чусовской городской прокурор обратился в суд с заявлением к администрации Чусовского муниципального района, Министерству финансов Пермского края в защиту интересов Галимовой А.А. о предоставлении ей как оставшейся без попечения родителей жилья за счет бюджета Пермского края.

    В судебном заседании пом. прокурора Садилова Н.Н. на иске настаивала, уточнила исковые требования в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 12 кв.м. Галимова А.А. исковые требования поддержала.

Садилова Н.Н. и Галимова А.А., дополняя друг друга, пояснили, что Галимова А.А. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мама Г умерла в 2002г., отец А был ограничен в родительских правах, так как по состоянию здоровья, являясь инвалидом 1 группы, не мог осуществлять родительские обязанности. Жилье за Галимовой А.А. не закреплялось, так как жилье по адресу: ... в котором проживала ее семья, было непригодно для проживания, в настоящее время дом разрушен, ее поставили в очередь на получение жилья. Администрация Чусовского муниципального района отказывает Галимовой А.А. в предоставлении жилого помещения, поскольку не подошла ее очередь. Как лицо, оставшееся без попечения родителей, истец имеет право на предоставлении жилого помещения вне очереди.

    Представитель администрации Чусовского муниципального района Корнева Е.А. иск признала, пояснив, что администрацией района не оспаривается право истца на получение жилого помещения по заявленному в иске основанию, но при условии, что Галимова А.А. и ее отец А не имеют в собственности другого жилого помещения, существует определенный порядок подачи заявки на получение средств из бюджета Пермского края на приобретение жилья такой категории граждан как дети-сироты, и поэтому заявка делается ежегодно, но поступающих денежных средств недостаточно для обеспечения жильем всех граждан, состоящих в льготной очереди, поэтому при наличии судебного решения такая заявка будет оформлена.

    Министерство финансов Пермского края представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отзыве на иск указывали на свое не согласие с заявленными требованиями в связи с тем, что Министерство финансов Пермского края не является распорядителем бюджетных средств края и не вправе самостоятельно произвести перевод денежных средств на приобретение жилья истцу.

    3-е лицо Министерство социального развития Пермского края с иском прокурора в защиту интересов Галимовой А.А. не согласилось, представив письменное возражение о том, что Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений, в том числе и детям-сиротам, так как предоставление жилья относится к полномочиям органа местного самоуправления, и средства бюджета Пермского края направляются именно ему. Кроме того, истцом не представлено доказательств отсутствия жилых помещений на праве собственности у ее родителей, поэтому считает, что у Галимовой А.А. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением вне очереди за счет бюджета края. Просят в иске отказать в полном объеме.

    3-е лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края с иском прокурора не согласилось, представив письменное возражение на иск, указав, что Министерство ЖКХ перечисляет денежные средства на приобретение жилья детям сиротам органам местного самоуправления только после принятия распоряжения Правительством Пермского края по месте поступления средств из федерального бюджета. Просят в иске Галимовой А.А. отказать.

    Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично исходя из следующего.

    Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21. 12. 1996 г. № 159 - ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    В силу ст. 5 указанного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п. 2,3,15,16 «Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170 дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания… имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

    П. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10. 08. 2006 г. № 16 - п предусматривают, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением определенных условий, в том числе площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

    Решением Думы Чусовского городского поселения от 25. 12. 2008 г. № 28 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в 12 кв. м. общей площади на одного члена семьи.

    Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма регулируется Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» от 14. 07. 2008 г. № 255 - ПК. В силу п. 3 ст. 9 данного Закона жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.

     С учетом всех выше приведенных норм суд приходит к выводу о том, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии закрепленного за ними жилого помещения, а также иного жилого помещения в собственности, по окончании учебного заведения имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм предоставления жилья в том населенном пункте, где они проживают и состоят на учете, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

      Судом установлено, что Галимова А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Г умерла ...2002г., что подтверждается справкой о смерти \л.д.9\, отец А по решению Чусовского городского суда от ... 2003 г. ограничен в родительских правах (л. д. 8). Поскольку, Галимова А.А. фактически осталась без попечения родителей, постановлением главы администрации г. Чусового от ....2003г. над истцом установлена опека (л. д. 13, 16). Согласно справки отдела прав семьи, отцовства, материнства и детства администрации Чусовского муниципального района от ....08г. за Галимовой А.А. жилье не закреплялось (л.д. 15).

Судом установлено, что Галимова А.А. зарегистрирована на постоянное место жительства по адресу: ... (л.д.12 штамп в паспорте), однако, указанный жилой дом признан непригодным для проживания, что подтверждается актом обследования межведомственной комиссией администрации г. Чусового от ....2003г. \л.д. 48-49\ и в настоящее время разрушен, что подтверждается справкой Чусовского филиала ГУП ЦТИ от ...2010г. о том, что по состоянию на ....2008г. от дома остались фундамент и стены, другие конструктивные элементы отсутствуют \ л.д.84\.

Согласно имеющихся в материалах дела документов (справки ЦТИ \л.д. 19, 83\, сообщение Чусовского отдела УФРС по Пермскому краю л.д. 18, 85,86) ни Галимова А.А. ни ее отец А не имеют в собственности объектов недвижимого имущества жилого назначения на территории г. Чусового и Пермского края.

Решением жилищной комиссии администрации г. Чусового ...2003г. Галимова А.А. была поставлена в льготную очередь на получение жилья \л.д. 14\.

В 2006 году Галимова А.А. окончила ... школу № ... \л.д.7\, в 2008г. - образовательное учреждение ... ... \л.д. 11\.

    Согласно списка детей-сирот, состоящих в администрации Чусовского муниципального района, Галимова А.А. по состоянию на ...2010г. состоит в очереди на получение жилья вне очереди \л.д.20-21\.

Ответчики не оспаривают законность постановки Галимовой А.А. в очередь для получения жилья в категорию «дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа» и ее право на внеочередное получение жилья по данному основанию.

         Таким образом, оценив перечисленные выше доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Чусовского городского прокурора в части возложения на администрацию Чусовского муниципального района обязанности по предоставлению Галимовой А.А. во внеочередном порядке жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, поскольку, Галимова А.А. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент постановки на учет Галимова А.А. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей.

В то же время требование прокурора о возложении на Министерство финансов Пермского края обязанности перевести необходимые денежные средства для приобретения администрацией Чусовского муниципального района жилого помещения для Галимовой А.А. и предоставления его ей по договору социального найма суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению исходя из того, что, хотя финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, но непосредственное предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, в данном случае, администрацией Чусовского муниципального района. При этом, выделение средств для приобретения жилья детям-сиротам осуществляется в порядке, установленном «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 10. 08. 2006 г. № 16 - п.

Согласно п.п. 2,5 Положения, перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее местные бюджеты) осуществляется Министерством ЖКХ Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья…

Поэтому, возложение на Министерство финансов Пермского края напрямую обязанности о перечислении денежных средств администрации Чусовского муниципального района на приобретение жилья истцу, будет противоречить указанному выше Положению.

При этом, следует отметить, что согласно п. 9 указанного Положения средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.

    Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                        решил:

    Обязать администрацию Чусовского муниципального района предоставить Галимовой А.А. во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 12 кв. м. в черте города Чусового Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.

    В остальной части требований Чусовскому городскому прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                   Судья                    ...                       Н.Н. Фомина

...

...