требования о предоставлении вне очереди жилого помещения за счет средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, удовлетворены



Дело № 2 - 568/ 2011                                                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чусовой                                                                                                        «14» июня 2011 г.

    Чусовской городской суд Пермского края в составе

судьи Горбуновой О.А.

с участием прокурора Журавлевой Н.Ю.,

истицы Жужгиной Е.В.,

представителя ответчика Корневой Е.А.,

при секретаре Жеребцовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чусовом гражданское дело по заявлению Чусовского городского прокурора в интересах Жужгиной Е.В. к администрации Чусовского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилья, понуждении распределить средства бюджета для приобретения жилья,

                                               у с т а н о в и л :

Чусовской городской прокурор в защиту интересов Жужгиной Е.В. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о распределении бюджетных денежных средств для приобретения жилья для Жужгиной Е.В. и к администрации Чусовского муниципального района о предоставлении ей жилья вне очереди как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

В судебном заседании прокурор Журавлева Н.Ю. на иске настаивала, пояснила, что Жужгина Е.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее одинокая мать М.., умерла ... года. Жилое помещение за Жужгиной Е.В. не закреплялось по причине отсутствия жилья у матери. Администрация Чусовского муниципального района отказывает Жужгиной Н.Ю. в предоставлении жилого помещения, поскольку не подошла её очередь, состоит в льготной очереди под номером . Как лицо, оставшееся без попечения родителей, истец имеет право на предоставлении жилого помещения вне очереди.

Истица Жужгина Е.В. в судебном заседании поддержала требования прокурора. Считает, что ей должна быть предоставлена отдельная квартира площадью, равной площади жилого помещения, в котором она зарегистрирована по месту жительства.

Представитель администрации Чусовского муниципального района Корнева Е.А. в судебном заседании иск признала и указала, что в настоящее время ввиду отсутствия свободных жилых помещений, приобретенных для детей-сирот, администрация не имеет возможности предоставить жилое помещение Жужгиной Е.В. вне очереди.

Правительство Пермского края представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В отзыве на иск представитель Кондрашина И.Л. указала о не согласии с иском в связи с тем, что денежные средства ежегодно выделяются Чусовскому муниципальному району на приобретение жилья детям-сиротам, тем самым свои обязательства Правительство выполняет надлежащим образом, распределением средств и приобретением жилья непосредственно занимается Чусовской муниципальный район.

Третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края с иском прокурора в защиту интересов Жужгиной Е.В. не согласилось, представив письменное возражение о том, что Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений, в том числе и детям-сиротам, так как предоставление жилья относится к полномочиям органа местного самоуправления, которому Правительство Пермского края ежегодно перечисляет средства краевого бюджета для приобретения жилья детям-сиротам. Просят в иске к Правительству Пермского края отказать в полном объеме.

Третье лицо Министерство социального развития Пермского края с иском прокурора не согласилось, представив отзыв, соответствующий позиции Правительства Пермского края.

Суд, заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично, исходя из следующего.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. (в редакции от 17.12.2009 года) № 159 - ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п.2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170 дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания… имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

П.8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10. 08. 2006 г. № 16 - предусматривают, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением определенных условий, в том числе площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Решением Думы Чусовского городского поселения от 25. 12. 2008 г. № 28 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в 12 кв. м. общей площади на одного члена семьи.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма регулируется Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» от 14. 07. 2008 г. № 255 - ПК. В силу п. 3 ст. 9 данного Закона жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.

С учетом всех выше приведенных норм суд приходит к выводу о том, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии закрепленного за ними жилого помещения, а также иного жилого помещения в собственности, по окончании учебного заведения имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм предоставления жилья за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что Жужгина Е.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её одинокая мать М. умерла ...., что подтверждается свидетельством о смерти, свидетельством о рождении, справкой о рождении, справкой о заключении брака (л.д.8, 9, 11).

Судом установлено, что Жужгина Е.В. зарегистрирована на постоянное место жительства по адресу: ..., что подтверждается справкой ООО «Расчетно-кассовый центр» от ... года (л.д.30). Однако, указанный жилой дом снесен, что подтверждается актом обследования межведомственной комиссией администрации г.Чусового от ... года (л.д.16).

Как следует из сообщений Управления Росреестра по Пермскому краю (Чусовской отдел) от ... года (л.д.27, 28) и сообщений Чусовского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» от .... (л.д.29) в собственности за Жужгиной Е.В., а также ее умершей матери М. недвижимого имущества на территории Пермского края не значится.

Согласно сведениям отдела охраны прав семьи, отцовства, материнства и детства администрации Чусовского муниципального района от ... года (л.д.13), Жужгина Е.В. ... года рождения, не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

Решением жилищной комиссии администрации Чусового муниципального района от .... Жужгина Е.В. поставлена в очередь на получение жилья (л.д.19).

В ... году Жужгина Е.В. закончила обучение в ГОУ НПО «ПУ № », что подтверждено соответствующим дипломом (л.д.21).

Согласно списку детей-сирот, состоящих в администрации Чусовского муниципального района, по состоянию на .... Жужгина Е.В. состоит в очереди на внеочередное получение жилья под № (л.д.22-23).

         Таким образом, оценив перечисленные выше доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Чусовского городского прокурора в части возложения на администрацию Чусовского муниципального района обязанности по предоставлению Жужгиной Е.В. во внеочередном порядке жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, поскольку, Жужгина Е.В. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент постановки на учет являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Вместе с тем, требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности перевести необходимые денежные средства для приобретения администрацией Чусовского муниципального района жилого помещения для Жужгиной Е.В. и предоставления ей жилого помещения по договору социального найма суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению исходя из того, что, хотя финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, но непосредственное предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, в данном случае администрацией Чусовского муниципального района. При этом, выделение средств для приобретения жилья детям-сиротам осуществляется в порядке, установленным «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10. 08. 2006 г. № 16 - п.

Согласно п.п.2, 5 Положения перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее местные бюджеты) осуществляется Министерством ЖКХ Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

Поэтому, возложение на Правительство Пермского края напрямую обязанности о перечислении денежных средств администрации Чусовского муниципального района на приобретение жилья истцу, будет противоречить указанному выше Положению.

При этом, следует отметить, что согласно п. 9 указанного Положения средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.

Поскольку истец выявлен и поставлен на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в г.Чусовом, в настоящее время проживает в г.Чусовом, суд возлагает на администрацию муниципального района обязанность предоставить ему жилье в г.Чусовом, отвечающее требованиям благоустройства.

Доводы истицы о том, что ей должно быть предоставлено жилье в виде отдельной квартиры, равной по площади той, в которой она зарегистрирована по месту жительства, судом отклоняются как не основанные на законе, поскольку исковые требования прокурора обоснованы отсутствием у истицы как лица, оставшегося без попечения родителей, закрепленного за ней жилья, а не тем, что жилье, в котором зарегистрирована истица, не пригодно для проживания.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

Обязать муниципальное учреждение Администрацию Чусовского муниципального района предоставить Жужгиной Е.В., ... года рождения, вне очереди благоустроенное применительно к Чусовскому городскому поселению жилое помещение в г.Чусовом общей площадью не менее 12 кв.метров за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В удовлетворении остальной части требований Чусовскому городскому прокурору отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                           О.А.Горбунова