требования о предоставлении во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения удовлетворены



Дело №2-952/2011                           

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2011 г.

Чусовской городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шакирзяновой Е.А.

при секретаре Чадовой М.Н.

с участием помощника прокурора Маметьевой Т.Ю.

истца Черентаева О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Черентаева О.И. к Правительству Пермского края, администрации Чусовского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

....2011 г. в суд обратился Чусовской городской прокурор в защиту прав и законных интересов Черентаева О.И. с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности распределить средства бюджета Пермского края, необходимые для приобретения администрацией Чусовского муниципального района жилого помещения. К администрации Чусовского муниципального района - о возложении обязанности за счет средств, перечисленных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края приобрести жилое помещение, и предоставить его вне очереди Черентаеву О.И. на условиях договора социального найма.

Исковые требования обосновывают тем, что Черентаев О.И. имеет право на обеспечение его жильем в соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Одинокая мать Черентаева О.И. умерла ....1999 г. При учреждении опеки за Черентаевым О.И. было закреплено жилое помещение по адресу: ул. .... В связи с тем, что жилое помещение в результате пожара сгорело, межведомственной комиссией было признано непригодным для проживания. Пункт постановления о закреплении жилья был отменен постановлением Главы администрации от ....2007 г.

В судебном заседании помощник прокурора Маметьева Т.Ю. на исковых требованиях настаивала. Суду пояснила, что Правительство Пермского края выделяет денежные средства на приобретение жилья, но в недостаточном количестве. Просят обязать Правительство Пермского края распределить средства бюджета необходимые для приобретения администрацией Чусовского муниципального района жилого помещения и предоставления его Черентаеву О.И. Просят обязать администрацию Чусовского муниципального района приобрести за счет выделенных денежных средств жилое помещение и предоставить его вне очереди Черентаеву О.И. общей площадью не менее 12 кв.м., по договору социального найма, благоустроенное отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте г. ....

Истец Черентаев О.И. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований. Пояснил, что жилья своего он не имеет, проживает на съемных квартирах. Квартира по ... сгорела. Просит предоставить ему жилое помещение.

Ответчик администрация Чусовского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве на иск указали, что финансирование на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется за счет средств бюджета Пермского края. В настоящее время свободного жилья у администрации нет, поэтому предоставить жилое помещение Черентаеву О.И. возможности не имеют.

Ответчик Правительство Пермского края о времени и месте судебного заседания извещены, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве просили в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений ссылаются на установленный порядок предоставления жилья такой категории граждан, как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Указывают, что ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В 2010 г. Чусовскому муниципальному району выделены средства из краевого бюджета в размере ... тыс. руб., в 2011 г. - ... тыс.руб. Кроме того, распоряжением правительства Пермского края от ....2011 г. №... «О распределении средств бюджета Пермского края, остатка неиспользованных субсидий из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2011 года, предусмотренных на Ш квартал 2011 года на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», Чусовскому муниципальному району дополнительно выделено из средств краевого бюджета ... тыс. руб. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке.

Третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о времени и месте судебного заседания извещены, в отзыве указали, что исковые требования в части возложения обязанности на Правительство Пермского края распределить средства бюджета Пермского края администрации Чусовского муниципального района для приобретения жилья для Черентаева О.И. отказать. В возражениях на иск ссылаются, что Правительство Пермского края свои обязательства по выделению денежных средств из бюджета Пермского края исполняют ежегодно. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

Третье лицо Министерство социального развития Пермского края о времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Поддерживают доводы, изложенные в отзыве Правительства Пермского края.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, в том числе письменные доказательства, заявленные исковые требования удовлетворяет частично, исходя из следующего.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статье 5 указанного Закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 (пункты 2, 3, 4), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением условия относительно площади жилого помещения - она должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Решением Думы Чусовского городского поселения от 25.12.2008 г. № 28 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в 12 кв.м общей площади на одного члена семьи.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии закрепленного за ними жилого помещения, а также иного помещения в собственности, имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной нормы предоставления жилья за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что одинокая мать Черентаева О.И. С. умерла ....1999 г. (л.д. 11 копия свидетельства о смерти). Постановлением администрации г. Чусового Пермской области от ...1999 г. №... (л.д. 13) над Черентаевым О.И. учреждена опека, закреплено за Черентаевым О.И. жилое помещение по адресу: г. ... до его совершеннолетия. Согласно справки МУП «...» от ....2008 г. (л.д. 21) Черентаев О.И. зарегистрирован на постоянное место жительства в г. ...

Постановлением главы Чусовского муниципального района Пермского края от ....2007 г. №... пункт 2 постановления от ....1999 г. №... отменен (в части закрепления жилья), поскольку жилое помещение по адресу: г. ... признано межведомственной комиссией непригодным для проживания, несовершеннолетний поставлен в льготную очередь категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» (л.д. 14). В материалы дела представлен акт межведомственной комиссии от ... 2002 г. (л.д. 15-16) и решение Межведомственной комиссии от ....2010 г. №... (л.д. 17) О признании жилого помещения по адресу: г. ... непригодным для проживания.

Судом установлено, что решением жилищной комиссии администрации г. Чусового от ....2002 г. №... Черентаев О.И. поставлен на очередь для получения жилья в категорию «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа» и в общую очередь (л.д. 31 архивная выписка). Черентаев О.И. состоит в Списке детей-сирот, состоящих в администрации Чусовского муниципального района по состоянию на ....2011 г. под №... (л.д. 22-24).

....2011 г. Черентаев О.И. получил диплом о начальном профессиональном образовании (л.д. 25).

По сведениям ... от ....2011 г. (л.д. 26), ... от ....2011 г. №... (л.д. 28) сведения о наличии зарегистрированного на праве собственности жилого помещения у Черентаева О.И. отсутствуют. Отсутствуют такие сведения в Чусовском филиале ... в отношении С. (л.д. 27 информация от ....2011 г. №...).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных к администрации Чусовского муниципального района требований, поскольку Черентаев О.И. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», жилье у него отсутствует, что подтверждается материалами дела и возлагает на администрацию Чусовского муниципального района обязанность по предоставлению жилья.

Исковые требования Чусовского городского прокурора в части возложения на Правительство Пермского края обязанности распределить средства бюджета Пермского края необходимые для приобретения администрацией Чусовского муниципального района жилого помещения суд находит необоснованными и в удовлетворении их отказывает.

При этом суд исходит из норм Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, которое определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пунктов 2, 5, 7 Положения перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, исходя из количества детей-сирот, средней расчетной стоимости 1 квадратного места общей площади жилья и нормы общей площади жилого помещения. Распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение и утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Возложение только на Правительство Пермского края обязанности по распределению средств бюджета будет противоречить установленному Положением порядку.

Кроме того, следует отметить, что судом не установлено бездействие ответчика Правительства Пермского края, поскольку в 2010 г. и в 2011 г. изданы соответствующие распоряжения о распределении средств бюджета Пермского края, органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и представить отчет об их использовании в установленном порядке. Пунктом 9 Положения от 10.08.2006 г. № 16-п установлено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

обязать администрацию Чусовского муниципального района предоставить Черентаеву О.И., ....1991 г. рождения, во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 12 кв.м в черте г. Чусового Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд.

Судья: Е.А. Шакирзянова