Дело №2-642/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 июля 2012 г. Чусовской городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Батуевой Г.Г. при секретаре Атамановой Е.В. с участием помощника прокурора Лекомцевой Л.В., истца Перминовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Перминовой А.Н. к Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края, администрации Чусовского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по договору социального найма, возложении обязанности распределить необходимые денежные средства для приобретения жилого помещения, у с т а н о в и л: ...г. в суд обратился Чусовской городской прокурор в защиту прав и законных интересов Перминовой А.Н. с иском к Правительству Пермского края, администрации Чусовского муниципального района о возложении на администрацию Чусовского муниципального района обязанности за счет средств, выделенных Правительством Пермского края приобрести жилое благоустроенное помещение общей площадью не менее ... кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте г.Чусового и предоставить его вне очереди Перминовой А.Н. на условиях договора социального найма. Определением Чусовского городского суда от ...г. по делу в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Пермского края. В судебном заседании помощник прокурора Лекомцева Л.В. на исковых требованиях настаивала. Суду пояснила, что мать Перминовой А.Н., ....р. Г.Т.Н. умерла ...г.., отец П.Н.А.. был лишен родительских прав решением Чусовского городского суда от ...г.. Перминова А.Н. была направлена в детский дом на основании постановления главы администрации г. Чусового от ...г.., за несовершеннолетней закрепили жилое помещение по адресу: .... Данное жилое помещение признано непригодным для проживания. На основании решения жилищной комиссии Перминова А.Н. была включена в льготную очередь на получение жилья в категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей». В настоящее время Перминова А.Н. состоит в льготном списке под №..., т.е. получить жилье во внеочередном порядке она не сможет на протяжении нескольких лет. ...г.. Перминова А.Н получила аттестат об основном общем образовании, собственного жилья не имеет, проживает до настоящего времени в г.Чусовом в съемном жилье. В собственности жилья Перминова А.Н. не имеет. Просит обязать Правительство Пермского края распределить средства бюджета необходимые для приобретения администрацией Чусовского муниципального района жилого помещения. На администрацию Чусовского муниципального района просит возложить обязанность предоставить Перминовой А.Н. жилое благоустроенное помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте г...., площадью не менее ... кв.м. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма. Истец Перминова А.Н. настаивала на исковых требованиях, просит предоставить ей жилое помещение, так как собственного жилья не имеет, проживает временно в съемном жилье. Ответчик администрация Чусовского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве на иск указали, что финансирование на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется за счет средств бюджета Пермского края, денежные средства на данные цели не поступали. Считают, что признание жилья непригодным для проживания не лишает Перминову А.Н. возможности обратится с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям. Ответчик Правительство Пермского края о времени и месте судебного заседания извещены, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве в обоснование возражений ссылаются на установленный порядок предоставления жилья такой категории граждан, как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Указывают, что ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В ...г. федеральные средства ожидаются во втором полугодии. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям- сиротам. В связи с этим считают себя ненадлежащим ответчиком, поскольку с их стороны нарушений нет. Ответчик Министерство финансов Пермского края о времени и месте судебного заседания извещены, в отзыве указали, что считают себя ненадлежащим ответчиком по следующим основаниям: В Пермском крае порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей определен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей. Данным положением определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке установленном законодательством. При этом в Положении прямо указано, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов Пермского края относится к полномочиям других органов, которые привлечены к участию по делу. Третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о времени и месте судебного заседания извещены, в отзыве на исковые требования, просили в удовлетворении исковых требований отказать. В возражениях на иск ссылаются, что органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края № 16-П от 10.08.2006 г. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края. После принятия распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Третье лицо Министерство социального развития Пермского края о времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, в том числе письменные доказательства, заявленные исковые требования удовлетворяет частично, исходя из следующего. Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статье 5 указанного Закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. «О мерах по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Согласно Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 (пункты 2, 3, 4), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением условия относительно площади жилого помещения - она должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Решением Думы Чусовского городского поселения от 25.12.2008 г. № 28 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в 12 кв.м общей площади на одного члена семьи. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии закрепленного за ними жилого помещения, а также иного помещения в собственности, имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной нормы предоставления жилья за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Судом установлено, что мать Перминовой А.Н., ...г.., Г.Т.Н. умерла ...г. (л.д....), отец Перминовой А.Н. П.Н.А. лишен родительских прав решением ... от ...). Согласно постановлению главы ... ... от ...г. № ... Перминова А.Н направлена в детский дом как оставшаяся без попечения родителей. За Перминовой А.Н. закреплена жилплощадь по адресу: ...). Перминова Н.А. воспитывалась в детском доме ...» до ...г.., а затем окончания общеобразовательной школы в приемной семье Т.Н.П.л.д. ...). ...г. окончила курс обучения в ...). Согласно архивной выписке из протокола заседания ... от ...г. № ...) Перминова А.Н. поставлена на учет для получения жилья в категорию «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей». В списке детей-сирот, состоящих в ... по состоянию на ...г. Перминова А.Н. значится под номером .... Судом также установлено, что дома ... по ул. ... ...г. ... признан непригодным для проживания (л.д. ...), согласно информации ... от ...г. квартира расположенная по адресу:. ... находится в нежилом здании Дома связи, принадлежащем .... Таким образом, суд считает требования Перминовой А.Н. подлежат удовлетворению, поскольку относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», жилье у нее отсутствует, что подтверждается информацией ...), ...). Отсутствуют сведения о наличии жилья у Г.Т.Н. и П.Н.А. (л.д. ... информация ..., л.д. ... информация ...). Таким образом, оценив вышеперечисленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Чусовского городского прокурора и Перминовой А.Н. в части возложения на администрацию Чусовского муниципального района обязанности по предоставлению жилого помещения. Перминова А.Н. является лицом, отнесенным к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования она фактически не имеет, поскольку жилое помещение, в котором она зарегистрирована является нежилым и признано непригодным для проживания, в установленном порядке поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ... Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма регулируется Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» от 14.07.2008 г. № 255-ПК. В силу пункта 3 статьи 9 указанного закона жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются с учетом членов их семей. Доводы ответчика в той части, что Перминова А.Н. имеет право на получение жилья по основаниям в связи с непригодностью жилья для проживания (статья 57 Жилищного кодекса РФ), не влекут отказ в удовлетворении заявленных требований, поскольку Перминова А.Н. не лишена возможности реализовать свои права, установленные Законом о мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исковые требования Чусовского городского прокурора в части возложения на Правительство Пермского края обязанности распределить средства бюджета Пермского края необходимые для приобретения администрацией Чусовского муниципального района жилого помещения суд находит необоснованными и в удовлетворении их отказывает. При этом суд исходит из норм Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, которое определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пунктов 2, 5, 7 Положения перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, исходя из количества детей-сирот, средней расчетной стоимости 1 квадратного места общей площади жилья и нормы общей площади жилого помещения. Распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение и утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Возложение только на Правительство Пермского края обязанности по распределению средств бюджета будет противоречить установленному Положением порядку. Кроме того, следует отметить, что судом не установлено бездействие ответчика Правительства Пермского края, поскольку в ...г. и в ...г. изданы соответствующие распоряжения о распределении средств бюджета Пермского края, органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и представить отчет об их использовании в установленном порядке. Пунктом 9 Положения от 10.08.2006 г. № 16-п установлено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, р е ш и л: обязать администрацию Чусовского муниципального района предоставить Перминовой А.Н., ... г. рождения, во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м в черте г. ... за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели. В остальной части исковых требований отказать. Решение в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд. Судья: Г.Г.Батуева