о признании устава МО противоречащим Федеральному законодательству



Дело № 2-266/2012           

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Чурапча                             от 15 августа 2012 года

Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Поповой М.Ю., с участием помощника прокурора Чурапчинского района Колодезниковой М.Б., при секретаре Поповой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Чурапчинского района Афанасьева С.И. в интересах РФ, неопределенного круга лиц к наслежному Совету депутатов МО «Хоптогинский наслег» о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Чурапчинского района Афанасьев С.И. обратился в суд заявлением в интересах РФ, неопределенного круга лиц к наслежному Совету депутатов МО «Хоптогинский наслег» о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству, мотивируя тем, что прокуратурой Чурапчинского района в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе уставов муниципальных образований, установлен факт длительного не приведения Устава муниципального образования МО «Хоптогинский наслег» в соответствие с действующим законодательством.

По результатам проведенной проверки установлено, что в Устав МО «Хоптогинский наслег» до настоящего времени изменения в соответствии Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (начало действия - 03.12.2011 года); Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ не внесены (начало действия - 01.01.2012 года).

Тем самым, нарушение законов РФ, влечет нарушение интересов РФ, как правового государства, обеспечивающего верховенство закона на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в случае, если в Устав МО не будут внесены изменения в соответствии с требованиями федерального закона, могут быть ущемлены права, свободы и законные интересы жителей муниципального образования, предусмотренные указанными выше федеральными законами, с которыми Устав МО не приведен в соответствие.

Просит суд признать п. 21 ч. 1, ст. 5, п.23 ч. 1, ст. 5, п.4 ч.1 ст. 6, ч.2 ст. 12, ч. 5 ст. 12, ч.7 ст. 14, п. 3 ч. 3 ст. 15, ч.4 ст. 15, п.6 ч. 1 ст. 24, ч.1 ст. 5, ст. ст. 27, 29, 34, 43, 44 Устава МО «Хоптогинский наслег», принятого Решением наслежного Совета депутатов № 63 от 27.08.2007 года, противоречащим федеральному законодательству.

В судебном заседании помощник прокурора Колодезникова М.Б. заявление поддержала полностью.

Глава администрации МО «Хоптогинский наслег» Петров С.В., будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Признавая причину неявки Петрова С.В. неуважительной, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав объяснение помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ - в Российской Федерации гарантировано местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно статье 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту «Федеральный закон № 131-ФЗ») в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Устав муниципального образования в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ, составляет правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п.1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Частью 3 статьи 75 Федерального закона № 131-ФЗ установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, которые не могут даже и временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ. К ним относятся полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования.

В соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ, Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом.

В п. 19 ст. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, указано, что уполномоченным органом в сфере регистрации уставов муниципальных образований, являются структурные подразделения главных управлений Минюста РФ по федеральным округам в субъектах РФ.

Приказом Министерства юстиции РФ от 24 августа 2005 г. № 139, утверждено Положение о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений включенных в него.

Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, согласно информации Управления Минюста РФ по РС (Я), размещенной на официальном сайте to14.minjust.ru по состоянию на 01.07.2012 года, а также в соответствии с актом сверки от 26.07.2012, Устав МО «Хоптогинский наслег» не приведен в соответствие с федеральными законами от 21.11.2011 года № 329-ФЗ, от 30.11.2011 года № 361-ФЗ, несмотря на то, что часть указанных документов начала действовать с декабря 2011 года.

Действующий в настоящее время Устав МО «Хоптогинский наслег» принят Решением наслежного Совета депутатов № 63 от 27 августа 2007 года и обнародован путем размещения Устава МО на специальном стенде официальной информации.

В соответствии со ст. 51 Устава МО «Хоптогинский наслег», официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем их вывешивания на стенде официальной информации, размещенной в административном здании. Срок такого вывешивания муниципального правового акта составляет 30 календарных дней.

Таким образом, суд считает, что по состоянию на 30.07.2012 года в Устав МО изменения в целях приведения в соответствие с требованиями федеральных законов от 21.11.2011 года № 329-ФЗ, от 30.11.2011 года № 361-ФЗ, не внесены, не зарегистрированы и не обнародованы, что следует из акта сверки от 30.07.2012, ряд пунктов и статей Устава МО «Хоптогинский наслег» в действующей редакции противоречит требованиям федерального законодательства п. 21 ч. 1, ст. 5, п.23 ч. 1, ст. 5, п.4 ч.1 ст. 6, ч.2 ст. 12, ч. 5 ст. 12, ч.7 ст. 14, п. 3 ч. 3 ст. 15, ч.4 ст. 15, п.6 ч. 1 ст. 24.

Кроме того, ч.1 ст. 5, ст. ст. 27, 29, 34, 43, 44 для целей полноценного, всестороннего и объективного решения вопросов местного значения требуют внесения соответствующих дополнений.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление исполняющего обязанности прокурора Чурапчинского района Афанасьева С.И. - удовлетворить.

Признать п. 21 ч. 1 ст. 5, п.23 ч. 1 ст. 5, п.4 ч.1 ст. 6, ч.2 ст. 12, ч. 5 ст. 12, ч.7 ст. 14, п. 3 ч. 3 ст. 15, ч.4 ст. 15, п.6 ч. 1 ст. 24, ч.1 ст. 5, ст. ст. 27, 29, 34, 43, 44 Устава МО «Хоптогинский наслег», принятого Решением наслежного Совета депутатов № 63 от 27.08.2007 года, противоречащим следующим Федеральным законам от 21 ноября 2011г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» и от 30 ноября 2011г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха /Якутия/ в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья           М.Ю. Попова

Решение изготовлено в окончательной форме 16.08.2012 г.