о взыскании невыплаченной заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

пос. Чунский                                                                                   21 февраля 2012 г.

Чунский районный суд Иркутской области, в составе: председательствующего судьи: Матвиенко Ю.Н, секретаря Поповой Д.С, с участием истца Вавиловой С.И, представителя ответчика Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 п.Чунский - ФИО1, представителя третьего лица не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - отдел образования администрации Чунского района - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Вавиловой С.И. к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению детскому саду № 48 «Капитошка», пос. Чунский о взыскании не доначисленной и не выплаченной заработной платы,

                                            У С Т А Н О В И Л :

Вавилова С.И, обратилась с исковым заявлением к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению детскому саду № 48 «Капитошка», пос. Чунский о взыскании не доначисленной и не выплаченной заработной платы.

В обоснование своих исковых требований указала, что работает в МДОБУ детский сад № 48 п. Чунский в качестве помощника воспитателя, с ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ которым ей установлена тарифная ставка в размере 2710 рублей, считает, что ей начисляли и выплачивали заработную плату не в полном объеме, а в размере установленного Ф.З. минимального размера оплаты труда, ст. 1 Ф.З. от 24.06.2008 года № 91-Ф.З, « О минимальном размере оплаты труда». Но в нарушении положений указанного закона и ст.129 Трудового кодекса Р.Ф., ее вознаграждение за труд менее установленного законом минимального размера оплаты труда, к тому же в него входят компенсационные и стимулирующие выплаты. Учитывая это хочет отметить, что в соответствии со ст.15,17,-19,37 Конституции Р.Ф, ст.2,10,129,130,135,146-148,313-317 Трудового кодекса Р.Ф, минимальный размер оплаты труда в размере ниже МРОТ, не должны включаться компенсационные выплатыв виде районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Кроме того Президиум Верховного Суда Р.Ф, от 10 марта 2010 года, своим постановлением подтвердил, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст.133 ТК РФ. Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. С 1 июня 2011 года установлена заработная плата в 4611 рублей. Региональным соглашением от 08 июля 2011 года с 01 сентября 2011 года установлена в Иркутской области минимальная заработная плата 5121 рублей. Исходя из вышеперечисленных правовых норм минимальный размер начисленной работодателем заработной платы в п.Чунский при условии выработки нормы рабочего времени начисления 30% районного коэффициента и Урало-Сибирской надбавки 30% должен составлять с 01 июня 2011года не менее 7377 рублей 60 копеек(4611+2766.60), с 01 сентября 2011 года не менее 8193.60рублей (5121+3072,60)районного коэффициента.

Согласно справки о начислении заработной платы :

- за октябрь 2011года начислено <данные изъяты>, недоплаченная сумма составила <данные изъяты> рубля (8193.60 -<данные изъяты>

- за ноябрь 2011 года начислено <данные изъяты> рубля недоплаченная сумма составила - <данные изъяты> рубля( 8193.60 -<данные изъяты>),

- за декабрь 2011 года начислено <данные изъяты> рубля недоплаченная сумма составила <данные изъяты> руб.(8193.60 - <данные изъяты>).

Общая сумма невыплаченной суммы составляет-<данные изъяты>( <данные изъяты>).

Просит взыскать указанную сумму с ответчика.

Представитель ответчика Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 п.Чунский - ФИО1 - не признала исковых требований и в своих возражениях пояснила, что в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» месячная начисленная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего нормы труда, включая оклад тарифную ставку), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно Регионального соглашения от 8 июня 2011 года минимальная заработная плата в Иркутской области на 2011 год с 1 июня 2011 года должна быть - в сумме 4 611 руб., с 1 сентября 2011 года - в сумме 5121 руб. Кроме того, на основании вышеизложенного Соглашения в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты). Это следует и из определения заработной платы (оплаты труда работника), данного в статье 129 ТК РФ.

Согласно части первой указанной статьи заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований - отдела образования администрации Чунского района - ФИО2, не согласна с изложенными в заявлении доводами. В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Согласно Федеральному закону от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» месячная начисленная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего нормы труда, включая оклад тарифную ставку), включает компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно Регионального соглашения от 8 июня 2011 года минимальная заработная плата в Иркутской области на 2011 год с 1 июня 2011 года должна быть - в сумме 4 611 руб., с 1 сентября 2011 года - в сумме 5121 руб. Кроме того, на основании вышеизложенного Соглашения в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Это следует и из определения заработной платы (оплаты труда работника), данного в статье 129ТКРФ.

Согласно части первой указанной статьи заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника,

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований- администрации Чунского района ФИО3, не поддержал требования, заявленные Вавиловой С.И, и в своих возражениях указал на следующее; - заработная плата работникам дошкольных образовательных учреждений Чунского района выплачивается в соответствии с Положением об оплате труда работников дошкольных образовательных учреждений и Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области от 08 июня 2011 года, которым установлены размеры окладов.

Считает, что заявленные требования Вавиловой, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 48 «Капитошка» о взыскании недоначисленной заработной платы необоснованными.

         Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - М.О. « Чунский район» - ФИО3, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав доводы истца Вавилову С.И, поддержавшую свои исковые требования, ответчика ФИО1, представителя третьего лица не заявляющего самостоятельных требований - отдела образования администрации Чунского района - ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года № 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения" утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 года установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3 в южных районах Иркутской области.

Как разъяснило Министерство труда РФ в своих разъяснениях от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» (утв. постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 года № 49) « Процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири), Дальнего Востока и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Из совокупного анализа ч.1 ст.129, ст. 133, ч.1,2 ст. 135 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работников, полностью отработавших за этот период работы норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Повышенная оплата труда, которая не охватывается понятием месячной заработной платы, определенным ч.3 ст.133 ТК РФ, производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, применяемых именно к заработной плате лиц, работающих в регионах с неблагополучными климатическими условиями. На основании ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы премирования, устанавливаются локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 129 ТК РФ к заработной плате относятся как основная (тарифная ставка, оклад), так и дополнительная - стимулирующие выплаты, в том числе, премии. Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В силу ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Согласно ФЗ № 106 от 01.06. 2011 года, на территории РФ, с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда, в сумме 4611 рублей. Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области ( определенной части), была установлена заработная плата в размере 4611 рублей, с 01 июня 2011г. а с 01 сентября 2011 года - 5121 рублей. В силу требований указанного соглашения, месячная заработная плата работника, работающего на территории Иркутской области (определенной ее части) и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). Данное Соглашение распространяется на организации - юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области и не заявивших в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к настоящему Соглашению в министерство экономического развития Иркутской области в течение 30 календарных дней со дня опубликования настоящего Соглашения и предложения о присоединении к настоящему Соглашению, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению министр экономического развития Иркутской области имеет право пригласить представителей этого работодателя, и представителя профсоюзной организации, для проведения консультаций с участием трехсторонней комиссии. Таким образом, трудовым законодательством не допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом либо Региональным соглашением минимального размера оплаты труда. Сторонами в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств, присоединения, либо отказа от присоединения к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области от 08 июня 2011 года, ответчика, в лице Муниципального дошкольного бюджетного учреждения детского сада№48. Предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год, носят рекомендательный характер.

         Суд, рассматривая данное гражданское дело, считает необходимым руководствоваться положениями ст. ст.133, 421 трудового кодекса, согласно которым, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, соответствующим законом, и подлежит обязательному исполнению. Таким образом, минимальный размер начисленной работодателем заработной платы, при условии выработки нормы рабочего времени, и начисления 30% районного коэффициента и процентной надбавки 30%, должен составлять: 7377, 60 рублей (4611+ 4611х30% + 4611х30%). Иное исчисление заработной платы работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в такой местности приведет к уравниванию с минимальной заработной платой работников, не работающих в подобных условиях, и будет являться нарушением принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий. Следовательно, заработная плата истца Вавиловой С.И, отработавшей полностью месячную норму рабочего времени должна составлять за период с 1 июня 2011 года по 31 декабря2011 года ежемесячно не менее 7377.60 рублей, (где 4611 рублей +30% районный коэффициент + процентной надбавка 30%). В тоже время суд считает, что доводы истца Вавиловой, относительно того, что районные коэффициенты и процентные надбавки должны начисляться на размер тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст.133 ТК РФ, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на ином толковании норм материального права. Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение, выплачиваемое за труд работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (ст.129 ч. 2 ТК РФ в редакции ФЗ от 30 июня 2006 года). Согласно ч.4 ст.133 ТК РФ в редакции от 30 июня 2006 года размеры тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы не могли быть ниже минимального размера оплаты труда. Федеральным Законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный Закон « О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст.129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату, из ст.133 ТК РФ исключена ч. 4, содержащая положение о том, что размер тарифных ставок, окладов не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 129 ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Таким образом, законом допускается установление тарифных ставок, как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ года, трудовой книжки, трудового договора , Вавилова С.И, работает в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 48 пос. Чунский на должности помощника воспитателя, с оплатой по 3 разряду Единой тарифной сетки, с применением Урало-Сибирской надбавки 30%. Трудовой договор заключен на определенный срок, работник имеет право на получение различных надбавок и доплат стимулирующего характера, в соответствии с Положением о надтарифном фонде Чунский. Из представленной справки о начислении заработной платы, за октябрь 2011 года усматривается, что начисление заработной платы Вавиловой С.И, с учетом районного и Урало-Сибирского коэффициента производилось ниже минимального размера оплаты труда.

РАСЧЕТ:

- в октябре 2011 года отработано 21 рабочий день, при нормативе 21 рабочих дня, заработная плата за фактически отработанное время составила <данные изъяты> рублей.

Невыплаченная часть составила <данные изъяты> рублей ( 7377.60 - <данные изъяты>)

- в ноябре 2011 года отработано 21 рабочих дней при нормативе 21 рабочих дня, заработная плата за фактическое отработанное время составила <данные изъяты> рублей. Выплаченная часть составила более 7377.60 рублей.

- в декабре 2011 года отработано 22 рабочих дня при нормативе22 рабочих дня, заработная плата за фактическое отработанное время составила <данные изъяты> рублей.

Невыплаченная часть составила - <данные изъяты> рублей (7377.60 - <данные изъяты>)

Общая сумма недоплаты составила - <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>)

С учетом изложенного, суд находит, что исковые требования истца Вавиловой С.И, подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 пос. Чунский следует взыскать госпошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Вавиловой С.И. к Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению детскому саду № 48 «Капитошка» пос. Чунский о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы - удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 48 «Капитошка» пос. Чунский в пользу Вавиловой С.И. недоначисленную и не выплаченную заработную плату за октябрь, декабрь 2011года, в размере <данные изъяты> рублей.       

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 48 «Капитошка» пос. Чунский в доход государства госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 24 февраля 2012 года.

Судья                                                                                                    Матвиенко Ю.Н