о взыскании невыплаченной заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2012 года                                                                               п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области, в составе:

председательствующего судьи: Пелех М.Ю.,

при секретаре: Алферовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямановой Е.Г. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чунская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л :

Яманова Е.Г. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чунская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы.

В обоснование исковых требований Яманова Е.Г. указала, что она работает в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Чунская центральная районная больница» (далее по тексту МБУЗ «Чунская ЦРБ») санитаркой с 2001 года, ей установлен месячный должностной оклад в размере 2181 рублей. В соответствии с трудовым договором она имеет право на получение надбавок: районного коэффициента 30%, урало-сибирская надбавка 30%, лесные 15%, стаж 30%. Ей начислена заработная плата в октябре 2011 года - 5121 рублей, в ноябре 2011 года - 6154,39 рублей, в декабре 2011 года - 5583,36 рублей. В соответствии со ст.133 ч.3 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц. Размеры тарифных ставок, окладов, как и базовых окладов, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ст.133 ч.1 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые в свою очередь могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда. Ответчиком неправильно производится расчет заработной платы, начисляется заработная плата исходя из тарифной ставки, которая ниже минимального размера оплаты труда. Ответчиком грубо нарушается установленное Федеральным Законом «О минимальном размере оплаты труда» её право на минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей в месяц. Просила взыскать недоначисленную заработную плату за период с 1 октября 2011 года по 31 декабря 2011 года в размере 6717 рублей.

Истец Яманова Е.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена, в письменных возражениях просила в исковых требованиях отказать, указав, что согласно ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. В соответствии со ст.133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Из содержания ст. 129 ТК РФ следует, что тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно, за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, размер доплаты до МРОТ должен осуществляться с учетом указанных выше выплат, а именно: доплат и надбавок за работу в особых условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях (в том числе районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, премий и т.п., что подтверждается письмом Министерства здравоохранения Иркутской области «О начислении оплаты труда при неполной отработке рабочего времени и начислении районного коэффициента» от 02.08.2010г. исх. №54-35-4218/0.

В МУЗ «Чунская МЦРБ» в 2011 году оплата труда работников осуществлялась на основании Положения «Об оплате труда работников муниципального учреждения здравоохранения «Чунская муниципальная центральная районная больница» на 2011 год», утвержденного постановлением исполняющего обязанности главы администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «Об оплате труда работников муниципального учреждения здравоохранения «Чунская муниципальная центральная районная больница» на 2011 год».

Федеральным законом от 20.04.2007 №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» часть четвертая статьи 133 ТК РФ, которая устанавливала, что размеры тарифных ставок не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, с 01 сентября 2007 года признана утратившей силу.

Из содержания статей 129, 133, 133.1 ТК РФ следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не тарифная ставка, и тем более, тарифная ставка (оклад) первого разряда, без учета межразрядного тарифного коэффициента.

Просила оставить исковые требования истца без удовлетворения.

Исследовав письменные возражения представителя МБУЗ «Чунская ЦРБ» ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты / доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера/ и стимулирующие выплаты /доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты/.

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ ( в редакции от 01.06.2011 года № 106-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц.

Как следует из ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года № 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения" утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 « О некоторых мерах по социально - экономическому развитию Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года № 9 « О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 года установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3 в южных районах Иркутской области.

Как разъяснило Министерство труда РФ в своих разъяснениях от 11 сентября 1995 г. № 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)"(утв. постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. № 49) «Процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы <адрес>, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Из совокупного анализа ст.129 ч.1, 133, 135 ч.1,2 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работников, полностью отработавших за этот период работы норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ст.133 ч.1 ТК РФ, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Повышенная оплата труда, которая не охватывается понятием месячной заработной платы, определенным ст.133ч.3 ТК РФ, производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, применяемых именно к заработной плате лиц, работающих в регионах с неблагополучными климатическими условиями.

Таким образом, минимальный размер начисленной работодателем заработной платы, при условии выработки нормы рабочего времени, и начисления 30% районного коэффициента и процентной надбавки 30%, должен составлять: 7377,6рублей (4611+ 4611x30% + 4611x30%).

Иное исчисление заработной платы работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в такой местности приведет к уравниванию с минимальной заработной платой работников, не работающих в подобных условиях, и будет являться нарушением принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий.

Следовательно, заработная плата истца Ямановой Е.Г., отработавшей полностью месячную норму рабочего времени должна составлять за период с 1.10.2011 года по 31.12.2011 года ежемесячно не менее 7377,6 рублей, (где 4611 рублей +30% районный коэффициент + процентной надбавка 30%).

В тоже время суд считает, что доводы истца, относительно того, что районные коэффициенты и процентные надбавки должны начисляться на размер тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ст.133ч.1 ТК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ином толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение, выплачиваемое за труд работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (ст.129 ч.2 ТК РФ в редакции ФЗ от 30 июня 2006 года).

Согласно ст.133 ч.4 ТК РФ в редакции от 30 июня 2006 года размеры тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.

Федеральным Законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст.129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату, из ст.133 ТК РФ исключена ч.4, содержащая положение о том, что размер тарифных ставок, окладов не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, законом допускается установление тарифных ставок, как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Из трудовой книжки усматривается, что Яманова Е.Г. работает санитаркой с ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «Чунская ЦРБ».

Из представленной справки о начислении заработной платы Ямановой Е.Г. за период с 01.10.2011 года по 31.12.2011 года усматривается, что начисление заработной платы Ямановой Е.Г. с учетом районного и Урало-Сибирского коэффициента производилось ниже минимального размера оплаты труда. Общая сумма недоплаты составила: <данные изъяты> рублей.

РАСЧЁТ:

- в октябре 2011 года отработано 21 рабочих дня при нормативе 21 рабочих дней, заработная плата составила <данные изъяты> рублей, недоплаченная часть составила <данные изъяты> рублей (7377,6-<данные изъяты>

-в ноябре 2011 года отработано 21 рабочих дня при нормативе 21 рабочих дней, заработная плата составила <данные изъяты> рублей, недоплаченная часть составила - <данные изъяты> рублей (7377,6-<данные изъяты>);

-в декабре 2011 года отработано 22 рабочих дня при нормативе 22 рабочих дня, заработная плата составила <данные изъяты> рублей, недоплаченная часть составила -<данные изъяты> рублей (7377,6-<данные изъяты>

Общая сумма недоплаты составила: <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).

С учетом изложенного, суд находит, что исковые требования истца Ямановой Е.Г. подлежат удовлетворению частично в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чунская центральная районная больница» пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика следует взыскать госпошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ямановой Е.Г. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чунская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чунская центральная районная больница» в пользу Ямановой Е.Г. недоначисленную заработную плату за период с 01.10.2011 года по 31.12.2011 года в сумме <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ямановой Е.Г. - отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чунская центральная районная больница» в доход государства госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца.

Председательствующий:                                                                  М.Ю.Пелех