О признании права собственности ввиду фактического принятия наследства



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2011 года п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Качиной Г.М., при секретаре Танатиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бережных Е.А. к Иванова Т.А. о признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л :

Бережных Е.А. обратился в суд с иском к Иванова Т.А. о признании права собственности на квартиру в виду фактического принятия наследства.

В судебном заседании в обоснование исковых требований Бережных Е.А. пояснил, что 15 апреля 1995 года умерла его мать Б.К.И.. После ее смерти осталось наследственное имущество: квартира общей площадью 46,4 кв.м., расположенная по адресу п. Октябрьский, <адрес>. Квартира принадлежала умершей Б.К.И. на праве собственности на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от 23 марта 1994 года, зарегистрированного в Комитете по управлению имуществом Чунского района 5 апреля 1994 года и в Чунском БТИ 17 июля 1994 года. Он является наследником первой очереди. Кроме него наследником первой очереди является его сестра Иванова Т.А., которая отказалась от принятия наследства, оформив нотариальный отказ. Других наследников первой очереди, в том числе имеющих право на обязательную долю в наследстве не имеется. После смерти матери в течение установленного законом срока, он предпринял все возможные действия по сохранению наследственного имущества. В указанную квартиру он поселил своего сына ФИО18., который проживает в квартире вместе со своей семьей сразу после смерти Б.К.И.. После смерти своей матери по настоящее временя оплачивал налоги на квартиру, что свидетельствует о фактическом принятии наследства. Просит признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Иркутская область Чунский район, п. Октябрьский, ул. Октябрьская, дом 40, кв.2, общей площадью 46,4 кв.м., в том числе жилой площадью 35,5 кв.м..

Ответчик Иванова Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом. В своем заявлении указала, что с исковыми требованиями Бережных Е.А. о признании за ним права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Иркутская область Чунский район, п. Октябрьский, <адрес>, согласна, на указанную квартиру не претендует. Просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Выслушав объяснения истца, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Б.К.И. умерла 15 апреля 1995 года, о чем в книге регистрации актов о смерти 1995 года апреля месяца 24 числа произведена запись за №, что подтверждается свидетельством о смерти I-СТ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Октябрьской поселковой администрацией Чунского района Иркутской области.

Б.А.И. умер 21 декабря 1993 года, о чем 1993 года декабря месяца 21 числа составлена запись акта о смерти №, что подтверждается свидетельством о смерти II-СТ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом по Чунскому району управления службы ЗАГС Иркутской области.

Согласно свидетельства о рождении СМ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Слюдянским Бюро ЗАГС, Бережных Е.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родители: отец - Б.А.И., мать - Б.К.И..

Из свидетельства о рождении II-А №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Загорским ЗАГС Московской области, усматривается, что Бережных Т.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родители: отец - Б.А.И., мать - Б.К.И..

Согласно свидетельства о браке II-ЭК №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Дворцом бракосочетания <адрес>, И.Г.И. и Бережных Т.А. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге записей актов гражданского состояния о браке 1967 года ноября месяца 18 числа произведена соответствующая запись за №. После регистрации брака присвоены фамилии: мужу И.Г.И, жене Иванова Т.А..

Согласно договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 23 марта 1994 года Б.К.И. приобрела в собственность трехкомнатную квартиру общей площадью 45,25 кв.м., расположенную по адресу: п. Октябрьский <адрес>. Договор зарегистрирован в Чунском БТИ ДД.ММ.ГГГГ за №.

Из технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу: Иркутская область Чунский район р.п. Октябрьский, <адрес>, следует, что общая площадь квартиры 46,4 квадратных метров, в том числе - жилой 35,5 квадратных метров, принадлежит Б.К.И. на основании договора приватизации.

Согласно домовой книги в <адрес> пос. Октябрьский Чунского района прописаны Б.Д.Е., Б.З.П.. Б.К.И. была снята с регистрации по месту жительства 30 ноября 2010 года.

Б.К.И. состояла на регистрационном учете по месту жительства в Чунском районе по адресу: п. Октябрьский, <адрес>, с 14 апреля 1994 года по 15 апреля 1995 г., то есть по день смерти. По указанному адресу с 14 апреля 1994 года по настоящее время состоят на регистрационном учете по месту жительства: Б.Д.Е., Б.З.П., что подтверждается справкой ТП УФМС России по Иркутской области в Чунском районе.

Согласно справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ МУ «администрация Октябрьского муниципального образования», Б.Д.Е., проживает по адресу: р.п. Октябрьский Чунский район Иркутская область, <адрес>, и имеет состав семьи: жена - Б.З.П., сын - З.А.А., сын - Б.И.Д..

Из представленной справки и налоговых уведомлений усматривается, что Бережных Е.А. производилась уплата налога на имущество физических лиц, земельный налог на объект расположенный по адресу: р.о. Октябрьский, <адрес>. По состоянию на 28 ноября 2010 года задолженности не имеется.

Из заявления, удостоверенного Ч.В.И. временно исполняющим обязанности нотариуса Горно-Алтайского нотариального округа Республики Алтай, усматривается, что 26 ноября 2010 года Иванова Т.А., являясь наследником по закону после смерти матери Б.К.И., отказалась от причитающегося наследства.

Свидетель Б.Д.Е. пояснил, что Бережных Е.А. приходится ему отцом, а Иванова Т.А. - сестра его отца. В 1995 году умерла мать отца Б.К.И.. После смерти бабушки осталась квартира. Отец фактически принял наследство, вступил во владение имуществом, пользовался квартирой, чтобы квартиру не разграбили, разрешил его семье поселиться в ней. Спора по поводу наследства между родственниками нет. Иванова Т.А. на наследство не претендует, отказалась от принятия наследства.

Свидетель Б.В.А. пояснила, что Бережных Е.А. приходится ей мужем, Иванова Т.А. является сестрой мужа. В 1995 году умерла мать мужа Б.К.И., а отец Б.А.И. умер в 1993 году. Муж своевременно наследство не оформил, вместе с тем, он принял меры к сохранению квартиры. В квартире произвел ремонт и заселил в нее сына с семьей, оплачивает налоги со дня смерти по настоящее время. Спора о наследственном имуществе не было, никто не претендует. Иванова Т.А. отказалась принимать наследство оставшееся после смерти матери.

Свидетель Б.З.П. пояснила, что Бережных Е.А. приходится ей свекром, а Иванова Т.А. - сестра свекра. После смерти матери свекра осталось имущество - квартира. Бережных Е.А. своевременно не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако в течение шести месяцев истец вступил во владение квартирой, принял меры по сохранению наследственного имущества, разрешил заселиться своему сыну с семьей. Спора между родственниками по поводу наследства не имеется. Иванова Т.А. отказалась от принятия наследства.

«В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом» ст.218 ГК РФ.

«В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности» ст. 1112 ГК РФ.

В судебном заседании установлено, что наследниками, оставшимися после смерти Б.К.И., являются, сын Бережных Е.А. и дочь Иванова Т.А..

Иванова Т.А. на свою долю в наследстве не претендует, что подтверждается нотариально удостоверенным заявлением об отказе от причитающегося наследства.

«Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось» ст. 1152 ГК РФ.

«Признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранности наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства» ст.1153 ГК РФ.

В соответствии со ст.218 ГК РФ Бережных Е.А. перешло право собственности на принадлежащее умершей Б.К.И. имущество в виде квартиры.

В судебном заседании установлено, что после смерти Б.К.И. ее сын Бережных Е.А. вступил во владение квартирой - имуществом, оставшимся после смерти Б.К.И.. Принимал меры к сохранности квартиры, производит за свой счет расходы на содержание имущества, платит налоги, что свидетельствует о фактическом принятии наследства. То есть Бережных Е.А. фактически вступил в наследство, и, следовательно, на основании этого, Бережных Е.А. приобрел право собственности на спорную квартиру, оставшуюся после смерти матери.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать за Бережных Е.А. родившимся ДД.ММ.ГГГГ <адрес> /паспорт №, выдан отделом внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГГГ/ право собственности на квартиру общей площадью 46,4 квадратных метров, в том числе жилой - 35,5 квадратных метров, расположенную по адресу: Иркутская область Чунский район р.п. Октябрьский, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий