РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2011 годаг.Чулым
Федеральный районный суд общей юрисдикции Чулымского района Новосибирской области в составе:
председательствующего судьиГлазуновой Т. И.
с участием прокурораФИО2
при секретареФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чулымского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Чулыма Новосибирской области о признании незаконным бездействия и устранении нарушения прав граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чулымского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, нарушающих права несовершеннолетних и устранении нарушения прав граждан.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Чулымского района ФИО2 заявленное требование поддержал и пояснил, что прокуратурой Чулымского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» администрацией г. Чулыма. По результатам проведенной проверки установлены нарушения действующего законодательства администрацией г.Чулыма Новосибирской области. На территории г.Чулыма у МБОУ Чулымский лицей, расположенного по адресу: г.Чулым ул. Трудовая 64 «а», в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1900, не установлены повторные дорожные знаки 1.23 « Дети» на улице Трудовой, непосредственно примыкающей к школе, в связи с чем не обеспечивается охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних лиц посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с ст.6 ч.4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. На основании ст.12 ч.2 указанного Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Статья 21 приведенного Федерального закона возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Статья 14 ч.1 п.5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселений дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.2 ч.1 указанного Федерального закона, поселением является городское или сельское поселение.
В силу ст.3 п.6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожной деятельностью признается, деятельность, в том числе по содержанию автомобильных дорог. Исходя из ст.5 ч.1 п.п. 3 и 9 приведенного Федерального закона, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с ст.6 ч.8 указанного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог по ст.17 ч.3 приведенного Федерального закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.Классификация работ по содержанию автомобильных дорог закреплена в Приказе Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них». В п.п. 1 п.16 данного приказа предусмотрено, что в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающих дорожных знаков.
Согласно требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, дорожный знак «Дети» (п.1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения «дорожные знаки») устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей. На основании п.13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов норм и правил.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289- 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года № 120- ст в п. 5.2.25 закрепляют, что знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Указанные факты в деятельности администрации г.Чулыма Новосибирской области, как органа местного самоуправления, напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц, потенциально использующих для передвижения ул. Трудовая непосредственно у МБОУ Чулымский лицей. Проезжую часть около данного образовательного учреждения регулярно переходят дети. Несовершеннолетние в силу своего возраста самостоятельно не могут защитить свое конституционное право на охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов, что явилось причиной обращения прокурора с исковым заявлением.
Просит признать незаконным бездействие администрации г.Чулыма Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения- не установке повторных дорожных знаков 1.23 «Дети» у МБОУ Чулымский лицей г. Чулыма, нарушающих права несовершеннолетних, обязать администрацию г.Чулыма Новосибирской области в месячный срок со дня получения решения суда установить у МБОУ Чулымский лицей г. Чулыма на улице Трудовая повторные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличками 8.2.1 в соответствии с ГОСТом Р 52289-2004.
Представитель администрации г.Чулыма ФИО3 с заявленными требованиями прокурора согласен частично, пояснил, что дорожные знаки «Дети» у Чулымского лицея установлены, повторных дорожных знаков с табличками о пределах действия знака нет, согласны их установить. Не согласен с признанием незаконным бездействия администрации г. Чулыма, так как представление прокурора об установке дорожных знаков администрация г. Чулыма получила лишь 30 марта 2011 года, дорожные знаки заказали, в установленный представлением срок они дорожные знаки установят, ранее им никто не говорил о необходимости установки дорожных знаков «Дети», сами они этого не знали.
Выслушав прокурора, представителя администрации г.Чулыма, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ч. 2 Федерального закона № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.
В соответствии со ст. 14 ч. 1 п.5 указанного Федерального закона № 131- ФЗ к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 п.4 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» ( с последующими изменениями) органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 21 ч. 1 указанного закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Следовательно, за организацию безопасного дорожного движения на автодорогах местного значения отвечают органы местного самоуправления.
Согласно ст. 13 п. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ (ред. от 07 февраля 2011 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст. 3 п. 6 указанного Федерального закона дорожной деятельностью признается, в том числе и содержание автомобильных дорог.
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160 (ред.06 августа 2008 года) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» п. 16 п.п. 1 в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающих дорожных знаков.
Согласно Приложению 1 к Правилам дорожного движения РФ. Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004), предусмотрен дорожный знак 1.23 "Дети". Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.
Согласно ГОСТу Р 52289-2004. Группа Д 28. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года N 120-ст, п. 5.2.25 знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный- на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Согласно информационному письму начальника ОГИБДД ОВД по Чулымскому району, дорожные знаки 1.23 «Дети» в г.Чулыме вблизи образовательного учреждения МБОУ Чулымский лицей отсутствуют (л.д. 8).
Из сообщения зам.главы г.Чулыма следует, что проверкой установлено, что около Чулымского лицея знаки «Дети» установлены (л.д.12).
Согласно акту обследования автомобильной дороги ул. Трудовая г.Чулыма с участием представителя администрации г. Чулыма, по состоянию на 05 апреля 2011 года около Чулымского лицея, расположенного по адресу: г.Чулым ул. Трудовая 64 «а», дорожные знаки 1.23 «Дети» установлены с нарушением п.5.2.25 ГОСТ 52289-2004: отсутствуют повторные знаки 1.23 с табличками 8.2.1, что угрожает безопасности дорожного движения (л.д.13).
Как пояснил свидетель ФИО4, ОГИБДД ОВД по <адрес> провело проверку автомобильных дорог г.Чулыма на наличие знаков 1.23 «Дети». Проверкой установлено, что вблизи Чулымского лицея на ул. Трудовая не установлено повторных знаков 1.23 «Дети» с табличками о пределах действия знака. В соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2004 п.5.2.25 знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов на расстоянии 90-100 м от начала опасного участка и повторный знак с табличкой 8.2.1 на расстоянии не более 50 м. На указанной улице у Чулымского лицея установка повторных знаков необходима и возможна по техническим условиям.
Таким образом, судом установлено, что вблизи Чулымского лицея г.Чулыма на ул. Трудовая, примыкающей к образовательному учреждению, отсутствуют повторные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличками о пределах действия знака, что угрожает безопасности дорожного движения несовершеннолетних, чем нарушаются конституционные права несовершеннолетних на охрану их жизни, здоровья, прав и законных интересов. Установка недостающих дорожных знаков относится к дорожной деятельности и является полномочием органа местного самоуправления. В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование в части возложения обязанности на администрацию г. Чулыма установить повторные дорожные знаки является обоснованным, и подлежит удовлетворению, оно не оспорено представителем ответчика и подтверждено письменными материалами дела, в том числе актом обследования автомобильной дороги (л.д.12). Данное обстоятельство сообщением зам.главы г.Чулыма (л.д. 13 ) не опровергнуто, так как в нем указано на наличие основных знаков «Дети».
Суд находит также обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании бездействия администрации г. Чулыма незаконным.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом установлено, что администрация г. Чулыма не выполняет возложенные на нее Федеральными законами: № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года (в ред. от 07 февраля 2011 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по осуществлению дорожной деятельности. Дорожные знаки «Дети» у Чулымского лицея г. Чулыма установлены в недостаточном количестве с нарушением требований ГОСТа Р 52289-2004, что не обеспечивает безопасности движения, меры по устранению нарушения предприняты администрацией г. Чулыма лишь после внесения представления прокурором, на момент рассмотрения дела судом знаки не установлены, доказательств изготовления знаков в достаточном количестве суду не представлено.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав несовершеннолетних на жизнь и здоровье.
Доводы представителя администрации г. Чулыма о том, что бездействия они не допускали, так как ранее им никто не указывал на имеющиеся нарушения, сами о них не знали, представление прокурора внесено одновременно с направлением дела в суд, не истекли сроки его исполнения, на вывод суда повлиять не могут, так как согласно ст. 1 ч. 2 Федерального закона № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления решают вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответственность. Требования прокурором заявлены в связи с неисполнением обязанностей, возложенных нормативно-правовыми актами, а не в связи с неисполнением представления прокурора.
На основании ст.ст.35 п.3, 27 п.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Чулымского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Чулыма, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения- не установке повторных дорожных знаков 1.23 «Дети» у МБОУ Чулымский лицей г. Чулыма.
Обязать администрацию г.Чулыма установить у МБОУ Чулымский лицей г. Чулыма на улице Трудовая повторные дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с ГОСТом Р 52289-2004.
В соответствии со ст. 258 ч. 3 ГПК РФ администрации г. Чулыма сообщить в суд об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Чулымского райсудаТ.И. Глазунова