обязать установить дорожные знаки



РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

08 апреля 2011 года                                                                                                           г.Чулым

          Федеральный районный суд общей юрисдикции Чулымского района Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи                                                                                 Глазуновой Т. И.

с участием прокурора                                                                                                ФИО2

при секретаре                                                                                                             ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО9 ФИО10 в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО8 о признании незаконным бездействия и устранении нарушения прав граждан,

                                                                           УСТАНОВИЛ:

         ФИО11 обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФИО12 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, нарушающих права несовершеннолетних и устранении нарушения прав граждан.

В судебном заседании ФИО13 заявленное требование поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» ФИО14. По результатам проведенной проверки установлены нарушения действующего законодательства ФИО15. На территории ФИО16 сельсовета у МОУ ФИО17 СОШ, расположенной в <адрес>, в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1900, не установлены дорожные знаки 1.23 «Дети» на улице Гриценко, непосредственно примыкающей к школе, в связи с чем, не обеспечивается охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних лиц посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии со ст.6 ч.4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. На основании ст.12 ч.2 указанного Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Статья 21 приведенного Федерального закона возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Статья 14 ч.1 п.5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселений дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.2 ч.1 указанного Федерального закона, поселением является городское или сельское поселение.

В силу ст.3 п.6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожной деятельностью признается, деятельность, в том числе по содержанию автомобильных дорог. Исходя из ст.5 ч.1 п.п. 3 и 9 приведенного Федерального закона, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со ст.6 ч.8 указанного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог по ст.17 ч.3 приведенного Федерального закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.    Классификация работ по содержанию автомобильных дорог закреплена в Приказе Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них». В п.п. 1 п.16 данного приказа предусмотрено, что в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающих дорожных знаков.

Согласно требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, дорожный знак «Дети» (п.1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения «дорожные знаки») устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей. На основании п.13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов норм и правил.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289- 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года № 120- ст в п. 5.2.25 закрепляют, что знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Указанные факты в деятельности ФИО18, как органа местного самоуправления, напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц, потенциально использующих для передвижения <адрес> непосредственно у МОУ ФИО19 СОШ. Проезжую часть около данного образовательного учреждения регулярно переходят дети. Несовершеннолетние в силу своего возраста самостоятельно не могут защитить свое конституционное право на охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов, что явилось причиной обращения прокурора с исковым заявлением.

Просит признать незаконным бездействие ФИО20, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения- не установке дорожных знаков 1.23 «Дети» у МОУ ФИО21 СОШ в <адрес>, нарушающих права несовершеннолетних, обязать ФИО22 в месячный срок со дня получения решения суда установить у МОУ ФИО23 СОШ в <адрес> дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с ГОСТом Р 52289-2004.

         Представитель ФИО24 с заявленными требованиями прокурора согласен, пояснил, что 2 дорожных знака «Дети» у ФИО25 школы ранее были установлены, но в 2008 году неизвестные лица их вырвали, с тех пор знаки не установлены, не возражает, что они нужны и согласен их установить. Знаки приобретут и с наступлением теплых дней установят.

          Выслушав прокурора, представителя ФИО26, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 ч. 2 Федерального закона № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

В соответствии со ст. 14 ч. 1 п.5 указанного Федерального закона № 131- ФЗ к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 п.4 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 21 ч. 1 указанного закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Следовательно, за организацию безопасного дорожного движения на автодорогах местного значения отвечают органы местного самоуправления.

Согласно ст. 13 п. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ (ред. от 07 февраля 2011 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст. 3 п. 6 указанного Федерального закона дорожной деятельностью признается, в том числе и содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160 (ред.06 августа 2008 года) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» п. 16 п.п. 1 в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающих дорожных знаков.

Согласно Приложению 1 к Правилам дорожного движения РФ. Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004), предусмотрен дорожный знак 1.23 "Дети". Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

Согласно ГОСТу Р 52289-2004. Группа Д 28. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года N 120-ст, п. 5.2.25 знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный- на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

         Как пояснил свидетель ФИО4, ОГИБДД ОВД по <адрес> провело проверку автомобильных дорог <адрес> на наличие знаков 1.23 «Дети». Проверкой установлено, что вблизи МОУ ФИО27 СОШ на <адрес> не установлено ни одного знака 1.23 «Дети». В соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2004 п.5.2.25 знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов на расстоянии 90-100 м от начала опасного участка и повторный знак с табличкой 8.2.1 на расстоянии не более 50 м. На указанной улице у школы <адрес> установка таких знаков необходима и возможна по техническим условиям.

          Таким образом, судом установлено, что вблизи МОУ ФИО28 СОШ в <адрес>, примыкающей к образовательному учреждению, отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», что угрожает безопасности дорожного движения несовершеннолетних, нарушает конституционные права несовершеннолетних на охрану их жизни, здоровья, прав и законных интересов. Установка недостающих дорожных знаков относится к дорожной деятельности и является полномочием органа местного самоуправления, что закреплено и в ст. 5 п.1 п.п.5 Устава ФИО29 сельсовета <адрес>. В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование в части возложения обязанности на ФИО30 установить дорожные знаки является обоснованным, и подлежит удовлетворению, оно не оспорено представителем ответчика и подтверждено представленными доказательствами.

         Суд находит также обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании бездействия ФИО31 незаконным.

         Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

          Судом установлено, что ФИО32 не выполняет возложенные на нее Федеральными законами: № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года (в ред. от 07 февраля 2011 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по осуществлению дорожной деятельности. Дорожные знаки «Дети» у МОУ ФИО33 СОШ не установлены. Доводы представителя сельской администрации о том, что такие знаки ранее имелись, на вывод суда не влияют, так как, по его же утверждению, на протяжении около 3 лет знаки отсутствуют, мер к их установке в этот период не принималось.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав несовершеннолетних на жизнь и здоровье, которые самостоятельно в силу своего возраста не могут защитить свои права.

         На основании ст.ст.35 п.3, 27 п.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

                  На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

        Признать незаконным бездействие ФИО34, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения- не установке дорожных знаков 1.23 «Дети» у МОУ ФИО35 СОШ в <адрес>.

        Обязать ФИО36 установить у МОУ ФИО37 СОШ на <адрес> в <адрес> дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с ГОСТом Р 52289-2004.

        В соответствии со ст. 258 ч. 3 ГПК РФ ФИО38 сообщить в суд об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

        Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Судья Чулымского райсуда                                                                                        Т.И. Глазунова