иск прокурора удовлетворен, ФИО № 5 обязано выполнить работы по инвентаризации и паспортизации атомобильных дорог общего и необщего пользования.....



Дело № 2-209/2012

Поступило в суд 09.02.2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2012 года г.Чулым

Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Глазуновой Т. И.

с участием прокурора ФИО2

при секретаре ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, <адрес> к ФИО5 о возложении обязанности по соблюдению требований законодательства об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, <адрес> к ФИО5 о возложении обязанности по соблюдению требований законодательства об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения.

В судебном заседании прокурор прокуратуры <адрес> ФИО2 заявленные требования уточнил и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> на территории <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания дорог в надлежащем состоянии. Проверкой установлены нарушения действующего законодательства ФИО5. Согласно ст.14 ч.1 п.5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 50 ч.2 п.2 указанного Федерального закона установлено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В силу ст.6 ч.8 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со ст.131 ч.1 ГК РФ право собственности на автомобильные дороги поселений подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Из ст.8 указанного Федерального закона № 196 –ФЗ от 10 декабря 1995 года следует, что автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера; идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселений присваиваются – органами местного самоуправления поселений; идентификационный номер автомобильной дороги местного значения поселения должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.

В соответствии со ст.10 п.5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 – ФЗ, в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги, владелец автомобильной дороги, юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

ФИО5 не приняты меры к оформлению и государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов сельсовета (<адрес>), этим дорогам не присвоены наименования и идентификационные номера, дороги не введены в эксплуатацию, не утвержден перечень автомобильных дорог местного значения, сведения о названных дорогах не направлены в Росавтодор для внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

Согласно ст.3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Бездействие ФИО5, выразившееся в не устранении указанных нарушений законодательства об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения, нарушает конституционные права неопределенного круга граждан на жизнь, здоровье, право на обеспечение безопасности дорожного движения, нарушает интересы муниципального образования, так как указанное имущество не оформлено в порядке, установленном действующим законодательством, в муниципальную собственность, что может повлечь незаконное выделение бюджетных средств на содержание дорог, не относящихся к муниципальной собственности поселения, либо создать препятствия к бюджетному финансированию содержания этих дорог по той же причине. При отсутствии содержания указанных дорог они могут придти в состояние, угрожающее безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, проживающих на территории этого сельсовета, круг которых не определен.

Просит обязать ФИО5 выполнить работы по инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселений (<адрес>) и дорожных сооружений на них: кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых указанными дорогами, а также работы по технической инвентаризации автомобильных дорог ФИО5 (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог); присвоить автомобильным дорогам местного значения ФИО5 наименования, идентификационные номера; утвердить перечень автомобильных дорог местного значения поселения ФИО5 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. От поддержания требований в части возложения обязанности по разработке и утверждению программы по обеспечению безопасности дорожного движения на территории ФИО5 в срок до ДД.ММ.ГГГГ отказался в связи с наличием программы.

Представитель ФИО5 с заявленными требованиями прокурора согласен, пояснил, что указанные в исковом заявлении работы ФИО5 действительно не выполнены, за исключением утверждения программы по обеспечению безопасности дорожного движения на территории сельсовета, программа утверждена в декабре 2011 года. Перечень дорог утвержден без проведения кадастровых работ, полагает, что после проведения кадастровых работ их необходимо будет пересматривать. Несмотря на финансовые затруднения, проведение указанных в иске прокурора работ необходимо, они будут принимать меры к их выполнению в указанный срок,

Выслушав прокурора, представителя ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.14 ч.1 п.5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст.50 ч.1 п.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ ( с изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст.6 ч.8 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( с последующими изменениями), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст.8 ч. 3, 5, 6 п. 3, ч. 7 указанного Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, автомобильные дороги общего пользования местного значения могут иметь наименования, которые им присваиваются соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Наименование автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты, как правило, должно состоять из наименований соединяемых этой автомобильной дорогой населенных пунктов. В наименовании автомобильной дороги допускается указывать наименования населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги, наименования географических или иных объектов, наименования исторических событий, а также допускается устанавливать наименование автомобильной дороги с учетом национальных традиций и особенностей соответствующих местностей. Наименование автомобильной дороги должно указываться соответственно в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.

Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений.

Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.

Согласно ст.3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года ( с последующими изменениями) «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

Согласно ст. 29 п. 8 Устава ФИО5, к полномочиям администрации относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Из сообщений главы ФИО5 следует, что дороги местного значения в реестр муниципального имущества включены, бюджетные средства на их содержание выделяются, в том числе в 2010 году выделено <данные изъяты> рублей, в 2011 году- <данные изъяты> рублей; ремонт дорог не производится; вопросы обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог, улучшения их технического состояния ФИО5 рассматриваются – решение ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Программы «Обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территории ФИО5»; земельные участки под дорогами не поставлены на кадастровых учет и не включены в Единый государственный реестр автомобильных дорог, при планировании бюджета ФИО5 на ДД.ММ.ГГГГ года и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов на эти цели будет заложено не менее <данные изъяты> рублей ежегодно; муниципальные контракты с дорожно- строительными организациями в ДД.ММ.ГГГГ годах не заключались; программа, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения, была принята на ДД.ММ.ГГГГ годы, в ДД.ММ.ГГГГ года будет утверждена программа на ДД.ММ.ГГГГ годы; программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории ФИО5 на <данные изъяты> годы» финансировалась в части содержаия дорог (уборка от снега, очистка водопропускных труб, установка дорожных знаков), создана комиссия по безопасности дорожного движения (л.д. 8); автомобильные дороги местного значения в границах ФИО5 в количестве 15,1 км включены в реестр муниципальной собственности ФИО5 (решение сессии 4 созыва от ДД.ММ.ГГГГ), дальнейшая работа по регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги и внесение в Единый государственный реестр автомобильных дорог не проводилась из- за отсутствия финансовых средств в бюджете МО на их оформление; бюджет муниципального образования дотационный, средства на оформление имущества не предусмотрены (л.д. <данные изъяты>).

Согласно выписке из решения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 <данные изъяты> сессии <данные изъяты> созыва, принята подпрограмма «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории ФИО5 на <данные изъяты> года» (л.д.).

Как следует из постановления -а от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, в феврале <данные изъяты> года автомобильные дороги: «<данные изъяты>»- <данные изъяты> протяженностью 1000 км; «<данные изъяты>» протяженностью 0,366 км, 6,206 км, 37,502 км; «<данные изъяты>»- <данные изъяты> протяженностью 3,821 км поставлены на бюджетный учет (л.д.65.

Постановлением -б от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 указанные в постановлении -а от ДД.ММ.ГГГГ автомобильные дороги исключены из реестра муниципальной собственности и переданы в государственную собственность <адрес>; земельные участки, занятые указанными автомобильными дорогами, закреплены за ОГУ «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» (л.д.).

Из представленного перечня предложений по наказам избирателей депутату Законодательного собрания <адрес> следует, что в содержание наказа входит капитальный ремонт поселковых дорог в <адрес>, автомобильной дороги <данные изъяты>, осветление областной автомобильной дороги <данные изъяты> (л.д.).

Из представленных документов следует, что в <данные изъяты> году муниципальное образование несет затраты на деятельность, не связанную с дорожной, межбюджетные трансферты не предполагают расходов на дорожную деятельность (л.д. ).

Из представленных планов контуров <адрес> и <адрес> следует, что в границах указанных поселений имеются дороги, не относящиеся к дорогам федерального и регионального значения (л.д.16-20).

Таким образом, судом установлено, что ФИО5 работы по оформлению права собственности на автомобильные дороги не проводятся: не проведена инвентаризация и паспортизация автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения: <адрес> и <адрес> и дорожных сооружений на них: не проведены кадастровые работы в отношении земельных участок, занятых автомобильными дорогами и сооружениями на них, и техническая инвентаризация автомобильных дорог, автомобильным дорогам не присвоены наименования и идентификационные номера, не утвержден перечень автомобильных дорог местного значения поселения, ранее включенные в перечень автомобильные дороги местного значения переданы в собственность <адрес>, что подтверждено в судебном заседании представителем администрации Куликовского сельсовета и письменными материалами дела (л.д. ).

Судом установлено, что ФИО5 не выполняет обязанности, возложенные на нее Федеральными законами: № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».

Неисполнение ФИО5 своих обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав граждан на жизнь и здоровье, а также прав муниципального образования на целевое использование бюджетных средств на дорожную деятельность.

В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование о возложении на ответчика обязанности по соблюдению требований законодательства об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения является обоснованным и подлежит удовлетворению, оно не оспорено представителем ответчика и подтверждено письменными материалами дела.

На основании ст.ст.35 п.3, 27 п.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать ФИО5:

- выполнить работы по инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселений: <адрес> и <адрес>, и дорожных сооружений на них: кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых автомобильными дорогами местного значения и дорожными сооружениями, а также работы по технической инвентаризации автомобильных дорог ФИО5 (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

- присвоить автомобильным дорогам местного значения ФИО5 наименования, идентификационные номера, утвердить перечень автомобильных дорог местного значения поселения ФИО5 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца.

Председательствующий: подпись    

Копия верна:

Судья Чулымского райсуда Т.И. Глазунова