Дело № 2-220/2012
Поступило в суд 27.02.2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2012 года г.Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.А.
с участием прокурора Перова В.А.
при секретаре Выжимовой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Кокошинского сельсовета <адрес> к администрации Кокошинского сельсовета <адрес> о возложении обязанности по соблюдению требований законодательства об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Кокошинского сельсовета <адрес> к администрации Кокошинского сельсовета <адрес> о возложении обязанности по соблюдению требований законодательства об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор прокуратуры <адрес> ФИО3 заявленные требования уточнил и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> на территории <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания дорог в надлежащем состоянии. Проверкой установлены нарушения действующего законодательства администрацией Кокошинского сельсовета. Согласно ст.14 ч.1 п.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 50 ч.2 п.2 указанного Федерального закона установлено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу ст.6 ч.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со ст.131 ч.1 ГК РФ право собственности на автомобильные дороги поселений подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Из ст.8 указанного Федерального закона № –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера; идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселений присваиваются – органами местного самоуправления поселений; идентификационный номер автомобильной дороги местного значения поселения должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
В соответствии со ст.10 п.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ, в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги, владелец автомобильной дороги, юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог.
Администрацией Кокошинского сельсовета <адрес> не приняты меры к оформлению и государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов сельсовета (<адрес>, о.п. 3192, о.<адрес>), этим дорогам не присвоены наименования и идентификационные номера, дороги не введены в эксплуатацию, не утвержден перечень автомобильных дорог местного значения, сведения о названных дорогах не направлены в Росавтодор для внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог.
Согласно ст.3 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Бездействие администрации Кокошинского сельсовета, выразившееся в не устранении указанных нарушений законодательства об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения, нарушает конституционные права неопределенного круга граждан на жизнь, здоровье, право на обеспечение безопасности дорожного движения, нарушает интересы муниципального образования, так как указанное имущество не оформлено в порядке, установленном действующим законодательством, в муниципальную собственность, что может повлечь незаконное выделение бюджетных средств на содержание дорог, не относящихся к муниципальной собственности поселения, либо создать препятствия к бюджетному финансированию содержания этих дорог по той же причине. При отсутствии содержания указанных дорог они могут придти в состояние, угрожающее безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, проживающих на территории этого сельсовета, круг которых не определен.
Просит обязать администрацию Кокошинского сельсовета <адрес> выполнить работы по инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселений (<адрес>, о.п. 3192, о.<адрес>) и дорожных сооружений на них: кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых указанными дорогами и дорожными сооружениями, а также работы по технической инвентаризации автомобильных дорог Кокошинского сельсовета <адрес> (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) в срок до ДД.ММ.ГГГГ; присвоить автомобильным дорогам местного значения Кокошинского сельсовета <адрес> наименования, идентификационные номера; утвердить перечень автомобильных дорог местного значения поселения Кокошинского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. От поддержания требований в части возложения обязанности по разработке и утверждению программы по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Кокошинского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ отказался в связи с наличием программы. Кроме того, указал, что <адрес> сельсовета <адрес>, был упразднен на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации Кокошинского сельсовета <адрес> ФИО1 с заявленными требованиями прокурора согласен. Пояснил, что <адрес> сельсовета <адрес>, был упразднен на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные в исковом заявлении работы администрацией Кокошинского сельсовета не выполнены, только разработана и утверждена программа по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Кокошинского сельсовета <адрес>. Перечень автомобильных дорог утверждался, но без присвоения им идентификационных номеров. Несмотря на финансовые затруднения, проведение указанных в иске прокурора работ считает необходимым, они будут принимать меры к их выполнению в указанный срок.
Выслушав прокурора, представителя Кокошинского сельсовета, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.14 ч.1 п.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст.50 ч.1 п.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ ( с изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии со ст.6 ч.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с последующими изменениями), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст.8 ч. 3, 5, 6 п. 3, ч. 7 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, автомобильные дороги общего пользования местного значения могут иметь наименования, которые им присваиваются соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Наименование автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты, как правило, должно состоять из наименований соединяемых этой автомобильной дорогой населенных пунктов. В наименовании автомобильной дороги допускается указывать наименования населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги, наименования географических или иных объектов, наименования исторических событий, а также допускается устанавливать наименование автомобильной дороги с учетом национальных традиций и особенностей соответствующих местностей. Наименование автомобильной дороги должно указываться соответственно в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений.
Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
Согласно ст.3 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 п. 5 Устава Кокошинского сельсовета, к полномочиям администрации относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л.д. 30-34).
Согласно <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ, упразднен <адрес> муниципального образования Кокошинского сельсовета <адрес> (л.д.35).
Из сообщений главы администрации Кокошинского сельсовета ФИО1 следует, что дороги местного значения в реестр муниципального имущества не включены, бюджетных средств на их содержание не выделяется; мероприятий, связанных с ремонтом автомобильных дорог не проводится, вопросы обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог, улучшения их технического состояния, в том числе финансирования реконструкции, направленных на улучшение их параметров с учётом увеличения потоков автомобильного легкового и грузового транспорта не рассматривались; дороги местного значения в муниципальную собственность не передавались, в оперативное управление хозяйствующим субъектам не передавались; муниципальных контрактов по выполнению дорожно-строительных работ не заключалось; комиссии по безопасности дорожного движения не создавались (л.д.9).
Из ответа главы администрации Кокошинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что разработан проект целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Кокошинском сельсовете на 2012-2015 годы». Оформление и государственная регистрация права муниципальной собственности на автодороги местного значения в границах Кокошинского сельсовета требуют значительных финансовых затрат. Наполняемость местного бюджета не позволяет профинансировать мероприятия единовременно, поэтому работа по оформлению и регистрации будет проводиться поэтапно (л.д.13).
Согласно распоряжения администрации Кокошинского сельсовета <адрес> «О вступлении в должность главы Кокошинского сельсовета» от ДД.ММ.ГГГГ главой Кокошинского сельского совета с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1 (л.д. 24).
Согласно Постановления администрации Кокошинского сельсовета <адрес> об утверждении целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Кокошинском сельсовете на 2012 -2015 годы» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 25, 26-29).
Из представленных планов контуров <адрес> следует, что в границах указанных поселений имеются дороги, не относящиеся к дорогам федерального и регионального значения (л.д. 17.18,19,20).
Таким образом, судом установлено, что администрацией Кокошинского сельсовета <адрес> работы по оформлению права собственности на автомобильные дороги не проводятся: не проведена инвентаризация и паспортизация автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения: <адрес>, о.п. 3192, о.<адрес> и дорожных сооружений на них: не проведены кадастровые работы в отношении земельных участок, занятых автомобильными дорогами, и техническая инвентаризация автомобильных дорог, автомобильным дорогам не присвоены наименования и идентификационные номера, не утвержден перечень автомобильных дорог местного значения поселения, что подтверждено в судебном заседании представителем администрации Кокошинского сельсовета и письменными материалами дела.
Судом установлено, что администрация Кокошинского сельсовета не выполняет обязанности, возложенные на нее Федеральными законами: № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения».
Неисполнение администрацией сельсовета своих обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав граждан на жизнь и здоровье, а также прав муниципального образования на целевое использование бюджетных средств на дорожную деятельность.
Из представленных документов (л.д.21,22,23), объяснений представителя Кокошинского сельсовета следует, что в утвержденном перечне автомобильных дорог местного значения поселения, не всем дорогам присвоены наименования и идентификационные номера. Суд полагает, что работу по утверждению уточненного перечня автомобильных дорог местного значения, присвоению дорогам идентификационных номеров следует возобновить после проведения кадастровых работ, после проведения инвентаризации автомобильных дорог.
В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование о возложении на ответчика обязанности по соблюдению требований законодательства об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения является обоснованным и подлежит удовлетворению, оно не оспорено представителем ответчика и подтверждено письменными материалами дела.
Представитель ответчика с исковыми требованиями прокурора согласен, последствия признания иска ему разъяснены и понятны (л.д. 37).
На основании ст.ст.35 п.3, 27 п.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 73, 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Кокошинского сельсовета <адрес>:
- выполнить работы по инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселений: <адрес>, о.п. 3192, о.<адрес> и дорожных сооружений на них: кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых автомобильными дорогами местного значения и дорожными сооружениями, а также работы по технической инвентаризации автомобильных дорог Кокошинского сельсовета <адрес> (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
- присвоить автомобильным дорогам местного значения Кокошинского сельсовета <адрес> наименования, идентификационные номера, утвердить перечень автомобильных дорог местного значения поселения Кокошинского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий: Жданова О.А.