О возложении обязанностей на администрацию сельсовета по устранению нарушений земельного законодательства



Дело № 2-375

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«05» мая 2012 года <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Жигловой А.Н.

с участием помощника прокурора Цветкова С.В.

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 заявленное требование подержал и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ФИО2 <адрес> земельного законодательства. На основании п. 22 ч. 1 ст. 14 Федеральное закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Часть 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяет, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиям участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Частью 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральным законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, к которым относится места для захоронения, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарные правила и нормы ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

Установлено, что на территории ФИО1 сельсовета расположено 1 действующие кладбище:

1. в 50 м. на юго-восток от ориентира - индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, площадь кладбища примерно 1,095 Га.

Указанное кладбище организовано ФИО1 сельсовета, однако на балансе ФИО1 сельсовета не стоит, в реестре муниципальной собственности сельсовета не числится, правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый захоронениями, не оформлены. Земельный участок, занятый кладбищами, используется ФИО1 сельсовета без правоустанавливающих документов. Бездействие ФИО1 сельсовета, выразившееся в не устранении указанных нарушений земельного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, жизнь и здоровье, нарушает интересы муниципального образования поселения, так как указанный земельный участок, занятый захоронениями не оформлен в порядке, установленном действующим законодательством в муниципальную собственность, что может повлечь незаконное выделение бюджетных средств на содержание кладбища, который не принят в муниципальную собственность поселения, либо создать препятствия к бюджетному финансированию содержания этого имущества и поддержания кладбища в соответствии с Санитарными правилами и нормами ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержании кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», по той же причине. Защита прав неопределенного круга лиц, и интересов муниципального образования в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Просит обязать ФИО1 сельсовета <адрес> выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ кадастровые работы в отношении земельного участка, занятого захоронениями, оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства на этот земельный участок, который расположен: в 50 м. на юго-восток от ориентира - индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, площадь кладбища примерно 1,095 Га.

Ответчик представитель ФИО1 сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Просит рассмотреть дело в их отсутствии. С исковыми требованиями согласна. ФИО1 сельсовета заключен договор с ООО «Меридиан» на выполнение кадастровых работ по формированию и установлений границ земельного участка. (л.д. 19)

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федеральное закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяет, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиям участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральным законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, к которым относится места для захоронения, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарные правила и нормы ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

Согласно п. 23 ст.5 Устава ФИО1 сельсовета, к вопросам местного значения ФИО1 сельсовета относиться организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д. 10,11).

Из сообщения ФИО1 сельсовета следует, что на территории ФИО1 сельсовета находиться одно действующее кладбище, место положение в 50 м. на юго-восток от ориентира - индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, площадь кладбища примерно 1,095 Га, на балансе ФИО2 кладбище не состоит, в реестре муниципальной собственности не числиться, правоустанавливающие документы на земельный участок занятый захоронением нет ( л.д. 8)

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 сельсовета <адрес> работы по оформлению права собственности на земельные участки занятые захоронениями не проводились: кадастровые работы в отношении земельного участка, занятого захоронениями не проведены, не оформлены правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства на этот земельный участок на территории ФИО1 сельсовета, что подтверждено в судебном заседании письменными материалами дела. Из заявления ФИО1 сельсовета следует, что ФИО1 сельсовета заключен договор с ФИО14 на выполнение кадастровых работ по формированию и установлений границ земельного участка.

Судом установлено, что ФИО1 сельсовета не выполняет обязанности, возложенные на нее Федеральными законами № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле», Санитарные правила и нормы ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Неисполнение ФИО2 сельсовета своих обязанностей по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную среду, жизнь и здоровье, а также прав муниципального образования на целевое использование бюджетных средств на содержание кладбища.

В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование о возложении на ответчика обязанности по соблюдению требований земельного законодательства обоснованным и подлежит удовлетворению, оно не оспорено представителем ответчика и подтверждено письменными материалами дела.

На основании ст.ст.35 п.3, 27 п.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать ФИО1 сельсовета <адрес> выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ кадастровые работы в отношении земельного участка, занятого захоронениями, оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства на этот земельный участок, который расположен:

в 50 м. на юго-восток от ориентира - индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, площадь кладбища примерно 1,095 Га.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца.

Председательствующий: ФИО6