Дело № 2-369-12г. Поступило – ДД.ММ.ГГГГ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Чулымский районный суд <адрес> в составе: Председательствующего Г.М. Смагиной С участием прокурора Т. Е. Тимошенко При секретаре ФИО3 Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о понуждении к совершению действий. УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с заявлением к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о понуждении к совершению действий. В судебном заседании прокурор требования поддержал, пояснил, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> сельсовета <адрес> земельного законодательства в части оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые кладбищами на территории администрации Беркутовского сельсовета <адрес>. Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с ч.1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке установленном, уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Согласно ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Администрация <адрес> сельсовета, владея и распоряжаясь недвижимым имуществом, должна соблюдать требования гражданского законодательства, регулирующего вопросы владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, а именно: осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество установленном законом порядке. Однако, указанное требование закона администрацией <адрес> сельсовета не исполняется, кладбища, расположенные на территории сельского поселения на балансе не состоят, в реестре муниципальной собственности муниципального образования не числятся, правоустанавливающие документы на земельные участки занятые захоронением не оформлены. Просит суд обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> оформить правоустанавливающие документы на земельные участки кладбищ, расположенных по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на север на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на северо-запад на расстоянии 1 км от д. <адрес> Установить ответчику срок для вышеуказанных действий. Представитель администрации <адрес> сельсовета <адрес> ФИО4 с исковыми требованиями прокурора <адрес> согласна и пояснила, что ранее земельные участки не были оформлены из-за недостатка средств в бюджете муниципального образования. В настоящее время работы намечены на 2013 год. При утверждении бюджета <адрес> сельсовета средства на эти работы будут предусмотрены. Просит установить срок оформления земельных участков не ранее 2-го и 3-го квартала 2013 года. Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, заключение прокурора, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно п.21 ст.5 Устава <адрес> сельсовета <адрес> к вопросам местного значения <адрес> сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Как установлено в судебном заседании прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> сельсовета <адрес> земельного законодательства в части оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые кладбищами на территории администрации <адрес> сельсовета <адрес>. Часть 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Часть 1 ст.4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяет, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В силу ч. 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8 ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Частью 4 ст.16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Часть 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,10-21 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведений об объекте недвижимости. Согласно п. 13 ч. 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке установленном, уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Статья 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, при этом обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие данного Федерального закона. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав органами по государственной регистрации прав. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами (ч.1 ст. 131 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 215 ГК РФ). Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Согласно представленной информации администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории поселения расположено четыре действующих кладбища: по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на север на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на северо-запад на расстоянии 1 км от д. <адрес> На балансе администрации поселения указанные кладбища не состоят, правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые местами захоронения, нет в наличии. Отвод земельных участков под кладбища произведен на основании Постановления главы администрации <адрес> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ (лд.16). Указанные кладбища на балансе администрации <адрес> сельсовета <адрес> не стоят, в реестре муниципальной собственности сельсовета не числятся, правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые захоронениями, не оформлены, используются без правоустанавливающих документов. Из информаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № – 684, № следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на эти объекты (кладбища) отсутствуют. Бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в не устранении указанных нарушений земельного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, жизнь и здоровье, нарушает интересы муниципального образования поселения, так как указанные земельные участки, занятые захоронениями, не оформлены в порядке, установленном действующим законодательством, в муниципальную собственность, что может повлечь незаконное выделение бюджетных средств на содержание кладбищ, не принятых в муниципальную собственность поселения, либо создать препятствия к бюджетному финансированию содержания этого имущества и поддержания кладбищ в соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», по той же причине. Представитель администрации <адрес> сельсовета в судебном заседании подтвердила, что действительно на территории муниципального образования находятся четыре действующих кладбища, которые не состоят на балансе муниципального образования. Правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые местами захоронения, нет в наличии. При утверждении бюджета <адрес> сельсовета средства на эти работы будут предусмотрены. Поскольку в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> имеется 4 действующих кладбища, расположенных на земельных участках, права на которые не оформлены в установленном порядке: кадастровые работы в отношении указанных земельных участков не проведены, правоустанавливающие документы на них не оформлены, что подтверждено в судебном заседании представителем <адрес> сельсовета и письменными материалами дела. Администрация <адрес> сельсовета <адрес> не выполняет обязанности по организации похоронного дела и содержанию мест захоронения, возложенные на нее Федеральными законами: № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», Уставом <адрес> сельсовета <адрес>. Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Неисполнение администрацией сельсовета своих обязанностей в сфере земельного законодательства создает угрозу нарушения прав граждан на жизнь и здоровье, а также прав муниципального образования на целевое использование бюджетных средств на содержание кладбищ. В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование о возложении на ответчика обязанности по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых захоронениями, и оформлению правоустанавливающих документов является обоснованным и подлежит удовлетворению, оно не оспорено представителем ответчика и подтверждено письменными материалами дела. На основании ст.ст.35 п.3, 27 п.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан. Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель, применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В соответствии с ч.1 ст.107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности. Следует учитывать, что в силу ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Частью 1 ст.130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Ст.132 ч.1 установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения. Таким образом, суд полагает, что срок, в течение которого администрация <адрес> сельсовета <адрес> обязана разрешить вопрос о выделении муниципальных средств на проведение работ, должен устанавливаться с учетом права исполнительных и представительных органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Установление срока исполнение настоящего решения суда без учета конституционного принципа на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета означало бы необоснованное вторжение органов судебной власти в компетенцию органов местного самоуправления. Кроме того, при определении срока исполнения решения суда суд учитывает, что для исполнения решения суда необходимо выделение средств местного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Без такого материального обеспечения решение суда не может отвечать требованию реальной исполнимости. По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23.12.1997г. по делу о проверке конституционности п.2 ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.6 ст.15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», реализация прав и законных интересов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерное негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех. Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем, связанных с обеспечением таких прав, как право на жизнь и достоинство личности. Поэтому именно и только в форме акта местного органа власти о выделении средств местного бюджете на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых захоронениями, оформление правоустанавливающих документов, соответствующих нормам земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства может быть найден баланс между правами и законными интересами заинтересованных лиц. В судебном заседании представитель администрации <адрес> сельсовета ФИО4 просила установить срок для исполнения решения суда по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки не ранее 2-3 кварт ала 2013 г.. Таким образом, органом местного самоуправления самостоятельно разрешен вопрос о сроках финансирования указанных работ. Прокурор возражений по указанному сроку не имеет. Суд полагает возможным согласиться с названным сроком. Данный срок достаточен для того, чтобы реально исполнить решение суда. Руководствуясь ст. 89 ГПК РФ, суд находит возможным, освободить ответчика от уплаты государственной пошлины. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 196 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> выполнить кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых захоронениями, оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно - эпидемиологического законодательства, на земельные участки, расположенные: - по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, - по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, - по направлению на север на расстоянии 800 м от <адрес>, - по направлению на северо-запад на расстоянии 1 км от д. <адрес>, <адрес>. Установить администрации <адрес> сельсовета <адрес> для исполнения решения суда срок до ДД.ММ.ГГГГ Освободить администрацию <адрес> сельсовета <адрес> от уплаты государственной пошлины. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий - подпись. Копия верна. Судья - Г. М. Смагина.
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и
на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.