О понуждении к совершению действий



Дело № 2-369-12г.

Поступило – ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Чулымский районный суд <адрес>

в составе:

Председательствующего Г.М. Смагиной

С участием прокурора Т. Е. Тимошенко

При секретаре ФИО3

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о понуждении к совершению действий.

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с заявлением к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о понуждении к совершению действий.

В судебном заседании прокурор требования поддержал, пояснил, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> сельсовета <адрес> земельного законодательства в части оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые кладбищами на территории администрации Беркутовского сельсовета <адрес>.

Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч.1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке установленном, уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Согласно ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Администрация <адрес> сельсовета, владея и распоряжаясь недвижимым имуществом, должна соблюдать требования гражданского законодательства, регулирующего вопросы владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, а именно: осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество установленном законом порядке.

Однако, указанное требование закона администрацией <адрес> сельсовета не исполняется, кладбища, расположенные на территории сельского поселения на балансе не состоят, в реестре муниципальной собственности муниципального образования не числятся, правоустанавливающие документы на земельные участки занятые захоронением не оформлены.

Просит суд обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> оформить правоустанавливающие документы на земельные участки кладбищ, расположенных по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на север на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на северо-запад на расстоянии 1 км от д. <адрес> Установить ответчику срок для вышеуказанных действий.

Представитель администрации <адрес> сельсовета <адрес> ФИО4 с исковыми требованиями прокурора <адрес> согласна и пояснила, что ранее земельные участки не были оформлены из-за недостатка средств в бюджете муниципального образования. В настоящее время работы намечены на 2013 год. При утверждении бюджета <адрес> сельсовета средства на эти работы будут предусмотрены. Просит установить срок оформления земельных участков не ранее 2-го и 3-го квартала 2013 года.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, заключение прокурора, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно п.21 ст.5 Устава <адрес> сельсовета <адрес> к вопросам местного значения <адрес> сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> сельсовета <адрес> земельного законодательства в части оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые кладбищами на территории администрации <адрес> сельсовета <адрес>.

Часть 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Часть 1 ст.4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяет, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу ч. 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8 ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Частью 4 ст.16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Часть 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,10-21 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведений об объекте недвижимости.

Согласно п. 13 ч. 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке установленном, уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Статья 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, при этом обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие данного Федерального закона.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав органами по государственной регистрации прав. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами (ч.1 ст. 131 ГК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 215 ГК РФ).

Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и
на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

Согласно представленной информации администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , на территории поселения расположено четыре действующих кладбища: по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на север на расстоянии 800 м от <адрес>, по направлению на северо-запад на расстоянии 1 км от д. <адрес> На балансе администрации поселения указанные кладбища не состоят, правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые местами захоронения, нет в наличии.

Отвод земельных участков под кладбища произведен на основании Постановления главы администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (лд.16).

Указанные кладбища на балансе администрации <адрес> сельсовета <адрес> не стоят, в реестре муниципальной собственности сельсовета не числятся, правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые захоронениями, не оформлены, используются без правоустанавливающих документов.

Из информаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , , – 684, следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на эти объекты (кладбища) отсутствуют.

Бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в не устранении указанных нарушений земельного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, жизнь и здоровье, нарушает интересы муниципального образования поселения, так как указанные земельные участки, занятые захоронениями, не оформлены в порядке, установленном действующим законодательством, в муниципальную собственность, что может повлечь незаконное выделение бюджетных средств на содержание кладбищ, не принятых в муниципальную собственность поселения, либо создать препятствия к бюджетному финансированию содержания этого имущества и поддержания кладбищ в соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», по той же причине.

Представитель администрации <адрес> сельсовета в судебном заседании подтвердила, что действительно на территории муниципального образования находятся четыре действующих кладбища, которые не состоят на балансе муниципального образования. Правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые местами захоронения, нет в наличии. При утверждении бюджета <адрес> сельсовета средства на эти работы будут предусмотрены.

Поскольку в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> имеется 4 действующих кладбища, расположенных на земельных участках, права на которые не оформлены в установленном порядке: кадастровые работы в отношении указанных земельных участков не проведены, правоустанавливающие документы на них не оформлены, что подтверждено в судебном заседании представителем <адрес> сельсовета и письменными материалами дела.

Администрация <адрес> сельсовета <адрес> не выполняет обязанности по организации похоронного дела и содержанию мест захоронения, возложенные на нее Федеральными законами: № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», Уставом <адрес> сельсовета <адрес>.

Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неисполнение администрацией сельсовета своих обязанностей в сфере земельного законодательства создает угрозу нарушения прав граждан на жизнь и здоровье, а также прав муниципального образования на целевое использование бюджетных средств на содержание кладбищ.

В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование о возложении на ответчика обязанности по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых захоронениями, и оформлению правоустанавливающих документов является обоснованным и подлежит удовлетворению, оно не оспорено представителем ответчика и подтверждено письменными материалами дела.

На основании ст.ст.35 п.3, 27 п.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель, применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.

Следует учитывать, что в силу ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Частью 1 ст.130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Ст.132 ч.1 установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.

Таким образом, суд полагает, что срок, в течение которого администрация <адрес> сельсовета <адрес> обязана разрешить вопрос о выделении муниципальных средств на проведение работ, должен устанавливаться с учетом права исполнительных и представительных органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Установление срока исполнение настоящего решения суда без учета конституционного принципа на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета означало бы необоснованное вторжение органов судебной власти в компетенцию органов местного самоуправления.

Кроме того, при определении срока исполнения решения суда суд учитывает, что для исполнения решения суда необходимо выделение средств местного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Без такого материального обеспечения решение суда не может отвечать требованию реальной исполнимости.

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23.12.1997г. по делу о проверке конституционности п.2 ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.6 ст.15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», реализация прав и законных интересов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерное негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех. Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем, связанных с обеспечением таких прав, как право на жизнь и достоинство личности.

Поэтому именно и только в форме акта местного органа власти о выделении средств местного бюджете на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых захоронениями, оформление правоустанавливающих документов, соответствующих нормам земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства может быть найден баланс между правами и законными интересами заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель администрации <адрес> сельсовета ФИО4 просила установить срок для исполнения решения суда по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки не ранее 2-3 кварт ала 2013 г..

Таким образом, органом местного самоуправления самостоятельно разрешен вопрос о сроках финансирования указанных работ.

Прокурор возражений по указанному сроку не имеет.

Суд полагает возможным согласиться с названным сроком. Данный срок достаточен для того, чтобы реально исполнить решение суда.

Руководствуясь ст. 89 ГПК РФ, суд находит возможным, освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> выполнить кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых захоронениями, оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно - эпидемиологического законодательства, на земельные участки, расположенные:

- по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>,

- по направлению на юго-запад на расстоянии 800 м от <адрес>,

- по направлению на север на расстоянии 800 м от <адрес>,

- по направлению на северо-запад на расстоянии 1 км от д. <адрес>, <адрес>.

Установить администрации <адрес> сельсовета <адрес> для исполнения решения суда срок до ДД.ММ.ГГГГ

Освободить администрацию <адрес> сельсовета <адрес> от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий - подпись.

Копия верна. Судья - Г. М. Смагина.