РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чухлома «30» сентября 2010 г.
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Шинкаря И.А.
с участием истицы Абрамовой Т.А.,
прокурора прокуратуры Чухломского района Морева Е.А.,
при секретаре Мирохановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе прокурора Чухломского района на решение мирового судьи судебного участка №49 Чухломского района от 20.07.2010 г., которым в удовлетворении исковых требований прокурора Чухломского района в интересах Абрамовой Т.А. к ОГУ «Центр социальных выплат» о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отказано.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чухломского района обратился в суд с иском в интересах Абрамовой Т.А. к областному государственному учреждению «Центр социальных выплат». Иск мотивировал тем, что после увольнения из МУЗ «...» Абрамовой Т.А., работавшей в должности ..., было необоснованно прекращено предоставление льгот по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению жилого помещения. Абрамова Т.А. проработала в МУЗ «...» в должности ... с Дата обезличена по Дата обезличена. Абрамова Т.А. проживает в сельской местности. Дата обезличена Абрамовой Т. А. выдано удостоверение о назначении пенсии по старости. Таким образом, Абрамова Т. А. на момент увольнения как лицо, вышедшее на пенсию, проживающее в сельской местности и проработавшая более 10 лет в учреждении здравоохранения имела право на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг. Льготы по оплате коммунальных услуг не были предоставлены Абрамовой Т. А. за период апрель-ноябрь 2009 года (электроснабжение) и за 2009 год по оплате за приобретение твердого топлива. Поэтому Прокурор Чухломского района просит взыскать с ОГУ «Центр социальных выплат» в пользу Абрамовой Т.А. задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в сумме ... рубля ... копеек за период апрель-ноябрь 2009 года по электроснабжению и за 2009 год по оплате за приобретение твердого топлива.
Решением мирового судьи судебного участка №49 Чухломского района от 20.07.2010 г. в удовлетворении исковых требований прокурора Чухломского района в интересах Абрамовой Т.А.было отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда, ввиду неправильного применения гражданского, гражданского-процессуального законодательства РФ, а также неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истица Абрамова Т.А. в своей апелляционной жалобе также поддержала позицию прокурора.
В судебном заседании прокурор и истца поддержали доводы, изложенные ими в апелляционном представлении и жалобе, при этом просили отменить решение суда и обязать ОГУ «Центр социальных выплат» выплатить в пользу истицы задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере ... рубля ... копеек.
В возражениях относительно апелляционного представления директор ОГУ «Центр социальных выплат» полагает решение суда законным. Дополнительно в заявлении указала, что с 01.12.2009 г. функция предоставления денежной компенсации жителям районов Костромской области передана ОГУ «Центр социальных выплат». До 01.12.2009 г. эту функцию осуществляли территориальные органы социальной защиты населения, которые предоставляли льготы гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг. ОГУ «Центр социальных выплат» не может объяснить причину не предоставления территориальным органом социальной защиты населения льгот Абрамовой. На основании действующего регионального законодательства ОГУ «Центр социальных выплат» не имеет права выплачивать гражданам денежную компенсацию в возмещение их затрат за оплату жилищно-коммунальных услуг, произведенных до 01.12.2009 г.
Соответчики Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и Департамент финансов Костромской области в судебное заседании не явились, о рассмотрении дела были извещены своевременно и надлежащим образом, возражений в суд не представили.
Заслушав прокурора, истцу, допросив свидетеля, изучив доводы представления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд пришел к выводу, что федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Костромской области не предусмотрено возможности взыскания мер социальной поддержки за прошлые периоды, когда гражданин не обращался за получением таких мер социальной поддержки. Судом было установлено, что в период с апреля по ноябрь 2009 года Абрамова Т. А. не обращалась в ОГУ «ЦСВ» с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки, поэтому в удовлетворении исковых требований было отказано.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Судом правильно было установлено, не оспаривалось сторонами и подтверждается материалами дела, что истца имела право на получение мер социальной поддержки и после увольнения в 2008 г. как медицинский работник, проработавший не менее 10 лет в сельской местности и проживающий там. Однако нельзя согласиться с выводом суда о том, что не обращение Абрамовой за получением мер социальной поддержки является основанием для их не получения.
Согласно ст. 63 «Основа законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Костромской области от 05.06.2006 г. "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" установлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников государственных областных и муниципальных учреждений образования, культуры, социального обслуживания, ветеринарной службы, учреждений по работе с молодежью, организаций здравоохранения, физкультурно-спортивных организаций, работающих и проживающих в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) на территории Костромской области.
Согласно ч.4 ст.3 указанного Закона меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами вышедшими на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там.
Из материалов дела следует, что истца действительно с Дата обезличена по Дата обезличена. работала в ... на должности ... постоянно проживает в ...
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Право на получение мер социальной поддержки появилось у Абрамовой еще до увольнения ее из больницы в 2008 г.
Из показаний свидетеля ФИО1 следует, что она является ведущим специалистом филиала ОГУ «Центр социальных выплат». До декабря 2009 г. предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе и истицы, занимался территориальный отдел социальной защиты населения. С декабря 2009 г. эта функция возложена на ОГУ «Центр социальных выплат», теперь меры социальной поддержки выплачиваются в виде денежных компенсаций. Меры социальной поддержки Абрамовой Т.А. были прекращены, т.к. от социального работника Судайской администрации была получена информация о том, что она была уволена с работы. Информации о том, что она являлась пенсионером не было (Пенсионный фонд таких сведений не предоставляет), иначе бы она и дальше получала бы меры социальной поддержки, т.к. имела на это право. Механизма отказа в предоставлении мер социальной поддержки не существует, на личном деле истицы была сделана запись «прекратить», сама она об этом не уведомлялась. В настоящее время меры социальной поддержки ей восстановлены. Если бы она обратилась в 2009 г., то ей был бы сделан перерасчет, за тот период, за который она не получала выплаты. Но так как она обратилась в 2010 г., после закрытия финансового 2009 г., то ей перерасчет сделать уже невозможно. З а период с момента увольнения в 2008 г. до апреля 2009 г. Абрамовой Т.А. получала меры социальной поддержки, за этот период с нее ничего не взыскивалось.
Согласно ст.ст. 45,46 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Суд полагает, что односторонний отказ от предоставления мер социальной поддержки, без уведомления об этом самого получателя (истицы) и в форме, указанной свидетелем ФИО1, нарушил права истицы, что не соответствует требованиям законодательства. Истца была лишена возможности своевременно обратиться в орган, принявший решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, для выяснения причин отказа или обжалования таких действий.
Согласно постановления администрации Костромской области от 13 апреля 2009 г. N 162-а «О предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан» назначение ежемесячной денежной компенсации производится Центром социальных выплат:
- гражданам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на последний день месяца, предшествующего месяцу, с которого осуществляется переход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, на основании имеющихся документальных дел получателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 4).
Согласно п. 14 данного постановления выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается в случае утраты гражданином права на получение ежемесячной денежной компенсации, смерти получателя мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Оснований утраты истицей права на получение мер социальной поддержки не имелось.
Таким образом, у Абрамовой Т.А. право на предоставление мер социальной поддержки не возникло вновь, а сохранялось в соответствии с ранее обозначенными условиями и не требует повторной заявительной формы обращения за предоставлением мер социальной поддержки.
То обстоятельство, что до 01.12.2009 г. предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе и истицы, занимался территориальный отдел социальной защиты населения, не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Отсутствие механизма по возмещению затрат за 2009 г., которые понесла истица, не должно влиять на ее гарантированное законом право на получение мер социальной поддержки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение мирового судьи судебного участка №49 Чухломского района отменить и принять новое решение.
Обязать ОГУ «Центр социальных выплат» выплатить в пользу Абрамовой Т.А. задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере ... рубля ... копеек.
Взыскать с ОГУ «Центр социальных выплат» в доход бюджета Чухломского муниципального района государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Судья Шинкарь И.А.