Дело № 2-135/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Чухлома 11 августа 2010 года.
Чухломский районный суд Костромской области в составе единолично судьи Андриянова А.Н.,
при секретаре Ивановской С.В.,
с участием:
прокурора Шугайкина А.В.,
представителя ответчика - администрации Чухломского муниципального района Костромской области Федотова И.А. и представителя третьего лица - МОУ «...» Буриловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района Костромской области к администрации Чухломского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чухломского района, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском, указывая следующее.
В соответствии с планом работы прокуратурой Чухломского района в порядке ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения ...
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее ФЗ «О пожарной безопасности»):
-пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст.З ФЗ «О пожарной безопасности» к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности отнесены органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности отнесена реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года №313 данные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.1, 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В ходе проверки, в деятельности школы выявлены грубые нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности:
- в нарушение п.п. 3, 108 (приложения №3) Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации. СП 9.131330.2009 (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №179), ст.ст.60, 105 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные средства пожаротушения (огнетушители) содержатся с нарушением паспортных данных и требований пожарной безопасности (не проверены, не перезаряжены). В соответствии с планом эвакуации на момент проверки в здании №1 и №2 отсутствовали огнетушители;
- в нарушение п.п. 3, 40, 51 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании №1 (учебный корпус) размеры эвакуационного выхода на 1-ом этаже не соответствует действующим нормам (по ширине);
- в нарушение п.п. 3, 27, 51 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., «Норм пожарной безопасности» НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. (Виды, размеры, общие технические требования», п. 1.2, 1.З.), Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здание образовательного учреждения, а так же пути эвакуации не обеспечены в полном объеме знаками пожарной безопасности (в частности на момент проверки отсутствовал знак огнетушителя в кабинете информатики, указатель место размещения телефона);
- в нарушение п. 40 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на окнах спортивного зала образовательного учреждения установлены глухие металлические решетки;
- в нарушение п.п. 55, 130 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании интерната образовательного учреждения отсутствуют электрические фонари на случай отключения электроэнергии;
- в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., ст. 50 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 года №280 здания образовательного учреждения не оборудованы молниезащитой;
- в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., п. 1.23* СНиП 2.08.02-89*, Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» осуществляется эксплуатация 2-го этажа здания №1 (учебного корпуса) для целей обучения (расположен кабинет информатики).
В соответствии с п. 4. Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. В соответствии со ст.37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Муниципальное общеобразовательное учреждение ... содержится за счет средств предоставляемых учредителем и самостоятельно устранить допущенные нарушения противопожарной безопасности не может. Финансирование на эти цели из бюджета Чухломского муниципального района Костромской области не производится.
В соответствии с п.3.6. Устава МОУ ... собственник учреждения (администрация Чухломского муниципального района) осуществляет финансирование его деятельности из бюджета Чухломского муниципального района Костромской области в соответствии со сметой расходов.
При этом п.4.3. МОУ ... предусмотрено, что к исключительной компетенции собственника Учреждения относится утверждение сметы бюджетного финансирования Учреждения, финансового плана и внесение в них изменений.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам...
В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В соответствии с п. 1,3 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления районов в области образования относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, что фактически администрацией Чухломского муниципального района в части обеспечения пожарной безопасности в МОУ ... не делается. Обеспечение требований пожарной безопасности при организации работы муниципального общеобразовательного учреждения надлежащим образом не осуществляется, что ущемляет права несовершеннолетних учащихся и создает угрозу их жизни.
В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно Закона РФ «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В этой связи прокурор требует обязать учредителя Муниципального общеобразовательного учреждения ... -администрацию Чухломского муниципального района в срок до 01.10.2010 года устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности:
1) обеспечить содержание первичных средств пожаротушения (огнетушителей) в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Обеспечить количество огнетушителей в здании образовательного учреждения в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
2) в здании №1 (учебном корпусе) размеры эвакуационного выхода на 1-ом этаже выполнить в соответствии с действующими нормами;
3) обеспечить здание образовательного учреждения в полном объеме знаками пожарной безопасности;
4) демонтировать на окнах спортивного зала образовательного учреждения глухие металлические решетки;
5) обеспечить здание интерната образовательного учреждения электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии;
6) оборудовать здания образовательного учреждения молниезащитой;
7) прекратить эксплуатацию 2-го этажа здания №1 (учебного корпуса) для целей обучения.
Для этого провести в МОУ ... необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния образовательного учреждения в соответствие с законодательством РФ.
В судебном заседании прокурор заявленные требования уменьшил поскольку нарушения, указанные в п.п. 1-5 требований устранены ответчиком добровольно до судебного заседания.
В остальной части( п.п. 6-7) прокурор иск поддержал по изложенным в нём основаниям окончательно сформулировав требования следующим образом.
Обязать учредителя Муниципального общеобразовательного учреждения ... - администрацию Чухломского муниципального района в срок до 01 мая 2011 года устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности:
1) оборудовать здания образовательного учреждения молниезащитой;
2) прекратить эксплуатацию 2-го этажа здания №1 (учебного корпуса) для целей обучения;
и для этого провести в МОУ «...» необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния образовательного учреждения в соответствие с законодательством РФ.
Представитель ответчика Федотов И.А. и представитель третьего лица Бурилова Е.А. требования прокурора об оборудовании здания школы устройствами молниезащиты признали и не оспаривали, а в части наложения запрета на эксплуатацию 2-го этажа 1 учебного корпуса школы возражали.
Из их пояснений следует, что здание 1 учебного корпуса двухэтажное деревянное относится к пятой степени огнестойкости. При этом общее количество учеников школы 170 человек, а на втором этаже этого корпуса расположен лишь один кабинет информатики, в котором установлено 10 компьютеров. Пунктом 42 ППБ 01-03 не допускается одновременное пребывание 50 и более человек в помещениях зданий пятой степени огнестойкости, расположенных выше первого этажа. Общее же количество детей одновременно пребывающих на втором этаже здания составляет 10 человек и один преподаватель информатики. В кабинете информатики обучаются только ученики старших классов - 8-11 кл. обучение ведётся по группам, состоящим из 10 человек, при этом общее количество учебных часов в неделю составляет 7 часов. Требования пожарной безопасности в остальном соблюдаются полностью: этаж оборудован первичными средствами пожаротушения, эвакуационный выход соответствует нормам пожарной безопасности, расстояние от кабинета до него составляет 7 метров. С учащимися постоянно проводятся тренировки по эвакуации из здания в случае пожара, результаты которых укладываются в необходимый норматив. Пребывание детей на втором этаже учебного корпуса № 2 опасности для них не представляет. Иного помещения для данного кабинета у школы не имеется и технической возможности расположить его где-то еще, нет.
Выслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Представителем ответчика и третьего лица не оспаривалась обоснованность требований прокурора об оборудовании зданий школы до 01 мая 2011 года устройствами молниезащиты. Это также предусмотрено совокупностью приведённых прокурором законодательных норм, установленных п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., ст. 50 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 года №280.
Поэтому требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
Что касается запрета на эксплуатацию для целей обучения второго этажа первого учебного корпуса школы, то они удовлетворению не подлежат, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд вправе отказать в удовлетворении такого иска, если обратное будет противоречить общественным интересам.
В обоснование требований о необходимости наложения этого запрета, прокурор ссылается на п.1.23 недействующего с 01 января 2010 года СНиП 2.-8.02-89*. По нему этажность зданий пятой степени огнестойкости, к которому относится здание второго учебного корпуса школы, не должна превышать более 1 этажа при количестве учащихся до 270 человек.
На смену этому СНиП пришёл СНиП 31-06-2009, утверждённый приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 года № 390.
По положениям последних СНиП этажность зданий школ, относящихся к пятой степени огнестойкости не нормирована. В их п. 6.80 содержится лишь требование о том, что количество этажей в зданиях школ четвёртой степени огнестойкости с количеством учеников не более 270 человек не должно превышать 3-х этажей.
В этой связи при решении вопроса о возможности обучения учащихся школ на втором и последующих этажах таких зданий следует руководствоваться по ныне действующим пунктом 42 Правил пожарной безопасности 01-03, утверждённых приказом МЧС № 313 от 18.06.2003 года, согласно которому в зданиях четвёртой и пятой степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.
Соответственно ППБ 01-03 допускают нахождение учащихся на втором этаже учебного здания пятой степени огнестойкости при условии, если их количество одновременно не будет превышать 50 человек..
Нет такого однозначного запрета и в нормах, содержащихся в Федеральном законе № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Прокурором не оспаривались доводы представителя ответчика и третьего лица, и он согласился в судебном заседании с тем, что на втором этаже учебного корпуса № 2 расположен лишь один учебный кабинет информатики, в котором одновременно находится только 11 человек: из них 10 учеников старших классов и 1 учитель, и что остальные требования пожарной безопасности при эксплуатации второго этажа этого здания соблюдаются школой в полном объёме.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что данная деятельность учебного заведения и его учредителя не создаёт опасности для причинения в будущем вреда жизни и здоровью учащихся в случае возникновения пожара и при необходимости они смогут беспрепятственно эвакуироваться из здания в минимально требуемое время. Поэтому в действиях, как учебного заведения, так и его учредителя при эксплуатации второго этажа первого учебного корпуса школы для целей обучения, нарушений законодательства о пожарной безопасности не имеется.
Представленные прокурором в обоснование своих требований в этой части предписание и другие административные материалы, составленные руководителем ТО ГПН Чухломского района(л.д.19-24) означенный вывод суда не опровергают, поскольку также основаны на неправильном применении законодательства о пожарной безопасности.
Доводы представителей ответчика и третьего лица об отсутствии опасности для детей при их обучении на втором этаже в означенных условиях и о невозможности размещения в другом месте кабинета информатики, также ничем не оспорены.
Поэтому у суда в данный момент нет каких-либо законных оснований возлагать на ответчика обязанность прекратить эксплуатацию 2-го этажа 1-го учебного корпуса ... для целей обучения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области к администрации Чухломского муниципального района Костромской удовлетворить частично.
Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 01 мая 2011 года выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию здания муниципального общеобразовательного учреждения «... устройствами молниезащиты.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Андриянов А.Н.